Понедельник, 6 мая, 2024

Жизнь становится лучше, а вопросов – больше

Чем жилищная инспекция может помочь сахалинцам и курильчанам

Если сегодня у жильцов многоквартирных домов возникают проблемы жилищно-коммунального характера, то пожаловаться и найти управу на нерадивых руководителей управляющих и ресурсоснабжающих организаций они могут, по существу, только в двух контрольно-надзорных органах – прокуратуре и государственной жилищной инспекции. Очень часто и работники СМИ советуют нашим землякам обращаться именно туда, и чаще всего – в инспекцию. Но всегда ли люди следуют этим советам?
Наш корреспондент Н. КОТЛЯРЕВСКАЯ встретилась с И. ГАРБУЗОВЫМ, заместителем руководителя государственной жилищной инспекции Сахалинской области, чтобы узнать, насколько активно сахалинцы пользуются помощью инспекции и какова результативность этих обращений.
– Игорь Михайлович, судя по отчетам властей, положение в жилищно-коммунальном хозяйстве области год от года улучшается, значит, и число обращений должно сокращаться. Не так ли?
– Я располагаю информацией на конец августа. Было зарегистрировано 3148 обращений жителей области. Это на 200 обращений больше, чем в прошлом году, и на 800 меньше, чем в 2013 году. Но не все обращения – жалобы. Жилищное законодательство в последние годы обновляется, и у населения возникают вопросы. Мы довольно часто разъясняем некоторые положения законодательства и правильность его применения. Например, когда вступил в действие закон «Об энергосбережении», много вопросов и жалоб появилось по поводу установки общедомовых приборов учета и введения платы за использование ресурсов на общедомовые нужды. В этом году впервые прошло лицензирование управляющих компаний, которое тоже затронуло интересы населения.
– А традиционные поводы для жалоб? Как с ними?
– Конечно, сахалинцы жалуются и на ненадлежащее содержание общедомового имущества: кровель, фасадов, подвалов, подъездов; на ненадлежащее качество предоставления коммунальных услуг: тепло-, водо-, электроснабжения; на неправильный расчет платы за жилищно-коммунальные услуги.
– На что стали жаловаться больше, на что меньше?
– Больше жалоб стало на состояние канализации, на сверхнормативные начисления платы за ОДН. Гораздо меньше претензий сегодня к качеству отопления – что в областном центре, что в районах. Проблемы с теплом случаются в основном в начале отопительного сезона, во время регулировки параметров, наладки оборудования. В последнее время нет на слуху проблемных по теплу населенных пунктов. В районах проведена большая работа по модернизации котельных, активно заменяются наружные и общедомовые сети.
Часть обращений «по теплу» связана с незаконной перепланировкой квартир во время капитальных ремонтов и реконструкций, которые затрагивают и систему отопления. Модными стали «теплые полы». Как правило, всякие переделки приводят к тому, что качество отопления в соседних квартирах снижается. Сейчас для желающих сделать в собственной квартире рай много заманчивых предложений. Но гражданам надо ответственнее подходить к их принятию, не все они приемлемы и законны.
– Все ли жалобы проверяются?
– Стараемся охватить все. На 1 сентября провели 1039 внеплановых проверок. Инспекторы выходят на проверки, взяв 5 – 6 обращений, выдают предписания на устранение выявленных недостатков. Если предписания не исполняются, штрафуем. Случается, и не один раз, до тех пор, пока не будет наведен порядок. Но чаще всего бывает достаточно одного предписания – управляющие и ресурсоснабжающие организации стали дисциплинированнее. Например, жители многоквартирного дома по ул. Пушкина в Южно-Сахалинске пожаловались на плачевное состояние подъезда и подвала. В подъезде был необходим ремонт электропроводки, почтовых ящиков, в нескольких окнах не было стекол. Подвал захламлен. Жильцы обращались в управляющую компанию, но результата не добились. Но на предписание жилинспекции УК отреагировала оперативно, все привела в исправное состояние, а в адрес инспекции поступила письменная благодарность от жильцов.
Похожая история случилась и с жалобой жильцов верхних этажей одного из многоквартирных домов Новоалександровска. Люди жаловались на многочисленные протечки кровли, из-за чего стены квартир мокнут во время дождей и таяния снега. Управляющая компания ремонтировать крышу отказывалась, ссылаясь на отсутствие необходимых средств и возможностей. А жильцам в УК посоветовали подставлять емкости под протечки, чтобы вода не попадала в квартиры.
Результатом внеплановой проверки жалобы стало предписание о ремонте кровельного покрытия. Работы были проведены, повторных обращений от жильцов не поступало. Значит, кровля не течет.
– Игорь Михайлович, хотелось бы подробнее остановиться на жалобах по ОДН. Как вы их проверяете, всегда ли устанавливаете «виновника» больших сумм?
– Проверяем общедомовые приборы учета, правильность снятия показаний. Уже на этих этапах можно выявить нарушения. Сейчас, после того как многоквартирные дома «ушли» от способа непосредственного управления, все сверхнормативные расходы по ОДН ложатся на управляющую компанию как исполнителя услуг. Жильцы должны оплачивать только норматив. Сверхнормативных расходов не должно быть и у управляющих компаний, поскольку оплачиваются они из средств, собранных на текущее содержание дома. Инспекция понуждает УК проводить работы, направленные на снижение сверхнормативных расходов. Причиной их могут быть, как я уже сказал, неисправность приборов учета, неправильное снятие показаний, а также ветхость внутридомовых сетей. Сейчас УК имеют право инициировать общие собрания собственников по вопросам текущего ремонта и содержания общедомового имущества. Нужно собирать людей и предлагать работы по восстановлению сетей. Сейчас, я думаю, управляющие компании будут заинтересованы достаточно часто проводить ревизию общедомового имущества. Это важно и для своевременного обнаружения утечек, и для обнаружения «левых» подключений, которые тоже увеличивают сверхнормативные расходы.
– После лицензирования УК лицензионный контроль лег на жилищную инспекцию. Много ли проверок провели ваши сотрудники в рамках этого контроля?
– Да уже 127. И выдали 46 предписаний. В основном все они требуют привести общее имущество дома к технически нормальному состоянию.
– Госнадзор сейчас в отношении управляющих компаний ужесточился?
– До мая этого года, то есть до лицензирования УК, мы должны были уведомлять компании о внеплановых проверках минимум за 24 часа. С мая имеем право проверять лицензиатов без предварительного уведомления.
– А что это дает? Это же не торговля, где за сутки можно спрятать концы в воду. Текущую крышу не уничтожишь…
– Проверяется не только техническое состояние домов, но и документация. Хотя, конечно, эффект неожиданности – это не для нашей службы. Собственно, я не вижу ничего плохого, если УК подготовятся к приходу инспекторов, устранив неисправности. Такое бывало раньше, происходит и сейчас. Но у управляющих компаний и у ресурсоснабжающих организаций существуют и глобальные проблемы, которые не решаются долгое время по объективным причинам. Для РСО это ветхие сети. В конечном итоге инспекция выходит на глав муниципальных образований в случае длящихся неисполнений предписаний. Сети чаще всего находятся у РСО в аренде, поэтому без содействия их собственника, которым является муниципалитет, их замена невозможна.
Ужесточились и меры воздействия на лицензиатов. При невыполнении двух предписаний по одному и тому же адресу дом исключается из реестра УК, а если неблагополучных домов наберется 15 и более проц., то УК лишается лицензии.
– Недавно вновь напомнила о себе проблема двойных квитанций. Жаловались жильцы домов по ул. Украинской в Южно-Сахалинске. Они перешли под управление другой компании, а «старая» по-прежнему выставляет им счета.
– Этот случай нам известен. Конфликтная ситуация возникла с лицензированием управляющих компаний. Разбираться там в общем-то не в чем, у каждой компании есть реестр домов, жильцы могут, ознакомившись с ним, легко убедиться в незаконности притязаний одной из УК.
– Сахалинцы могут надеяться на вашу помощь?
– Конечно, только хотелось бы заметить, что иногда сахалинцы обращаются в инспекцию с вопросами и проблемами, решение которых находится не в ее компетенции. Например, вопросы по предоставлению жилых помещений, переселению из ветхого и аварийного жилья, улучшению жилищных условий. Жалобы на качество дорог также следует писать в администрации муниципальных образований. Мы перенаправляем обращения, поступившие не по адресу, в соответствующие инстанции.
– Спасибо за беседу.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ