Суббота, 27 апреля, 2024

Выставки: Восток и Запад по соседству

Китайские чайники.

В эти дни областной художественный музей говорит на двух языках – финской фотографии и китайского изобразительного и декоративно-прикладного искусства. У каждой художественной истории неповторимый национальный аромат, а корни одни – их авторов вдохновляет природа.

Зима. Фотограф торжествует

Выставка «Синий момент» от фотографа Марти Рикконена отражает красоту общения человека с природой. Довольно редко в наших местах случаются презентации современной художественной жизни Финляндии, сказываются расстояния. Поэтому эстетический аспект усугубляется познавательным: какая она, Финляндия-Лапландия-Суоми, в объективе талантливого человека? И если пристальнее всмотреться в снимки натуралиста из страны Суоми, можно уловить некоторые параллели с сахалинской природой – лаконичной и мощной, чья негромкая музыка заставляет влюбиться на всю жизнь. Разве что не случаются у нас сине-зеленые водовороты северного сияния, поэтично именуемые финнами «лисьим хвостом», которые являются сильнейшим колористическим впечатлением выставки.

Непосредственно в «Синем моменте» Марти Рикконен предстает певцом девственно-прекрасных зимних пейзажей, избежавших вмешательства человека и в выразительности спорящих с живописью. Финская сказка зимы отнюдь не белая, холодная и пустынная. Она отливает всеми цветами спектра, играет золотыми тенями на снегу и закованными в лед деревьями, напоминающими шахматные фигуры на доске андерсеновской Снежной королевы, насыщена жизнью животных и птиц, терпеливо пойманных фотографом в засаде… Впрочем, волшебными их делает объектив Рикконена. Его можно считать финским дауншифтером. С 1980-х годов горожанин выбрал местом жительства поселок Инари. И большинство его фотоудач связаны с окрестностями Инари и сопками Палластунтури, иногда он снимает в двух шагах от родного дома. Что еще раз подтверждает старую истину: красота – в глазах смотрящего.

Китайские грамоты

Новым шагом сотрудничества музея с центром международного искусства Даляня стала выставка «Кисть оставляет след». Несмотря на небольшой объем, здесь представлены разнообразные техники и жанры, благодаря чему удовлетворение получит ценитель и пейзажей, и калли-графии, и декоративно-прикладного искусства. Посредством живописи, сближающейся с каллиграфией, глины, дающей простор для философских размышлений, выставка рассказывает о том, как сегодня художественные традиции предков преломляются в творчестве молодых современных творцов. Для художников Цин Фу, Ли Вангена, Чэнь Танмина, Чжоу Ми продолжают быть актуальными для высказывания древние жанры «цветы и птицы», «горы и воды», «живопись ученых». А высочайшая степень совершенства исполнения превращает простые сюжеты в род священнодействия. В своем творчестве художники проявляют теснейшую связь с природой. Фигурка рыбака на фоне вечно бегущей реки, яркие пятна утки-мандаринки или мангуста, бесконечные серые громады гор, рожденные как будто одним движением легкой кисти, – эти узнаваемые из классики образы получают дальнейшее развитие.

– Возникший как самостоятельный жанр в период Тан мир цветов и птиц был насыщен символическим содержанием. Здесь же композиции в жанре «цветы и птицы» представлены практически в народном стиле, они очень яркие, сочные, декоративные, – подчеркнула куратор выставки Ольги Хай. – То есть художники стали наследниками великого Ци Байши, который ввел в свои работы обилие цветов, плодов, насекомых, что не было характерно для классического периода. Символика отошла на второй план, и авторы стали обращать внимание на окружающий позитивный мир.

Слияние традиций и новаторства демонстрируют и керамисты. На выставке представлены изделия из города Исин, в котором гончарное дело процветало с XVII века. Создавшие их мастера Бо Ю Хуа, Ни Хин Ан, Дин Хон Бин, сохранив привычную форму предмета, особо потрудились над декором, и массивные круглые бока чайников расцвечены изысканными растительными и «животными» мотивами – силуэтами улитки, ползущей по стеблю лотоса, или верблюдов. Чайники Исина так хороши, что воспринимаются отнюдь не как предметы утилитарного назначения, а как средство демонстрации церемонии чаепития и высокого стиля мастеров. А что совсем далеко от быта, так это керамические,

с использованием глазури, панно Бай Юй. В космически фантазийных, абстрактных композициях автор зашифровал свои эмоции по поводу «Деревни, скрытой в облаках» или падающих снежинок… Опираясь на мощь классики, китайское искусство движется вперед.

И. Сидорова.

 

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ