Пятница, 26 апреля, 2024

Худо, когда бедно. Лишние на празднике жизни

 

Как уже сообщалось, в Сахалинской области недавно побывал руководитель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов. Вместе с коллегами он провел в Южно-Сахалинске выездное заседание постоянной комиссии Совета, ведающей вопросами общественного контроля. На заседании комиссии выступил председатель Сахалинского регионального отделения общероссийского общественного движения «За права человека» Марк Куперман. Он привлек внимание московских экспертов к острым социальным проблемам, актуальным для жителей островной области, и вручил Совету предложения регионального отделения для передачи президенту.

По оценке Купермана, треть населения региона живет очень бедно. Доходы малообеспеченных граждан лишь немного превышают прожиточный минимум. Его размер в сравнении с покупательной способностью большинства сахалинских пенсионеров правозащитник считает искусственно заниженным на 30 – 40 проц.

Показательна такая статистика: соотношение среднего размера пенсий к прожиточному минимуму в 2017 году в Санкт-Петербурге составляет 197 проц., в Нижнем Новгороде – 204, в Астрахани – 211, в Тамбове – 214 проц., а в Сахалинской области только 148 проц. На материке средний уровень пенсий находится на уровне 36,6 проц. от средней зарплаты, в Сахалинской области этот показатель по итогам первого квартала 2017 года составил всего 25 проц. И это при том, что стандарты Международной организации труда предполагают обеспечение пенсионеров на уровне не менее чем 40 проц. от утраченного заработка. Очевидно, что у нас по этой части явный недобор, который нельзя компенсировать разовыми «праздничными» подачками.

Куперман подробно остановился на госгарантиях, установленных законом от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». По мнению правозащитника, важные социальные гарантии давно и необоснованно переведены в разряд недействующих. Так, вопреки требованиям ст. 10 «северного» закона из небытия 60 – 70-х годов прошлого века извлечены и практически используются нормы СССР о заведомо искусственном и порочном делении северян на так называемую «производственную» и «непроизводственную» сферы. Кроме того, пенсионным законом 2001 года введено искусственное, предельно несправедливое и неоправданно жесткое (а можно сказать, как отметил Куперман, даже жестокое) ограничение уровня пенсий северян в форме предельного коэффициента соотношения утраченного заработка пенсионера к средней зарплате по стране. Этот порядок фактически уравнял размер пенсий вне зависимости от стажа работы на севере.

Еще один парадокс заключается в том, что с зарплаты тех, у кого районный коэффициент начисляется по «производственной» сфере, отчисления в пенсионный фонд идут в полном объеме, но когда эти люди завершают свою трудовую деятельность, то по нынешним правилам получают пенсию с непроизводственным коэффициентом. Выходит, что сахалинцы и другие северяне не только не получают дотацию из пенсионного фонда, но и сами подкармливают фонд за счет этой вынужденной жертвы.

Вводя в практику эти противоречащие интересам северян нормы, федеральные власти последовательно уничтожают их права, и в первую очередь страдает самая незащищенная треть населения – пенсионеры.

Как подчеркнул Куперман, правомерен вопрос: за что федеральные власти так наказали северян? Чем они провинились? Как такая социальная политика корреспондируется с постоянно декларируемыми призывами властей развивать Дальний Восток?

Правозащитник отдельно остановился на правах инвалидов. Все они получают небольшие ежемесячные выплаты – примерно от двух до трех с половиной тысяч рублей в зависимости от группы инвалидности. И эти выплаты одинаковые – что на Сахалине, что в Тамбове или на Кубани. Не зависит от места проживания и сумма, выделяемая федеральному льготнику на покупку лекарств, – 820 рублей в месяц. И никто не берет во внимание, что цены на лекарства в северных районах в среднем в полтора раза выше, чем на материке. Было бы справедливо ко всем выплатам федеральным льготникам применять северные районные коэффициенты. Но, к сожалению, такой практики нет. Нет ее и в отношении выплат ветеранам боевых действий, чернобыльцам, блокадникам и большому числу иных категорий федеральных льготников.

Даже материнский капитал выплачивается без северных коэффициентов. А ведь это совершенно разные деньги – 453 тыс. рублей – на Сахалине и, например, в Курской области, где товары и услуги намного дешевле наших цен и тарифов.

Положение бедной части населения, как считает Куперман, приобретает оттенок еще большего драматизма в регионах с высоким уровнем зарплат. Розничные цены ориентируются на большие кошельки, обрекая пенсионеров и прочих малообеспеченных граждан на снижение их покупательских возможностей. В этой ситуации отдельные «богатые» субъекты федерации (Москва, нефтегазодобывающие Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа) делают своим пенсионерам ежемесячные доплаты. Но в большинстве иных субъектов, включая Сахалинскую область, доплачивают только тем нищим пенсионерам, у которых пенсии ниже прожиточного минимума.

Правозащитник считает, что приведенные примеры требуют от федеральных и региональных властей неотложного принятия решений, которые повысят денежные доходы бедной части населения северных регионов страны в полтора – два с половиной раза. Это позволит подтянуть ныне ущербный уровень жизни пенсионеров-северян хотя бы до уровня возможностей, которыми располагают их сверстники, проживающие в регионах с лучшими природно-климатическими условиями.

Региональное отделение движения «За права человека» направило свои критические замечания и ряд предложений президенту В. Путину, премьеру Д. Медведеву, в Федеральное собрание, губернатору области и в областную думу. О реакции или ее отсутствии читатели будут проинформированы позже.

Н. ЗИМИН.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ