Воскресенье, 12 мая, 2024

Власть должна консолидировать общество, а не расслаивать его

Хочу жить
в светском
государстве
Почему я против строительства храма на площади Победы? Во-первых, эта площадь объединяет (особенно в дни праздников) всех сахалинцев, независимо от религиозной или партийной принадлежности. Храм на площади Победы сразу разделяет людей на православных и всех остальных. Разделение общества ведет к социальной напряженности, а социальная напряженность на религиозной почве крайне опасна. И это, по-моему, ясно всем.
Во-вторых, я хочу жить в светском государстве, а не в религиозном. И у меня на это есть право, закрепленное нашей конституцией. Возведение огромного собора на фоне настойчивого внедрения православия во многие сферы нашей жизни я рассматриваю как посягательство на мои конституционные права. Музей боевой славы на территории культового заведения – это уже не социально-культурный объект, а объект для пропаганды религиозных взглядов этого культового заведения.
Считаю, что светская власть должна консолидировать общество, а не расслаивать его, отдавая явное предпочтение одному из религиозных направлений или одной из политических партий.
3000 подписей православных граждан, собранных за строительство храма на площади Победы, не считаю аргументом, дающим право возводить такое спорное сооружение без опроса всего населения города. И почему не учитываются 10000 подписей, собранных против того, чтобы храм строился именно на площади Победы?
В. БОЛТУНОВА,
жительница города Южно-Сахалинска, не принадлежу ни к какой политической или религиозной группе.
Площадь
Победы
или площадь Православия?
Глядя на проект, в народе площадь уже называют «Православная площадь», «Площадь поповской победы», «Храм 57 метров», то есть как угодно, но только не «Площадь Победы».
Победа в Великой Отечественной войне – это, пожалуй, единственное событие, которое оценивается объективно и бесспорно (в отличие, например, от революций, которые порождают брато-убийственные войны). Российский народ объединился, выстоял против внешнего врага. Не имели значения ни национальность, ни вероисповедание, ни положение в обществе, ни возраст. Все – единый братский народ.
Сейчас на площади Победы всеми правдами и неправдами проектируется главный элемент – храм, и возникает вопрос, а при чем же здесь Победа над фашизмом? Ведь патриарх уже заявлял, что Великая Отечественная война – это наказание за страшный грех богоотступничества всего народа, за попрание святынь, за кощунство и издевательство над церковью. Что сейчас изменилось? Почему церковь так навязывает свое присутствие именно на площади Победы?
Вопрос, конечно, риторический. Идет попрание нашего конституционного права жить в светском государстве. Оно фактически становится религиозным. Православная церковь уже присутствует во властных структурах, в армии, в школе, уже добивается права на часть бюджетных поступлений от подоходного налога. Наша ситуация не уникальна. Тенденция строить православные храмы не на пустырях, а на площадях Победы существует во многих городах. По всей стране идет агрессивное насаждение церквей и выхолащивание памяти о Великой Победе.
Многие понимают, что коррупция, стела, ледовые дворцы и развлекательно-торговые центры – это мелочи по сравнению с наступлением РПЦ на наше право свободно мыслить.
Страшно, больно, обидно. Нельзя допустить такого издевательства над нашей историей. Пока не стоит храм на площади, у нас еще есть надежда.
В. КАТКОВА.
г. Южно-Сахалинск.
Не все еще
потеряно
Сограждане, южносахалинцы! Давайте отбросим эмоции и не будем «вешать всех собак» на местную власть. Насаждение православных храмов не есть ноу-хау нашего начальства, это часть государственной политики. Любопытствующим предлагаю заглянуть в интернет. Во многих регионах России сегодня развернуто строительство церквей. И нередко этот процесс сопровождается конфликтами. РПЦ, продвигая храмы в массы, настаивает на том, что в стране дефицит культовых учреждений и прихожане не могут попасть на службы. Их оппоненты приводят свои доводы: у нас не столько прихожан, сколько «захожан», которые посещают церкви, отдавая дань моде, лишь в большие праздники.
Однако, несмотря на явную поддержку, оказываемую светской властью РПЦ, кое-что зависит и от самих граждан. Вот как, например, по сообщению информагентств, в Москве реализуется программа строительства 200 православных храмов «шаговой доступности». Против возведения культового учреждения на территории МГУ выступает группа студентов, сотрудников этого учебного заведения. Тезиса два: церковь в России отделена от государства, а в университете обучаются студенты разных стран, национальностей, религий. Цитата из письма: «Считаем, что ситуация, при которой церковная власть пытается внедриться в структуру светского вуза, дискредитирует как общегражданские правовые институты, так и православную веру. Полагаем, что вопросы религии для многих являются глубоко  личными».
А в Северо-Западном административном округе столицы в связи с многочисленными обращениями граждан храм в Строгино не будет строиться. Ссылка дана на решение, принятое в июне 2011 г. префектом этого округа. Это уже второй случай, когда москвичи добились отмены строительства церкви.
То есть не так все безнадежно. При гражданской активности, спокойных, последовательных и грамотных действиях можно попытаться и нам отстоять площадь Победы.
Что касается местной власти, то от губернатора А. Хорошавина, мэра А. Лобкина, председателя Собрания областного центра С. Дмитриева лично я хотел бы получить один ответ: когда конкретно и кем принято решение по отводу земли для строительства храма на площади Победы? До 30 апреля, когда состоялся в Южно-Сахалинске митинг протеста, или после? Для меня это очень важно. Лгала ли нам тогда власть, божась, что никаких решений на тот момент не принималось, или нет?
Интересно также узнать, какую позицию по этому спорному вопросу занимают так называемые «народные кандидаты», которые нацелились идти в Госдуму. Не те, кто из единороссов, тут все ясно, а те, что от народного фронта, по спискам других партий. Это в какой-то степени может повлиять на мой выбор в декабре.
Н. МАКСИМЧУК.
г. Южно-Сахалинск.
О «третьем зайце»
Идет обсуждение проекта реконструкции площади Победы. Хочу высказать и свое мнение.
Да, возможно, назрела потребность в кафедральном православном соборе; да, давно есть желание горожан и необходимость в ремонте площади Победы. Только вот зачем эти две проблемы сводить воедино, сталкивать людей лбами и вносить противостояние в общество? Ответ прост: одним выстрелом хотят убить двух зайцев. Или, похоже, трех…
Но сначала – о проекте. С первого взгляда красивый макет. Однако на презентации уж очень часто звучало: храм – рекреационная зона. Проект представляет то ли храм как неотъемлемую часть зоны отдыха, то ли зону отдыха как неотъемлемую часть храма. Человек идет в храм, чтобы отрешиться от всего мирского, остаться наедине с собой и ощутить в себе Божественное. А здесь –  вышел из храма и сразу отдыхать. А (что похуже) наоборот – можно поразвлекаться, а заодно и в храм забежать, с Богом пообщаться. Смущает большая площадь зоны рекреации, тем более что на презентации не прозвучало, что конкретно там будет. История Южно-Сахалинска показывает, что возле храмов может появиться что угодно. Вот оно –  поклонение маммоне. Вот оно –  желание убить третьего зайца – «срубить бабла» на Вере и Боге.
Вопрос следующий: для чего необходимо строить кафедральный собор на площади Победы?
Да, вера в Бога помогла советскому народу победить фашизм. Но зачем мешать в одну кучу желание иметь кафедральный собор и уважение к памяти павших героев?
Конечно, площадь Победы, проспект Победы нуждаются в реконструкции, но это не значит, что именно здесь надо возводить масштабное, пышное культовое сооружение. Безусловно, в составе будущего комплекса должно быть место, где можно было бы помолиться за души погибших воинов, поставить свечи, но пусть это будет небольшой храм, маленькая часовня. Именно такие небольшие сооружения создают чувство умиротворения.  Они могут быть красивым архитектурным объектом.  Допустим, в центре Москвы есть часовня-памятник героям Плевны.
Изначально проспект Победы и  площадь Победы создавались как единый комплекс – горожане наверняка помнят, что при подходе к площади Победы, слева возле жилых домов, была аллея Героев Советского Союза. Пусть он таким и остается. А еще давайте не будем забывать, что победу над фашизмом одержал советский народ, в состав которого входили люди всех национальностей, которые проживают сейчас не только в России, но и на территории постсоветского пространства. Победу одержали не только верующие, но и атеисты. На площади должны быть и православная часовня, и минарет и символы иудейской веры, но они не должны доминировать над символами победы. Это был не религиозный подвиг, а гражданский подвиг народа, защищавшего Родину.
Бессмысленны, на мой взгляд, споры о том, что важнее – Вера или Победа и что должно быть главным на площади – Храм или Символы. Важнее всего любовь в душе. А настоящая вера – она не напоказ. Можно ходить в храм, молиться, ставить свечи, но при этом воровать, осуждать и быть безнравственным человеком. Любовь в душе человека и вера не зависят от внешних условий – количества и красоты храмов, от символов. Это зависит лишь от того, какие приоритеты ставит для себя человек и к чему он стремится. Можно поклоняться символам, а можно возвести в абсолют веру, а не любовь, и тогда уже сама вера становится символом. Форма  и содержание – разные вещи.
Если верующим необходим кафедральный православный собор, зачем его непременно надо строить на площади Победы и вносить противостояние в общество? Разве местоположение храма влияет на количество любви в душах людей, на их терпимость друг к другу, на нравственность? Почему бы его не построить, допустим, во Владимировке? Изначально Юж-но-Сахалинск возник с поселения Владимировка, и, может быть, будет логически верно построить храм там – все возвращается на круги своя, к своим истокам. А в дальнейшем поблизости построить филиал Сахалинского краеведческого музея, посвященный первым поселенцам и истории развития религии на Сахалине. Но это только предложение.
Возникает еще много вопросов. Например, на какие средства будут в дальнейшем строиться два музея, каждый площадью 500 кв. м?
И еще как рядовая горожанка хочу добавить: почему власть не замечает, что уже давно весь город нуждается в реконструкции и ремонте? Стоит отойти чуть дальше от центральных улиц, как начинается разруха и грязь, а про мусор и говорить не хочется. В целом Южно-Сахалинск напоминает «пир во время чумы», уж очень разительна разница между центром и жилыми микрорайонами. И гулять страшно не только на площади Победы – по всему городу.
Почему же власть упорно проталкивает глобальные проекты и не обращает внимания на нужды простых людей? Может, стоит начать с элементарного благоустройства дворов и придомовых территорий? А пока власти, бизнес и служители культа спорят, что важнее – Вера или Победа, и говорят, что политика и нравственность – разные вещи, горожане продолжают месить грязь ногами и глотать пыль. Уже выросло целое поколение, которое считает, что жить в грязи – это нормально. Неужели о таком светлом будущем мечтали наши деды и отцы, воевавшие и погибавшие на фронтах Великой Отечественной войны?
Г. ЯГАФАРОВА.
г. Южно-Сахалинск.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ