Вот и «Лето» прошло. В Южно-Сахалинске состоялся показ скандального фильма

Кадр из фильма "Лето": поют Майк Науменко и Виктор Цой.
Кадр из фильма «Лето»: поют Майк Науменко и Виктор Цой.

Нашумела кинолента «Лето» по многим причинам. Во-первых, главный герой – легендарный рок-музыкант Виктор Цой. Во-вторых, поставил фильм режиссер Кирилл Серебренников, который в настоящее время находится под домашним арестом. Возбуждено уголовное дело, речь идет о растрате бюджетных средств в его театре. В-третьих, недавно на кинофестивале в Каннах фильм «Лето» получил один из престижных призов. И, в-четвертых, зимой, сразу после премьеры, лидер рок-группы «Аквариум» Борис Гребенщиков заявил, что этот фильм не имеет ничего общего с действительностью.

О чем кино? На берегу моря во время очередной попойки к лидеру группы «Зоопарк» Майку Науменко подвели Виктора Цоя. Тот поет свои песни. Науменко бросает свои дела и весь фильм только и делает, что помогает талантливому корейскому юноше пробиться на сцену. При этом жена Майка по имени Наташа, как говорится, положила на Цоя глаз. У них завязывается интрижка. Майк страдает, но, как настоящий рок-музыкант, по собственной инициативе оставляет Наташу и Цоя в собственной квартире на ночь. Как вы думаете, чем они там занимаются? Вместе купают грудного ребенка Майка и Наташи. Сам Майк при этом мокнет под проливным дождем на улицах города.

Цой с помощью Науменко записывает первый альбом, дает большой концерт. Появляется Марьяна, будущая жена Виктора, и интрижка Цоя и Наташи Науменко завершена. Вот, собственно, и все. Титры в конце: «Фильм посвящен питерским рок-музыкантам 80-х годов» и «Фильм основан на воспоминаниях Натальи Науменко».

А дальше начинаются вопросы к Кириллу Серебренникову. Неужели в жизни Виктора Цоя не было ничего интереснее мимолетной интрижки с женой своего товарища? Этично ли выносить на суд общественности интимную историю людей, которые никак не могут это прокомментировать: Виктор Цой погиб в 1990 году, Майк Науменко умер в 1991-м? И в суд на режиссера они не могут подать тоже.

Главного героя фильма «Лето» играет актер из Южной Кореи. Цой в его исполнении – примитивный юноша из ПТУ. Все его интересы сводятся к тому, «где бы взять барабанщика» или «как бы записать альбом» и в конце «а сколько стоят квартирники в Москве?». Как же этот юноша сочинял замечательные песни, которые многие люди до сих пор считают своими любимыми?

Поэты и композиторы не появляются ниоткуда. Дар Богом дается не просто так. Но режиссера фильма «Лето» такие вопросы не интересуют. Одно дело – конъюнктура, красивая рекламная замануха в образе Цоя. И совсем другое – исследование корней творческого успеха питерского рок-музыканта. Это требует настоящего режиссерского таланта.

Кирилл Серебренников пошел другим путем. Как вам такая сцена? После попойки питерские рокеры возвращаются домой на электричке. Простым советским людям – соседям по вагону – не нравится внешний вид молодых людей, западная музыка, которую они слушают. Люди делают замечание и вдруг… сами начинают петь на английском языке. Возможно, это эксперименты авторского кино. А по-моему, просто глупость.

И еще. Я перечитал много воспоминаний про Виктора Цоя. Нигде не говорится о том, что Майк Науменко помог корейскому юноше пробиться на сцену. Зато любой российский рок-музыкант знает: крестным отцом группы «Кино» стал Борис Гребенщиков. Некрасиво получается.

Не так давно на весь мир с фильмом «Левиафан» прогремел еще один любитель экспериментов и авторского кино – режиссер Андрей Звягинцев. Российские зрители выходили из кинотеатров после просмотра фильма, мягко говоря, озадаченными. Зато «Левиафан» собрал кучу призов на различных международных кинофестивалях. И вот история повторяется.

Владимир ЕЛИСЕЕВ.