На театральных площадках областного центра стартовал предновогодний марафон. Две ближайшие недели, до Рождества, храмы Мельпомены будут осаждать дети. Ожидание праздника наполняет воздух настроением розовых грез и фантазий, на которые так щедры сказочные сюжеты какого хочешь народа мира. И даже если по факту они «вне сезона», в финале к зрителям все равно приходит Дед Мороз со Снегурочкой.
Мечты сбываются
В Чехов-центре праздник встречают со сказкой «По щучьему велению. Год спустя». А и в самом деле, что происходит со сказочными героями, когда закрывается книга, задумались в театре и предложили свой вариант. В последние годы неизбежность новогодних путешествий с главным режиссером Александром Агеевым и художником Кириллом Пискуновым активно разделяют актеры. То есть сначала надо найти достойную тему, методом мозгового штурма обозначить заковыристые коллизии в прозе и песнях, разукрасить всякими «виньетками» роли и лишь потом с чистой совестью выходить на сцену. Совместное творчество в этот раз оставило от исходника практически рожки да ножки, только ФИО главных героев и нарядный русско-народный антураж с печкой, валенками и сундуками.
Бойтесь своих желаний, они имеют обыкновение сбываться. Как помнится, рыбалка по принципу «поймал – отпусти» стала поворотным событием в жизни бедняка Емели. Благодарная щука решала поначалу любые запросы – от пирога на стол до царевны в жены. От беспроблемной жизни Емеля впал в скуку беспросветную. Но тут, отработав на посылках год, щука вильнула хвостом и ушла в даль необъятную. Волей-неволей Емеле пришлось слезть с печи и вернуться к нормальной трудовой жизни. Такой ход режиссерской мысли ввел безболезненно в орбиту детского мировосприятия, более заточенного под «Звездные войны», архаических ныне персонажей – Кащея, кикимору, Бабу Ягу, царя. Будучи послан матушкой в далекое пешее путешествие за новогодней елкой в лес, Емеля проходит стадии трудотерапии и попутно помогает хорошим лесным людям-чудищам – кому хлеб испечь, кому ключи сделать или дудочку…
Удивительно, что раньше Емеля никоим образом не воспринимался отрицательным персонажем, так, безобидный мечтатель о невозможном, впавший в счастливый случай. А ныне актуальная мысль о том, что все усиливающийся в нашей жизни тренд на иждивенчество лишает ее смысла и удовольствия, кардинально перекроила ход действия. Впрочем, мораль «о полезном и правильном» так щедро декорирована роскошными интерьерами, художники так любовно расстарались соткать их из света, цвета и воздуха, что на поверхности остается только удовольствие от прикосновения к сказке.
Красное и белое
В Сахалинском театре кукол на постановку «Красной Шапочки» пригласили режиссера Светлану Дорожко из Санкт-Петербурга. Она поставила сказку в честь Шарля Перро, но так, как ему и не снилось.
Современный театр, которому надо завоевать довольно пресыщенного зрителя, мастак на альтернативы, и на это сразу намекает вешалка с кучей красных головных уборов. Красной Шапочке к лицу берет, каска, кепка, шляпка и даже буденовка. Кукольных отражений героини с пирожками будет не менее трех, а волка уже прикончили, выставив на сцену подставкой для телефонного аппарата. В новой музыкально-лингвистическо-кукольной версии Красная Шапочка является на сцену не одинокой маленькой девочкой в темном лесу один на один с волком, а с группой поддержки – в лице папы, мамы и бабушки, которые трещат и поют по-французски, как по-русски.
На сказочном вранье старика Перро выдаются три версии, где каждый тянет на себя одеяло, у каждого своя Красная Шапочка сообразно менталитету и возрасту. В сюжете Маргариты Петровой главной выходит бабушка, лихо одолевшая волка. Папа-рэпер в парике дыбом (Александр Котов) воспитывает дочку воинственной амазонкой, и его «К.Ш.», к восторгу публики, оборачивается небольшой, но азартной баталией всех против всех и из всего, что под руку попадется. Тогда как дочка (Лолита Душкина) явно тянется к искусству и ставит собственный мюзикл…
Светлана Дорожко поставила легкий, как воздушный шарик, и динамичный, как бенгальские огни, спектакль с людьми и куклами про дружную, веселую семью. Несмотря на благообразность, они все внутри дети, их хлебом не корми, а дай поиграть. Кстати, хороший пример для обычных родителей в зале, у которых часто не хватает ни времени, ни терпения, и они «проигрывают» своих детей компьютерам и смартфонам.
А для самых маленьких худрук Сахалинского театра кукол Антонина Добролюбова сочинила невесомо-нежную сказку «Серебряное копытце» Петра Бажова. Уральский сказ втягивает в свою ауру малышей уютно-вкрадчивыми голосами молодых кукольников и крошечными куколками в теплых тулупчиках. Мостики, перекинутые между избушками уральской деревни, соединяют времена. И душа легко отзывается на язык красоты, убеленной снегами русской зимы, в которой раскручивается простая история девочки Даренки и старика Коковани. Обращение к сказу Бажова стало поводом поговорить с малышами о силе ожидания чуда, освещающего вашу жизнь. И оно очень хорошо монтируется с колдовской сутью театрального искусства, с особой силой вспыхивающего в предновогодние дни.
И. СИДОРОВА.
Фото С. КРАСНОУХОВА.