Пятница, 17 мая, 2024

Что еще за фокусы такие?

Для кого-кого, а для Ивана Тарасюка, в отличие от классика «…изма», важнейшим из искусств стал цирк. И это большое и светлое чувство зародилось  не в детстве, а в достаточно осознанном возрасте, потому и принесло вполне ощутимые плоды. Просто однажды студенту Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина понадобилось создать плакат для цирка. Учебное задание Тарасюк выполнил,  а заодно получил мощнейшую прививку к искусству  на манеже. И несмотря на то, что прошло уже много лет с первого похода в Ленинградский цирк на Фонтанке, и студент стал маститым и известным художником, любовь эта, к счастью, не оставляла и в дальнейшем. Напротив, двигает его высокохудожественное творчество.
Он даже увлекся фокусами, которые, давая фору профессионалам,  мастерски показывает, в том числе и тем, кто приходит полюбоваться его веселыми картинками. Вот так однажды, случайно  на его выставку в Русском музее заглянули сотрудники областного художественного музея и немедленно пленились всей совокупностью его талантов – живописно-скульптурно-фокуснических. И, естественно, захотели поделиться приятным открытием с сахалинцами. Чтобы приплюсовать еще энное число поклонников художника к тем, кто уже побывал на его более чем ста пятидесяти выставках по всему миру. И, думается, так оно и будет, хотя открытие выставки «Взрослые игры» обошлось без  обычного  пафоса и многолюдья. Почему? Да потому, что, на мой взгляд, она обладает мощным зарядом на длинную дистанцию, объединяющим души и поколения.  Приди на нее родители  с детьми, бабушки с  внуками, это тот случай, когда радостно и интересно будет всем. Одни открывают ярко-пестрый мир, преподанный на красивом блюдечке, другие вспоминают утекшее куда-то детство, которое немыслимо без клоунов, акробатов, эквилибристов, дрессированных слонов, медведей на велосипеде… Вполне взрослый, большой, кудрявый и бородатый человек с откровенной склонностью к мистификациям сложил фантастическую мозаику жизни на арене. Художник любит цирк как наиболее действенное проявление жизненной энергии, он просто любит саму жизнь.
На его листы люди приходят с улиц, с запруженных площадей, из очередей в магазинах, с городских праздников, ультрареволюционных митингов с патетическими лозунгами, а то и прямиком из Страны чудес (серия иллюстраций про кэролловскую Алису)…  Впрочем, откуда бы ни приходили, они несут с собой хорошее настроение: прекрасно, знаете ли, любое время  на этой земле… А еще – спешку, волнение, ожидание и мириады всяких эмоций, отчего кажется: картины говорят, будучи наделены каждая собственной внутренней мелодией, обнимая широчайший спектр  настроений – от мягкого, как кошачьи лапки, юмора до гротеска. Слушающий да услышит. И, окунаясь в по-летнему знойную окрошку из впечатлений от Ивана Тарасюка, свой город полюбит так, как любит этот  веселый человек – петербуржец с уральскими корнями, дающий  реальность в образах Северной Пальмиры как однажды сбывшуюся  дивную  мечту.
Он многолик – художник, скульптор, человек театра, музыки, цирка. И на маленькой, в полста листов, исполненных в виртуозной технике цветной литографии, выставке приоткрылась дверца лишь  в одну вселенную, которых у Ивана Тарасюка, как у какого-нибудь продвинутого жителя эпохи  Возрождения, много. Говорят, что, когда педагоги увидели, что он ухитряется делать из глины, ему настоятельно советовали не размениваться по мелочам (например, на графику-живопись), а сосредоточиться на главном. Демонстрируя «ловкость рук, и никакого мошенства», мастер обращается с глиной, как с тестом – сначала оглаживает скалкой, потом «вынимает» из нее душу посредством самых удивительных в простоте вещей – пилы, рыбацкой сети, монеты или даже… морской соли (список можно продолжать по собственному разумению). В итоге легкой, изящной игры появляются на свет  удивительные глиняные люди, чудики и обаяшки: вот человечки с головой огурчиком, вот задумчивая дама с рыбиной под мышкой, а то и напыщенные «Аплодисменты». Что ни фигура, то жизнь, судьба и характер, осененные, как солнцем, лучезарной улыбкой создателя…
Впрочем, честно признаемся, что пока еще керамики Ивана  Тарасюка в нашем музее не случилось, о чем можно только искренне посожалеть. Возможно, что новые встречи с глиняным космосом петербуржца впереди. Но все-таки заочное знакомство с автором состоялось – благодаря несколькоминутному ролику, сопровождающему выставку. И открывающему доступ любому  в студию мастера, который – большая редкость!  – не скрывает секретов обращения с текучей вязкой материей, будоражащей фантазию. Может быть, потому что знает: из одной и той же глыбы мрамора у одного получается  Венера Милосская, у  другого – девушка с веслом. И эту невесомую субстанцию «неважно –  что, важно – как» уж точно не передать из рук в руки, но можно взрастить только в себе самом.
И. СИДОРОВА.
P.S.
Иван Тарасюк родился в Свердловске в 1957 году. Закончил Свердловское художественное училище, затем  Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина. Член Союза художников России. С 1992 года – участник художественных выставок в рамках Международных фестивалей циркового искусства в России и за рубежом. Ассоциированный академик Международной академии изящных искусств «Греци-Марино» (Италия).  Выставка «Взрослые игры» открыта в областном художественном музее до 1 сентября.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ