Пятница, 10 мая, 2024

В поисках утраченного. Чехов-центр открыл театральный сезон премьерой

Сцена из спектакля “Вишневый сад”.

Первой премьерой Чехов-центра в 86-м сезоне стал «Вишневый сад» в постановке худрука Минусинского драматического театра и одного из самых востребованных режиссеров России Алексея Песегова. Задолго до премьеры в кассе не было билетов, в день спектакля зал был полон, а Чехов-центр втягивал зрителей в игру еще на подступах – желтым листопадом в фойе, где промеж публики был замечен и сам Чехов, словно пришедший проинспектировать интерес зрителей к его наследию. И прозрачная осенняя печаль словно отбрасывала тени на «климат» последней пьесы самого сахалинского из российских драматургов.

Помнится, в спектакле Андрея Бажина 2008 года все карты были раскрыты сразу в названии – «Вишневый-с ад». А у Песегова и программка безмятежно-канонически украшена картинкой белоснежного цветущего сада, как будто стоящего на страже покоя дворянского гнезда, и костюмы на актерах – вровень с началом ХХ века, никакого явного осовременивания. Но почему-то спектакль цепляет, затягивает, как водоворот, малыми и большими страстями чеховских героев, как будто у ваших ближайших родственников приключилось несчастье с потерей отчего дома и сада, и вы втягиваетесь на пару часов в разборки, кто виноват и, главным образом, что делать. Хотя к открытию занавеса, похоже, все уже свершилось, оттого и сцена пуста, сада нет, от дома остался только громадный шкаф, и реальность уплыла в область прошлого.

Алексей Песегов поставил спектакль как сон воспоминаний о некогда счастливой семье Гаевых на своей земле, с любящими друг друга родственниками и преданными слугами. Заодно исследуя феномен сложносочиненного российского человека, у которого доброта без запинки переходит в безволие, деловитость – в хищничество, радение об общественной пользе и счастье народном – в чистый фарс. То самое, что когда-то дало основание создателям фильма по чеховскому рассказу «Дуэль» поименовать его «Плохой хороший человек». В «Вишневом саду» таких плохих хороших людей полна коробочка – милых тунеядцев, проедающих на леденцах состояния, предпочитающих любить отечество из Парижа и пропускающих мимо ушей приглашение к труду. Но эта порхающая «бывшая» жизнь человеческих слабостей, вывязанная режиссером с ювелирной тонкостью, откликается острой злободневностью. В его ностальгическом кружеве можно уловить «отголоски, что случится на моем веку». Хотя в части будущего выбор удручающе невелик – либо топоры Лопахина (Анатолий Чернов), либо демагогия Пети Трофимова (Константин Вогачев) с теми же топорами в конечном счете. И, кажется, вопреки логике, это железобетонное будущее, закатывающее в «асфальт» красивые, но никчемные вишневые сады, проигрывает прошлому. Символами утраченной стабильности миропорядка, равновесия и тепла семейного очага остаются в финале два намертво скрепленных с собой объекта «недвижимости» – шкаф и Фирс (Виктор Черноскутов).

Режиссер Песегов замечательно «настроил оркестр» – актерский состав. Говорить о том, что талант режиссера открывает новые грани актерской природы, стало общим местом, но из песни слов не выкинешь. А в данном случае имеет место коллективная удача. «Алексей Алексеевич режиссер очень внимательный, подробный, потрясающий, создавший удивительное взаимодействие между актерами» (Анна Антонова). Актриса, сыгравшая Аню и Варю в предыдущих постановках «Вишневого сада», создала в Раневской убедительный в своей достоверности и силе обаяния образ из серии «светит, да не греет». В Лопахине, ролью которого актер Анатолий Чернов  дебютирует на сахалинской сцене, к  финалу набирает силу раздвоение личности – с одной стороны, безусловно  незаурядной, сильной, способной на красивые движения души, с другой – перспективного прагматика, у которого нет  светлых воспоминаний о детстве и, следовательно, ничего не жаль. Как ни странно, похоже, того же поля ягода, выросший без корней, и Петя Трофимов, из которого  Константин Вогачев выстроил довольно устрашающую фигуру искреннего фанатика всеобщего счастья. Гаева, барина-недоросля с хорошим вкусом  к жизни, Андрей Кошелев играет с теплым сочувствием к своему недотепе, на котором уже лежит отсвет дальнейшей судьбы перекати-поля –  русских эмигрантов. Варя – Анастасия Быкова, также новое лицо  в труппе, и образ вышел столь светлым и чистым, что поневоле пожмешь плечами: ой, прогадал Лопахин, упустил свою «душу-девицу»…

Не будем вдаваться особо в мотивы пьесы для открытия сезона – личный ли это выбор театра или госзаказ, потому что «Чехов должен быть, потому что должен», важно, что получилось на выходе. Алексей Песегов известен как блестящий интерпретатор классики, кому не мешает опыт тысячи и одной предыдущей постановки «Вишневого сада». Не состязаясь с легендами, он ставит как в первый раз – именно для этой труппы и этого зрительного зала. И, оказывается, для того, чтобы спектакль состоялся, не нужно дополнительных выдумок типа плазменных экранов, «голых» танцев, джаз-банд за кулисами или чтобы Джульетту играл мужчина, что сплошь и рядом практикуется на столичных подмостках. Песегов работает по старинке – человек, слово, чувство. И этого довольно, чтобы зрительская душа распахнулась  навстречу чеховской истории вне зависи-мости  от возраста и жизненного багажа – сострадая, сочувствуя, прикладывая на ранжир своей жизни их ошибки и печали.

В новом сезоне в труппу влились молодые актеры из Владивостока и Иркутска. Чехов-центр продолжает идти верным путем – тщательный подбор постановщиков, приглашение лучших представителей российской режиссуры, как и поддержка своей, сахалинской, молодежи на этом поприще, мониторинг общественного мнения. Остается только соблюдать этот баланс и не снижать заданную планку.

И. Сидорова.

Фото предоставлено  Чехов-центром.

  1. P.S.

C 27 октября по 4 ноября Чехов-центр проводит четвертый Дальневосточный театральный форум, в рамках которого будет реализована драматургическая лаборатория документальной пьесы «Сахалин.doc» по трем направлениям: детская, подростковая и взрослая драматургия. 3 ноября в программе Ночи искусств в Чехов-центре состоятся читки и обсуждения со зрителями пьес, в том числе пьесы «Остров счастья», созданной в технике вербатим.

По словам главного режиссера театра Александра Агеева, в сезоне запланирован ряд премьер. Для постановки спектакля «Хапун» Виктора Ольшанского приглашен создатель Пермского театра «У Моста» Сергей Федотов, «Дамского портного» – режиссер Михаил Заец. Режиссер и актриса Чехов-центра Марина Семенова будет работать над «Странной парой» Нила Саймона, Александр Агеев поставит спектакль «Как я стал» по пьесе Ярославы Пулинович. Премьера последнего состоится в дни театрального фестиваля «Сахалинская рампа» в июне 2017-го. Как планируется, программа фестиваля предусматривает два блока – лучшие театры Дальнего Востока и остальной России.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ