Прошедший в Южно-Сахалинске циклон стал в какой-то мере рекордным – такого количества осадков давно не выпадало. Перед этим было ещё два циклона послабее. Борьба со снежными заносами стала настоящим испытанием для горожан, местных властей и коммунальных служб. О том, как скоро ликвидируют последствия стихии, рассказали на недавнем брифинге мэр областной столицы Сергей Надсадин и руководители мэрии.
Фактор потепления
По словам градоначальника, полностью расчистить дороги Южно-Сахалинска планируется к 3 февраля. Дворы и проезды к домам – на следующий день.
Техника и люди работают быстро, но надо понимать, что одномоментно убрать снег со всей территории невозможно.
Поэтому с самого начала циклона определили приоритеты – сначала нужно расчистить магистральные направления, чтобы в случае необходимости могли проехать оперативные службы.
В проезжем состоянии с первых часов поддерживались главные улицы, что было непросто из-за практически нулевой видимости. Но это позволило пустить автобусы-шаттлы в аэропорт. Вместе с экстренными службами наладили снабжение продуктами магазинов в планировочных районах и пригородах.
Обеспечили проезд и проход к детским садам. Затем стали пробивать дорогу к контейнерным площадкам для мусора. Когда стихия пошла на убыль, расширили проезжую часть для нескольких маршрутов общественного транспорта и взялись за тротуары. Темпы вывоза снега в начале недели притормозило повышение температуры – это связано с особенностями работы полигонов, на которые его свозят.
– Снег на них не просто сваливают, его разравнивают и промораживают. Свезённые с города осадки представляют собой замёрзший слоёный пирог из снега и льда, – пояснил вице-мэр Алексей Римша. – В первые дни циклона, когда было холодно, всё быстро промораживалось, самосвалам оставалось просто выгрузиться. Разгрузка занимала от силы полчаса. А вот 29 – 30 января, когда наступило потепление, больше времени стало уходить на проморозку.
И возле полигонов транспорт простаивал по три часа. С понижением температуры темпы вывоза снова стали возрастать.
Рекорд частного сектора
Не так быстро, как намечали, шла расчистка планировочных районов и частного сектора. Люди жаловались, что во многих местах просто не было проезда и пройти к расчищенным дорогам можно было с большим трудом.
Эти территории остаются в центре внимания городских властей. С середины недели там начали расширение зауженных из-за сугробов улиц. Но это не значит, что они в один момент будут почищены от забора и до забора. Предстоит выполнить огромный объём работ.
Снега там очень много. По подсчётам администрации, в частном секторе накопилось примерно 1,7 млн куб. метров. Для сравнения: такой объём снега вывозится обычно со всего города. А сейчас это только частный сектор.
Параллельно техника освобождает тротуары и некоторые скверы, которые являются транзитными.
– Я хочу поблагодарить земляков за понимание того, что мы делаем нужную и непростую работу, – сказал Сергей Надсадин. – Мы, в свою очередь, не оставим без внимания ни одного обращения. Правильно реагируем на замечания и исправляем недочёты. Хочу сказать спасибо работникам общественного транспорта, которые вышли на службу, как только циклон стал стихать. Огромная благодарность за профессионализм, патриотизм и правильную мотивацию коллективам муниципального завода имени Федотова и подрядных организаций, которые работают на ликвидации последствий циклона. Все эти компании с нами более 10 лет. Уборка улиц, особенно после такой стихии, не такое простое дело, как может показаться со стороны. Тут есть свои особенности, нужны специалисты, умеющие работать на современной технике. Поэтому нам проще преодолеть трудности, которые неизбежно возникают. И у нас нет необходимости оправдываться.
Взаимное понимание
С какими же трудностями приходится сталкиваться и что мешает быстрой расчистке территорий, кроме большого объёма снега и повышенной температуры? Один из фактов говорит сам за себя: в ночь на 30 января на прочищенное дорожное полотно улицы Вокзальной кто-то скинул снег с одной из прилегающих территорий, полностью заблокировав проезд. Как объяснили дорожники, быстро вскрыть этот завал было невозможно. Надо было найти погрузчик, а в городе такая техника на вес золота.
Тормозом, и довольно существенным, стали брошенные на проезжей части автомобили.
Они создали существенные преграды и для техники, которая разгребает сугробы, и для самосвалов, которые вывозят снег. Из-за этого процесс, особенно в центральной части города, в течение дня сильно затрудняется. Время от погрузки снега на самосвал и до его возвращения обратно занимает иногда часа 4, потому что приходится обходить созданные искусственным образом препятствия. Поэтому принято решение совместно с ГИБДД начать эвакуацию такого автотранспорта на штрафстоянки.
Основание – автомашины стоят под запрещающими знаками или же, что бывает намного чаще, перегораживают проезд и создают помехи для уборки снега.
Хотя с самого начала метели мэрия обращалась к горожанам с просьбой не оставлять свой транспорт на дорогах, а ставить его на перехватывающих парковках. А на время расчистки пользоваться общественным транспортом.
Большое количество наметённых сугробов заставляет многих задуматься: а не подтопит ли город свезённый на полигоны снег месяца через три? Может быть, стоит приобрести снегоплавильную установку, чтобы избежать подобных ситуаций?
– Однозначно подтопления произойти не может, – пояснил Алексей Римша. – Намороженный на полигонах снег – это ледяная масса, она тает не быстро и не в один момент. Некоторые куски остаются аж до ноября. Сейчас снег свозят на южный, северный полигоны и на территорию золоотвала.
Этих площадей хватит, чтобы разместить всю снежную массу. Что касается снегоплавильной установки, затраты на неё себя не оправдают. Судите сами. Стоимость одной установки импортного производства – 1 миллиард рублей. Это не просто приспособление для превращения снега в воду, это целая система плавления и очистки. Она «переваривает» 10 тысяч и более кубов снега в сутки. Есть мобильные установки меньшего объёма, в Москве, например, они принимают три самосвала за час. А у нас за минуту на полигон заезжает шесть и более машин. Кроме того, плавление на таких установках происходит быстро, требуется постоянный сброс воды, которая должна уходить в систему канализационных коллекторов. В больших городах это возможно, а у нас объём коллекторов не такой большой и дополнительного стока со снегоплавильного агрегата не выдержит. Поэтому пока такую задачу мы не ставим.
Горожане справедливо сетуют, что не всегда выдерживаются графики расчистки улиц, которые мэрия регулярно выкладывает в соцсети. В каждом случае надо разбираться, но необходимо в то же время быть реалистами – люди и техника работают на пределе возможностей, механизмы иногда ломаются. Если по таким причинам улица не пробита, за неё берутся в первую очередь на следующий день. Понятно, что из-за возникших неудобств все взвинчены. Но в таких ситуациях не обойтись без взаимного понимания, подчёркивают в администрации.
Евгений АВЕРИН.
P. S.
Коммунальщики утверждают, что оперативной расчистке улиц и дворов от снежных заносов в этот циклон мешают брошенные на проезжей части автомобили.
В опросе «Советского Сахалина», размещённом в телеграм-канале, читателям предложили высказать мнение, какие меры предпринимать к несознательным владельцам машин.
64% принявших участие в опросе высказались за то, чтобы вывозить автомобили на штрафплощадку за счёт владельцев, 23% – чтобы взыскивать оплату за пользование штрафплощадкой.
19% рассматривают брошенное авто как административное нарушение, за которое следует штрафовать водителей. 23% считают, что их следует понять и простить. И 11% предполагают, что фамилии тех, кто таким образом препятствует уборке снега, нужно публиковать в СМИ.
А как считаете вы?