Суббота, 27 апреля, 2024

Восток – дело прекрасное. Художники Республики Кореи подарили сахалинскому музею свои картины

Ким Джун Че на открытии выставки.

Не так давно коллекция предметов искусства стран Дальнего Востока областного художественного музея увеличилась почти на полсотни экспонатов. Все они подарены музею и сахалинцам южнокорейским меценатом Ким Джун Че, председателем ассоциации по сохранению и развитию традиционной корейской культуры имени Им Бан Уль (г. Кванчжу).

Летом Ким Джун Че как один из организаторов очередного фестиваля дружбы России и Кореи на Сахалине побывал в музее, познакомился с его экспозициями. Тот факт, что имеющаяся в музее коллекция восточного искусства в основном представляет творчество современных мастеров Северной Кореи, сподвигнул гостя к идее широкого благотворительного жеста. Несмотря на то, что у молодого художественного музея много друзей, при поддержке которых также происходит обновление фондов, масштаб этого дара выбивается из общего ряда.

Пойдя навстречу просьбе Ким Джун Че, одиннадцать художников Республики Кореи передали музею свои произведения, которые дают представление о мунинхва – традиционной корейской пейзажной живописи «ученых-литераторов», зародившейся в средние века. Изначально мунинхва (иными словами, живопись образованных людей) представляла творчество «вольных» художников из числа царедворцев, на досуге бравших в руки кисть, которые считали себя любителями, а на деле благодаря высокому интеллектуальному уровню сформировали одно из самых именитых направлений в искусстве Кореи. Заветы предков, обогащенных знаниями в области искусства, истории, языка и движимых стремлением показать поэтическое настроение через рисунок, отражены ныне в произведениях Чжо Чан Хена, Пак Джон Хви, Ким Ен Сама, Хан Сан Уна.

– Актуальным для мастеров мунин остается обращение к традиционному жанру сагунджа «четырех совершенных», –  подчеркнула главный научный сотрудник музея, куратор выставки Ольга Хай. – Тема изображения «четырех совершенных» (цветущая слива, орхидея, бамбук и хризантема) является классическим воплощением в живописи символической трактовки нравственной чистоты и утонченности человека благородного.

В работах художников Пак Хен Бо, Хан Чель Гена, Чо Джон Хви новое дыхание получили классические жанры «горы и воды», «цветы и птицы», которые для авторов стали способом выражения мыслей о гармонии существования человека и природы, пожелания процветания «великой стране» – своему отечеству, осознания единства судьбы всех корейцев, независимо от места проживания. Наверное, поэтому многие работы гостей сопровождаются «мыслями вслух»  в переводе сахалинского поэта Романа Хе:

Безжалостен мир, в котором мы живем…

Зачем ты, судьба, терзаешь мое сердце?

 Возврати же безмятежный райский мир!

Медитативную тональность экспозиции  добавляют и великолепные образцы керамики мастеров центра гончарного дела Ганчжим – вазы, фигурки животных  в технике селадон, которую отличает  серо-зелено-голубоватый оттенок глазури.

Выставке, на которой были вынесены на всеобщее обозрение привезенные произведения живописи, калли-графии и керамики южнокорейских авторов, дали говорящее название, отражающее неподдельную радость и волнение островных музейщиков, – «Дар бесценный». Ким Джун Че убежден, что голос родины должен звучать для всех, в том числе художественными средствами, чтобы сахалинские корейцы не были обделены возможностями прикоснуться к достижениям современного искусства, интерпретирующего традиции глубокой старины. Ну а музейщики вручили меценату в знак признания произведение одного из интереснейших сахалинских художников  – Дю Мен Су.

Выставка «Дар бесценный» действует до 7 ноября.

И. СИДОРОВА.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ