Суббота, 27 апреля, 2024

Потаенное искусство

 

Потаенным искусством когда-то называли произведения старообрядческих художников. Представление о том, какое духовное богатство было создано за века приверженности «древлему благочестию», дает сегодня сахалинцам выставка «Алфавит духовный». Около ста предметов старообрядческого искусства из коллекции Государственного музея истории религии (Санкт-Петербург) сегодня экспонируются в Сахалинском областном художественном музее.

Старообрядческая культура воплотила опыт духовного сопротивления и совершенствования в условиях гонений со стороны власти и церкви. Эта среда дала России выдающихся подвижников в промышленном развитии, науке, культуре, заложила кодекс «честного ведения дел», социальной ответственности и традиции впечатляющего меценатства. «Все для дела – ничего для себя» – таким было кредо основателя рода промышленников Рябушинских. А еще были Морозовы, Прохоровы, братья Третьяковы – создатели галереи национального искусства, просветитель-книгоиздатель Сытин, покровители театрального дела Мамонтов, Бахрушин… И первым масштабным собирателем памятников культуры своих братьев по вере стал уральский меценат Василий Дружинин. Его сборы легли в основу старообрядческой коллекции музея истории религии.

«Алфавит духовный» отразил интереснейшую страницу российской истории, начало которой положила церковная реформа патриарха Никона в середине XVII века, когда в раскол ушла треть русских людей (считается, что сегодня в России  проживает более двух миллионов старообрядцев). «Алфавит духовный» представляет высочайший уровень и основные грани культурного наследия старообрядцев – иконопись, медное литье, рисованый лубок, миниатюры из дерева, книж-ное дело.

Одним из идейных и культурных центров старообрядчества с XVIII до середины XIX века была Выговская поморская пустынь (на территории современной Карелии). Умельцы, работавшие в художественных мастерских монастыря, задавали эстетические эталоны в создании икон, строго соблюдая каноны и сюжеты. Самыми распространенными сюжетами в иконописи были образы Богородицы и наиболее почитаемых святых. А жемчужиной  старообрядческого искусства стало медное литье, расцветшее в поморской глубинке вопреки воле Петра I, который запретил тратить цветные металлы не на военные нужды. У старообрядцев в особой чести были медные иконы, кресты, складни (складные иконы, которые брали в дорогу), прошедшие через «огненное крещение». Уникальной чертой  старообрядческого стиля было использование медных композиций в иконах, исполненных темперой. Украшенные  нарядными эмалями, медные изделия поражают изящнейшей проработкой деталей, небесным сиянием красок и похожи на драгоценные изделия ювелиров. Столь же тонка и работа мастеров по дереву, создававших намогильные резные доски «Голгофский крест с орудиями страстей».

Из среды иконописцев и книжников со временем вышли художники – авторы лубков. «Потешные картинки» ручной работы несли в народ и свет образования, и развлечение. Лубок играл роль средневековой наглядной агитации, в нем отразились история, фольклор, менталитет, традиции старообрядцев, отсюда превеликое разнообразие сюжетов. Тут тебе  библейские заповеди и наставления отрокам, как жить правильно, план-пейзаж Выговского монастыря и родословное древо основателей обители, песнопения и календари, Древо разума и райская птица Сирин  в золотом круге солнца… В этих народных «агитках» традиции искусного рисования подсвечены теплым взглядом  неизвестного художника, донесшего до наших дней умение радоваться жизни, мощь своей веры и чистоту души.

И. Сидорова.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ