Понедельник, 13 мая, 2024

Занятие, которое ум в порядок приводит. Педагогическая поэма

Ольга Артемкина.

В этом году исполняется 25 лет педагогической деятельности заслуженного учителя Сахалинской области, почетного работника общего образования, математика средней школы № 4 г. Корсакова Ольги АРТЕМКИНОЙ. Выпускница этого общеобразовательного учреждения, вернувшаяся в родные стены молодым специалистом, выросла здесь в настоящего профессионала. Наш корреспондент взяла у нее интервью.

– Ольга Викторовна, всегда интересно узнать, как среди великого множества профессий человек безошибочно находит свою, единственную и любимую. Какова ваша педагогическая предыстория?

– Без всякого сомнения могу сказать, что свою профессию выбрала родившись. Когда ходила в детский сад, мечтала стать воспитателем. Только об этом и думала. Но переступила порог школы и захотела быть учителем. Все свободное время посвящала тому, что учила младшего брата и игрушки. У них были тетради, дневники. Дома на дверях висел листок с заданиями, которые сама придумывала и выполняла за всех «учеников». И не лень было!

Мне очень нравилось организовывать и чему-то учить детей. Во дворе среди сверстников устраивала соревнования: кто быстрее на пятый этаж поднимется, вокруг дома пробежит, дольше пропрыгает… В старших классах приводила домой неуспевающих, чтобы с ними заниматься. Мама порой за них заступалась, говорила: «Да когда же ты их отпустишь? Они у тебя целый день сидят». А я в ответ: «Пока не научу, не отпущу».

В общем, в другой профессии себя не видела. После школы мысли были только о педагогическом вузе. Я замахнулась на великое – хотела учиться в Москве, но на тот момент в столице один институт закрыли, в другой был огромный конкурс. Я испугалась. Запасным вариантом был Воронежский государственный университет, где готовили чисто математиков (без физики). Поехала туда и поступила. В 1992-м молодым специалистом вернулась в Корсаков, в родную школу. Приняли меня очень хорошо, дали три пятых класса. Я сразу с этим сроднилась и вот уже столько лет работаю.

– И не было причин разочароваться?

– Я очень люблю свою профессию. Ни одного дня не пожалела, что ее выбрала. Или мне так везло с детьми, или научилась выстраивать с ними отношения, но выпуски у меня всегда хорошие. Не было случая, чтобы родители и дети были недовольны, чтобы мы расстались на печальной ноте. Все всегда уходили из школы с большой благодарностью. Считаю, для учителя это самое главное. Когда встречаю выпускников, они говорят: «Спасибо вам, мы в институте лучшие по рейтингу». Это дорогого стоит, ради этого следует работать.

– Был ли важен для вас карьерный рост?

– Нет, только профессиональный. Десять лет была завучем в школе, но это не мое: вести документацию для меня мучение. Большую часть времени все равно старалась отдавать учительской работе. Хорошо, что нашлась достойная замена, меня отпустили. Веду математику с 5-го по 11-й класс. Уже сделала семь выпусков. Был год, когда у меня было пять выпускных классов. В рейтинге Сахалинской области по качеству знаний мы обогнали даже лицеи и гимназии.

– Математика – наука точная, но сложная. Многие школьники ее не любят, боятся цифр и формул. Как вам удается вызвать интерес к предмету?

– Когда после начальной школы дети приходят в пятый класс и начинаются задания посложнее, ученики пасуют перед трудностями. Внушаю им, что математика как иностранный язык. Ее надо постигать, постоянно тренировать память, закреплять математические навыки. Родителям объясняю: если ребенок в полном объеме не знает таблицу умножения, это равносильно тому, как если бы в русском языке он не знал какие-то буквы алфавита. Значит, текст толком не прочтет. Так и без знания таблиц и формул ученик не сможет дальше ничего прочесть на математическом языке. Некоторые родители слышат это впервые и делают правильные выводы.

– А что дети?

– Конечно, в первую очередь от них я требую труда. Успехов они могут достичь, только потратив много сил. Я и сама звезд с неба не хватала. Есть люди-таланты, а есть трудяги. Я, наверное, все же отношусь к трудягам. Помню, в детстве решаю-решаю задачу, ничего не получается. Мама спрашивает: «Ну что, решила?». «Нет», – отвечаю и плачу. Она: «Плохо». Для меня это было самое горькое слово. Задачу я настолько через себя пропускала, что во сне приходило решение. Вставала ночью и записывала его. Потом решала сотню-другую аналогичных примеров, чтобы навсегда уяснить алгоритм действий.

Стараюсь и в детях воспитывать чувство ответственности. Ученик должен не просто отсидеть урок, а усвоить, каким способом решать задачи, суметь объяснить, что и как он делал.

Никогда не даю непосильных заданий. Ведь если ребенок решит задачу, у него возникнет ощущение радости, победы, а неудача отобьет желание учиться. В каждой параллели классов, с которыми работаю, есть ученики, которые выходят к доске и говорят моими словами. При этом они их не зазубрили, а осмыслили. И когда я слышу себя со стороны, это такая эйфория!

– Занимаетесь ли вы с умниками и умницами дополнительно?

– Да, готовлю их к математическим олимпиадам. Уроки уроками, это все равно шаблон. А подготовка к олимпиадам – совершенно другая стезя. В нашей школе есть кружок по математике. Участвуем с детьми в вузовских и международных дистанционных олимпиадах, конкурсах «Мега-талант», «Ростконкурс», получаем сертификаты. В прошлом году младшие школьники удачно выступили на городской олимпиаде – заняли три третьих места. Держим марку, в 2018-м будем выходить на областной уровень.

– Ваши самые яркие достижения?

– В прошлом году, как и десять лет назад, у меня был очень хороший выпуск с шестью медалистами, набравшими очень высокие баллы по математике. Все ребята поступили в санкт-петербургские и московские вузы: в горный и архитектурный, университет нефти и газа им. Губкина, в академию при правительстве России. В последнем учебном заведении нашу выпускницу-второкурсницу даже освободили от математики. Сказали: «С твоей подготовкой тебе здесь делать нечего».

– Вы строгий учитель?

– Родители учеников первых выпусков говорили мне: «Вы были педагогом, жадным на оценки. Но учили так, что если бы наши дети ушли в другую школу, то стали бы там отличниками». У меня такая методика: ученикам иногда даже завышаю оценки, но перед экзаменами, образно говоря, деру три шкуры. Не случайно ребята сдают ЕГЭ лучше, чем учились по предмету.

Выпускники говорили, что я сначала была неприступная. Но с возрастом все мы становимся мудрее и мягче. Вот ребята пишут контрольную, смотрю на них, ну какие же они хорошие! И зачем я вон того ребенка ругала за невыполнение домашней работы? Правда, в таких случаях я всегда после урока подойду и скажу: «Извини меня, пожалуйста. Но, согласись, ты же подвел?». Ученик соглашается и в дальнейшем стыдится не выполнить задание.

К детворе испытываю материнские чувства. Знаю, многие лишены родительской теплоты. Иногда ребенка по голове поглажу, ласковым словом назову, хотя раньше от себя такого не ожидала. Как-то замещала учительницу, так ее пятиклашки до сих пор меня при встрече обнимают.

А смеяться с детьми на уроках я начала года три-четыре назад, за что им благодарна. До этого ходила с «железной маской» на лице. Сейчас, если возникает какая-то нелепая ситуация или курьез, первой начинаю смеяться, и ребята, видя мою реакцию, от души хохочут. Минутка отдыха, а как сплачивает!

– С выпускниками общаетесь?

– Они со мной переписываются, а когда прилетают на каникулы, звонят: «Можно, мы к вам в гости придем?». Мне от этого приятно и радостно. Я люблю печь торты, пирожки, булочки. И получается чаепитие с разговором по душам.

Некоторые студенты присылают задания по математике, просят: «Ольга Викторовна, помогите». Решаю и отправляю по электронной почте. И сама предлагаю: «Ребята, если что – обращайтесь, на первом-втором курсах я вам еще помогу». У коллег дети в вузах учатся. Если у них начинают отрастать «хвосты», тоже приходят ко мне заниматься.

– Как бы вы продолжили фразу: «Моя жизнь – это…»?

– Математика. Мы не профессора высокой точной науки, но в школе делаем свои открытия. Находим какие-то приемы, применяем новые технологии, чтобы научить школьника на уровне его понимания. Детей много, надо дойти до каждого, постоянно подтягивать слабых. Ведь в педагогике как в медицине: если махнуть рукой на больного, то хорошо, если он выкарабкается…

Когда ребенок невнимателен, он многое недослышит, пропускает, начинает отставать. Зная это, на уроке не сижу, а хожу между рядами, иначе дети не будут писать и слушать. Чтобы внимание не рассеивалось, время от времени прошу посмотреть на доску, услышать и хорошо запомнить главное, записать в тетрадь. Того, кто филонит, предупреждаю: «Не напишешь на уроке – останешься без перемены, будешь дописывать». И ученик начинает строчить.

– Ольга Викторовна, сегодня сколько угодно примеров, когда предметники, освобождая себя от лишних хлопот, отправляют учеников к репетиторам. Как вы к этому относитесь?

– Это недостойные, слабые учителя. Я всегда говорю детям: самый лучший репетитор – это я. Ваша задача – ходить на уроки и внимательно слушать. С теми, кто не успевает, занимаюсь дополнительно и бесплатно. Родителям объясняю: используйте мои возможности как учителя в полной мере, не стесняйтесь. А то они уже в пятом классе ищут легкий путь, просят меня найти репетитора. Я на это никогда не пойду. Конечно, добрая тетенька за ребенка может все решить и написать, но, если у него нет математических способностей, результата репетиторство не даст. Семья выбросит деньги на ветер.

Часто вспоминаю поездку к подруге в Сингапур. Там в океанариуме побывала на шоу морских животных. До сих пор перед глазами картинка: морской лев качает пресс. Удивительного результата может достичь животное за годы тренировок! Так почему же мы порой не можем научить ребенка элементарному? Ко мне ежегодно на репетиторство просятся дети из других школ и даже городов. Родители говорят: хотим только к вам. Было бы больше часов в сутках, я бы многим помогла… Но, конечно, многое зависит от ребенка. Если он не семи пядей во лбу и желания учиться не имеет, к нему очень трудно пробиться. Но если удается (хотя бы чуть-чуть) пробудить любовь к математике, он ею заинтересуется, и учеба пойдет на лад.

– К каким наблюдениям и выводам вы пришли за годы преподавания?

– Одно время мне казалось, что работа наша не очень сложная. Почему? Потому что я смотрела на нее как технарь, перед которым стоит задача – научить. А вот ответ на вопрос: как научить? – пришел с годами. Учителю мало вливать в уши материал урока, нужны и спрос, и контроль. Только так достигается результат. Это же дети. Когда они чувствуют, что день-другой бесконтрольны, творят что хотят, а выученное забывают. Если математикой, как иностранным языком или спортом, не заниматься изо дня в день, то навыки теряются. Вот почему у меня каждый день небольшая письменная работа по домашнему заданию. Так проверяю готовность ребят к уроку. Тетради проверяю до полуночи, а то и раннее утро прихватываю. Зато система отлажена и дает хороший результат.

– Несколько слов о семье.

– Моя семья, которой горжусь, – это мама, в прошлом медик, и дочь – студентка третьего курса Санкт-Петербургского электротехнического института. Личная жизнь для меня – это школа, преподавание. Постоянно веду курсы, делюсь с коллегами тем, что знаю. На базе областного института развития образования провожу обучающие семинары, показываю учителям математики приемы подготовки к единому госэкзамену.

– Как обычно проводите отпуск?

– Работа настолько притягивает, что первую неделю отдыха не нахожу себе места. Потом обзваниваю родителей, предлагаю: «Давайте сходим в поход!». Летом все время что-то решаю, нарабатываю материал для нового учебного года. Меня интересуют мастер-классы, приемы и более совершенные методы решения математических заданий, преимущества новых учебников, для которых разрабатываю рабочие программы, чтобы экспериментировать в классах.

С однокурсницей из Воронежа обмениваюсь информацией по новым технологиям, приемам быстрого счета и решения задач. Зачем ребенку запоминать громоздкий алгоритм, если достаточно применить один прием или пару формул? Учу ребят применять не один, а как минимум два способа решения задач – в математике это необходимо для самоконтроля и исключения ошибок. Не скуплюсь на пятерки тем ученикам, кто находит другой вариант решения.

– Включаете ли вы в планы уроков занимательные игровые моменты?

– Только в пятых классах. В остальных играть некогда. Математика – предмет письменный, у меня на уроке ученики в тетрадях по несколько страниц исписывают. Иногда, анализируя выполнение заданий по геометрии, использую разные ассоциации, чтобы меня ребята лучше поняли. Недавно очередную геометрическую задачу сравнила с сочинением на тему «Осень». А все потому, что одни ученики написали, образно говоря, про разноцветные деревья, пожухлую траву, отлет птиц, а другие – про новогоднюю елку. Детвора хохочет и исправляет ошибки.

Вообще я устраиваю много проверок, самопроверок и взаимопроверок. Дети привыкают к такой практике. После контрольных всегда идет работа над ошибками по правилу: сам решил – помоги другому. Ребятам пятых-шестых классов нравится при проверке заданий быть моими консультантами. Тянут руки, предлагая помощь. А если они могут объяснить способ решения задачи, значит, на 100 проц. усвоили материал.

– Есть ли у вас свои секреты в работе с детьми?

– Вряд ли это секрет, но своих будущих учеников (причем во всех параллелях) я опекаю с начальной школы. Хожу к ним на родительские собрания и уроки, вижу, по какой методике работает их учитель. Иногда даю ему советы. Дети ко мне привыкают, и я к ним. Когда они приходят в пятый класс, мне легко – нет проблем переходного периода. И для ребят я уже родная, а не чужая тетка.

– Как я поняла, у вас хорошие контакты с родителями.

– Да. Поддержка родителей должна быть обязательно. Я-то вижу ребенка на уроке 45 минут. Если в классе 30 учеников, на каждого приходится полторы минуты внимания. Поэтому родителям нельзя устраняться, надо садиться рядом с ребенком и помогать. На собраниях показываю им некоторые приемы, даю советы по организации домашней работы.

– Какие у вас увлечения?

– Мне нравятся пешие путешествия, когда надо затратить усилия для достижения цели. В школе есть кружок юных туристов, с ними хожу по югу Сахалина. Были у нас и однодневные вылазки, и пятидневные походы на мыс Анива. Я там за повара. Жаворонок по натуре, встаю рано и готовлю еду. Это мне очень нравится. Люблю вязать, это приятное, но затратное по времени занятие. Когда было больше времени, увлекалась исторической литературой, династиями русских царей.

В школьные годы занималась спортивной гимнастикой и легкой атлетикой. Любовь к спорту пронесла через всю жизнь. И сейчас делаю зарядку, бегаю, час без остановки плаваю в бассейне (по гороскопу я – Рыба). В спортивном ориентировании меня заводит сам процесс: бегать и что-то искать на местности.

– А чему вы так и не научились?

– Считать деньги, но это не главное в жизни. Они тяжело достаются, но расстаюсь с ними легко. Так с детства повелось. Летом в бригаде работала – маме деньги несла, стипендию получала – часть средств откладывала, чтобы домой приехать и маме отдать.

– Участвовали ли вы в профессиональных конкурсах?

– Себя показать – это не мое, не смогу себя преподнести. Однажды надо было выступить на городском августовском совещании педагогов, так я вышла на сцену и упала в обморок от страха. Вызывали скорую помощь. Я не публичный человек. Лучше тысячу задач решу и расскажу, как они решаются, чем где-то выступлю. Только с математиками общаюсь без проблем, с ними я говорю на одном языке.

– Как вы относитесь к школьным компьютерным технологиям?

– В целом неплохо. И компьютеры у нас есть, и интерактивные доски. Но лично для меня нет ничего лучше доски и мела. Уже, наверное, целую гору мелков исписала, беру их больше других учителей. Мне нравится вызывать к доске по пять-шесть человек. Они решают примеры и задачи, а я с детьми проверяю. Если есть ошибки, исправляем их красным мелом. Ученикам, участвующим в двойной проверке, обязательно ставлю оценки. На уроке геометрии и юбка, и волосы могут быть в меле, такая кипит работа!

– Как два года назад вы встретили известие о присуждении вам звания «Заслуженный учитель Сахалинской области»?

– Меня вызвала директор и сказала: «Ольга Викторовна, покупайте платье». «В смысле?» – растерялась я. Она: «Больше не могу скрывать. Осталось две недели, поедете на встречу с губернатором». «А что случилось?». «Утвердили вашу кандидатуру на звание заслуженного учителя Сахалинской области». От неожиданности я расплакалась. Мы ведь не за награды работаем, а чтобы дети были довольны, чтобы после школы нас добрым словом вспоминали.

– Платье красивое было?

– Строгое. Как говорила Коко Шанель, маленькое и черное, какое должно быть у каждой женщины. На торжественной церемонии у меня все тряслось от страха. В зале было немало людей много старше. Восприняла награду как аванс. До сих пор смущаюсь и испытываю чувство неловкости, когда в школу приходят делегации и директор представляет меня как заслуженного педагога Сахалинской области. Не люблю похвальбу. По мне лучше бы меня не замечали.

– Как педагог с 25-летним стажем, согласны ли вы с известным утверждением Ломоносова о царице наук?

– Безусловно. Математика ум в порядок приводит.

– Спасибо за интервью.

Л. СТЕПАНЕЦ.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ