Александр Ли.
Александр Ли.

Южносахалинец Александр Ли имеет к Году кино на Сахалине самое прямое отношение. В начале 2012 года вместе с друзьями – выпускником СахГУ Александром Есауловым и выпускником театрального колледжа Артемом Кунченко – он снял экспериментальный художественный фильм «В тени одиночества». В оригинальной форме молодые люди рассказали о преодолении страхов и комплексов.

Эта работа, показанная вне конкурса на первом международном кинофестивале «Край света», получила высокую оценку жюри и народной артистки РФ Аллы Суриковой. От нее и последовало приглашение на режиссерские курсы. В марте нынешнего года Александр Ли завершил учебу, а в мае в киноконцертном зале «Комсомолец» областного центра состоялся показ его дипломной работы – фильма «Сердцебиение».

Наш корреспондент встретился с начинающим режиссером.

– Александр, как вы относитесь к тому, что ваша жизнь не без влияния Аллы Суриковой в один момент изменилась?

– Скажем так, тогда для меня это было шоком. Прошло четыре года. Сейчас я, конечно, с другим опытом, смотрю на все это проще, потому как знаю: ежегодно Алла Ильинична и другие мастера имеют такую практику – ездить по городам России и отбирать на курсы сценаристов и режиссеров по два-три человека. Не могу сказать, что моя жизнь прямо-таки перевернулась. Я шел к этому как к очередному интересному опыту. Хотя изначально было сложно, не спорю…

– Как вас приняла Москва?

– Слава богу, ВГИК предоставил общежитие, то есть проблемы с жильем не было. Правда, я люблю комфорт и не люблю, когда в моем личном пространстве есть кто-то еще. Но оказалось не так страшно. А месяца через три-четыре меня приняла Москва, и я даже полюбил ее.

– Но в итоге вы вновь на Сахалине…

– Да, последние полгода провел в раздумье. Были перспективы остаться в столице, но знал, что нужно возвращаться на остров, откуда меня отправили на учебу. К тому же здесь родители, друзья, работа. А море и горы не заменит ничто!

– Как вы считаете, сахалинцы проявляют интерес к киноискусству?

– Несомненно. У нас последние пять лет проходит фестиваль «Край света». Он набирает обороты. В прошлом году собрал около 25 тысяч посетителей. Считаю, что для областного центра это показатель!

– Искусство – это та сфера жизни, в которой творец может воплощать разного рода идеи, мысли и чувства. Что, по вашему мнению, неприемлемо в искусстве?

– Я не приемлю в театре и в кино «чернуху». Каждый по-своему определяет это понятие. Для кого-то поцелуй в щечку – это уже «чернуха». Ведь любовные сцены можно снять по-разному: или красиво, или так, что они будут выглядеть пошло. А пошлость я терпеть не могу.

– А что для вас приоритетно в творческой деятельности?

– Самое главное в спектакле или в кинофильме – это жизнь! Чтобы произведение искусства было искренним и жизненным, но не приземленным и обыденным, в нем должен быть воздух. Когда смотришь картину, примеряешь на себя какие-то моменты увиденного. Отмечаешь: да, такое было в моей жизни, анализируешь ситуацию и словно видишь себя со стороны.

– Насколько важно автору быть искренним со своим зрителем?

– Не зря говорят, что все гениальное просто, но не все простое гениально… Есть такой фильм Роберто Бениньи под названием «Жизнь прекрасна». Эта кинолента без спецэффектов. Изображение, актерская игра, режиссерский замысел очень просты. Но именно в этой простоте скрыта гениальность. Не нужно изобретать велосипед, но каждому, кто связан с кино, живописью, музыкой и театром, важно быть честным, искренним и самобытным.

– Что вдохновляет вас лично?

– Хорошие люди. Допустим, день прошел удачно, ты встретился с друзьями, которых давно не видел, или с девушкой своей мечты, а вечером идешь снимать фильм. В этот момент ты вдохновлен, и это отражается в работе. Вообще, по почерку режиссера можно почувствовать, с каким настроением он творил.

– Как вы относитесь к критике?

– Я считаю, она нужна, воспринимаю ее положительно. Это повод для того, чтобы совершенствоваться и более самокритично к себе относиться.

– Александр, расскажите о вашей дипломной работе, о чем она?

– Фильм снят в жанре мелодрамы. Для меня он прежде всего о любви, добре – в общем, о простых чувствах людей и их проблемах. В данном случае – на примере взаимоотношений мамы и дочери.

– Как прошла защита?

– Семнадцатого марта в Москве был показ в мастерской Владимира Фокина и Валерия Ахадова. Смотрели пять работ выпускников – две игровые и три документальные. Как мне потом сказали однокурсники, болевшие за меня, мой фильм выглядел достойно, даже на фоне того, где снимался актер Андрей Мерзликин.

– Сохраняете ли вы творческие контакты с Аллой Суриковой?

– Конечно, и вообще держу связь со многими московскими знакомыми и друзьями.

– А чем сейчас занимаетесь?

– Все также работаю актером международного театрального центра имени А. Чехова. Смотрю много фильмов и ищу сценарий для следующего кинопроекта. В сентябре начнутся съемки фильма «Остров Рикоту» по пьесе Наталии Мошиной. Возможно, пригожусь московскому режиссеру Денису Силякову в качестве исполнительного продюсера. Мы с ним уже определились с местами съемки, эпизодическими ролями и сценами, в которых примут участие жители Сахалина и Кунашира.

– При всем при том в этом году вы получили университетский диплом по специальности «журналистика»…

– Я выбрал журналистику как творческую профессию по окончании театрального колледжа. По поводу будущей работы по этому профилю могу сказать одно: жизнь покажет.

– Так кем же вы себя видите: актером, журналистом или режиссером?

– Прежде всего человеком, не растерявшим своих принципов. А вообще – творящим что-то хорошее и полезное. Впрочем, о целях, как и планах, вслух не говорят, иначе они теряют силу.

– Спасибо за интервью.

В. ХИМИЧ.