Четверг, 9 мая, 2024

Школы разные нужны. Региональная программа по строительству новых учебных заведений

Южно-сахалинская гимназия № 3 – единственная в своем роде на Дальнем Востоке.

В этом  году в Сахалинской области принята региональная программа по строительству школ, в рамках которой до 2025 года планируется ввести более 20,7 тыс. новых мест. Чтобы узнать, с чего началась работа на этом направлении, наш корреспондент встретилась с заместителем регионального министра образования Е. БАБИНОЙ.

Е. Бабина.

– Елена Федоровна, какие основные задачи в сфере общего образования вышли на первый план?

– Их две: во всех школах необходимо ликвидировать вторую смену и перевести учащихся из ветхих зданий в новые. Сейчас в области (вместе с вечерними) работают 164 школы, где обучается около 56 тыс. человек. Из них во вторую смену учится около 10 тыс. школьников. Количество детей растет, а число занимающихся во вторую смену понемногу уменьшается. Если в прошлом учебном году во второй половине дня за парты садилось 19,8 проц. учащихся, то в нынешнем – уже на 1,5 проц. меньше.

– Это, конечно, подвижка, но, судя по скромной цифре, не достижение…

– Соглашусь с этим лишь отчасти. Проблема непростая, и мы решаем ее двумя путями: ведем строительство, реконструкцию, капитальные ремонты школ и стремимся оптимизировать загруженность общеобразовательных учреждений за счет более эффективного использования помещений. По нашим расчетам, к 2025 году реализация первого варианта даст области около 19 тыс. учебных мест, а более рациональное использование школьных площадей – еще примерно полторы тысячи.

– На чем основана последняя цифра?

– Работники министерства лично побывали в общеобразовательных учреждениях области и увидели, что для занятий в одну смену не всегда по максимуму используются возможности специализированных кабинетов, музеев, читальных залов, библиотек… Об этом шла речь на коллегии министерства с участием руководителей муниципальных органов управления образованием. Ставилась задача высвободить, где это возможно, места для занятий в первую смену. В начале октября оценим результаты работы, проделанной муниципальными органами власти. Что касается строительства, то это затратное меро-приятие, но и в этом направлении ведется работа.

– Расскажите об этом подробнее.

– В анивской средней школе № 1 идет поэтапная реконструкция. В следующем году к зданию пристроим блок, где разместятся десять учебных классов. Рассматривается вопрос и о строительстве спортивного зала. В Долинске муниципалитет выбрал земельный участок, разработал проектно-сметную документацию, провел конкурс среди подрядчиков на возведение средней школы на 800 мест (взамен старой). Работы на объекте начнутся в нынешнем году. На эти цели выделено 60 млн. рублей, остальное финансирование придется на 2017 – 2018 годы, поскольку новостройка большая.

– Многие сахалинцы неодобрительно отнеслись к идее строительства в областном центре школы-3000 для одаренных детей. Считают ее амбициозным проектом, проявлением гигантомании, ведь по площади новое учреждение втрое превзойдет нынешнюю гимназию № 3. Оно будет интернатного типа, значит, дети из районов оторвутся от семей, смогут приезжать домой лишь во время каникул и праздников. Хорошо ли это?

– Начну с того, что в прошлом году количество школьников в области увеличилось на 1,5 тыс. По предварительным данным, в 2016-м прирост составил 1,3 тыс. человек. Южно-Сахалинск – город небольшой. В населенных пунктах Хомутово и Октябрьском появилось немало жилья, а школ нет. Да мы и не можем натыкать их в микрорайонах по той причине, что нет свободной земли.

Кроме того, когда начинается запись в общеобразовательные организации, создаются очереди. Многие родители ради того, чтобы их дети учились в избранных учреждениях с углубленным изучением различных дисциплин, готовы возить детей из дальних микрорайонов или, к примеру, отправить на учебу в физико-математические школы крупных городов России, в музыкальные школы при консерваториях…

Конечно, у ребят и их родителей должен быть выбор. Основная масса детей традиционно будет учиться по месту жительства. Но и одаренным детям мы должны помочь максимально раскрыть свой потенциал. Вот почему по поручению губернатора прорабатываем вопрос о строительстве в Южно-Сахалинске областного инновационного образовательного центра с профильными классами гуманитарной, технической, спортивной, художественной направленности, технопарком и кампусом. Такой центр будет первым на Дальнем Востоке. Ребята обретут там хорошие перспективы для поступления в высшие учебные заведения. В таком центре будет интересно организовано пространство, созданы рекреации. На территории кампуса появится служебное жилье, привлекательное для специалистов, в том числе и прибывающих с материка. Но на первом этапе это будет школа со своей инфраструктурой, где будут обучаться дети с 4-го класса. Интернат примет лишь старшеклассников.

– Определено ли место будущей новостройки?

– Городу было проблемно выбрать подходящий земельный участок с учетом его доступности, обеспеченности инженерными сетями, удобным подъездом и парковкой автомобилей. Как вариант рассматривается территория напротив торгово-развлекательного комплекса «Сити Молл». С проектировщиками и представителями городской власти мы выезжали на местность. Инженерных сетей там, к сожалению, нет. Есть только электроснабжение. В этом году согласно заключению проектировщиков окончательно определится и будет сформирован  земельный участок.

– Над проектированием каких еще объектов трудятся градостроители?

– К следующему году они разработают проектно-сметную документацию на строительство коррекционной школы в Новоалександровске и средней школы в Дальнем.

– А какова ситуация по Курилам?

– Там с некоторой корректировкой реализуется федеральная целевая программа социально-экономического развития Курильских островов на 2016 – 2025 годы. На Курилах будет возведено восемь таких объектов. Сейчас, хоть и не без проблем, растет школа-сад в Малокурильском. Ввод ее в эксплуатацию намечен на 2017-й. В нынешнем году будут спроектированы учебные корпуса в Северо-Курильске, Рейдово и Курильске, на очереди школа-детсад в с. Головнино. Через несколько лет приступим к реконструкции южно-курильской и крабозаводской школ и школы-сада в Буревестнике. Все объекты будут строиться по принципу софинансирования. Около 70 проц. средств поступит из федерального бюджета.

– Недавно негативную реакцию жителей Корсакова вызвало закрытие средней школы № 3, но позже волнения улеглись. Каким образом было достигнуто согласие?

– Здание этой школы признано аварийным, опасным в эксплуатации. Оно пойдет под снос. Учебный процесс для ее коллектива, сохраняющего юридическое лицо и свои традиции, временно организован на базе школы № 2. Муниципалитет учел просьбы родителей, которым нравилось удобное расположение прежнего учебного корпуса, и распорядился спроектировать школу для 400 – 500 учащихся на том же месте, и это успокоило горожан. Проектно-сметную документацию планируется подготовить в 2017 году, а открытие новой школы и возвращение в нее прежнего коллектива намечено на 2019-й. Родители согласились подождать.

– На какие архитектурные решения при проектировании школ ориентируются наши проектировщики?

– Мы тщательно работаем с Реестром типовой проектной документации, созданным на федеральном уровне. Однако в каждом районе свои условия по снеговой и ветровой нагрузке, климату, сейсмичности, грунтам. Все это приходится учитывать при «привязке» типового проекта к местности. А вообще ориентиром служат школы в Сколково, возведенные и оснащенные в соответствии с федеральными требованиями и нормативами, подключенные к скоростному интернету.

– Какие перспективы у сельских школ?

– У них нет проблем со сменностью, но шестнадцать школ все еще размещаются в деревянных зданиях, к счастью, не аварийных. Новостройки предусмотрены, но требуются средства и время.

– Поступают ли в регион субсидии из федерального бюджета на возмещение части расходов по строительству и оснащению островных школ?

– С 2017 года региональное министерство образования будет участвовать в конкурсах на получение таких средств. Надеемся, что первым делом поступят субсидии на оборудование реконструированной анивской средней школы № 2.

– Спасибо за интервью.

Л. СТЕПАНЕЦ.

 

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ