Первомайский суд г. Мурманска вынес приговор по уголовному делу о крушении самоподъемной буровой установки «Кольская». Трагедия случилась 18 декабря 2011 года во время буксировки с Камчатки на Сахалин. На борту находилось 67 человек, выжили только 14. Найти и опознать удалось тела 17 жертв катастрофы.
Бывший исполняющий обязанности заместителя гендиректора ОАО «Арктикморнефтегазразведка» Б. Лихван и бывший исполняющий обязанности главного инженера компании Л. Бордзиловский признаны виновными в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшем по неосторожности смерть 53 человек. Оба получили по шесть лет колонии-поселения.
Суд полагает, что ненадлежащее исполнение Лихваном и Бордзиловским своих обязанностей стало причиной гибели людей, так как подсудимые, «не имея достаточных оснований, самонадеянно рассчитывали на предотвращение последствий».
Как установлено в ходе расследования, при перегоне буровой «Кольская» от западного шельфа Камчатки к Сахалину в связи со штормовой погодой ответственным за буксировку лицом было принято решение об увеличении скорости движения буксирного каравана до 5 узлов, что превышало максимально допустимую при подобных погодных условиях. Кроме того, от биения волны в носовую опорную колонну произошла деформация наружной обшивки корпуса буровой установки, началось поступление воды в балластные танки, что привело к образованию крена «Кольской».
Подсудимые, самонадеянно игнорируя эту тревожную информацию, не приняли мер к исправлению критичной ситуации, своевременно не пресекли нарушение правил морской буксировки и не дали указание о незамедлительном спуске опорных колонн платформы для улучшения ее остойчивости и переходе «Кольской» в режим дрейфования. Поступившее впоследствии указание о спуске колонн было запоздалым, поскольку из-за нахождения воды в танках механизм опор к тому моменту оказался уже неработоспособным.
Л. Бордзиловский, зная, что на «Кольскую» поступает вода и насосы не справляются с ее откачкой, запретил команде без его ведома подавать сигнал SOS. Вертолет в район бедствия вылетел уже после затопления буровой. При этом с того момента, как подсудимым стало известно о развитии критической ситуации на платформе, до ее полного погружения под воду прошло достаточно много времени – более 5 часов. Также следствие полагает, что именно по прямому распоряжению Бордзиловского на борту «Кольской» находилось необоснованно большее число людей. 28 человек – вахтовые рабочие, обслуживающий персонал, которым из-за экономии денежных средств Бордзиловский просто не позволил выехать на других судах, – не были задействованы в самой буксировочной операции, но разделили общую судьбу с членами экипажа.
В ходе разбирательства было возбуждено еще одно уголовное дело. Бывшему следователю по особо важным делам Дальневосточного следственного управления на транспорте В. Фердеру было предъявлено обвинение за фальсификации доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности.
Л. КАРПЫЛЕВ.