Что пишут и что в уме? Рособрнадзор проводит проверку качества знаний школяров

 

 

Нынешней весной ученики четвертых классов впервые выполняют обязательные всероссийские проверочные работы по русскому языку, математике и окружающему миру, а учащиеся 5 – 11-х классов — аналогичные работы по своим дисциплинам, но по выбору.

Многие родители приняли новшество за малый ЕГЭ и встревожились: дети к такому развитию событий не готовились. Но, как пояснила на пресс-конференции первый заместитель регионального министра образования Светлана Васильева, задумка Рособрнадзора, в том и состоит, чтобы без увеличения нагрузки на детей получить реальное представление о качестве их обучения.

Как известно, Рособрнадзор с 2014 года проверяет, как в отдельных субъектах федерации реализуются новые государственные образовательные стандарты, и получает срезы знаний по регионам. Однако нынешняя всероссийская проверочная акция призвана проинспектировать качество образования сразу во всей системе школьного образования страны. На Сахалине и Курилах проверочные работы пишут четвероклассники 139 школ, пятиклассники – 137, десятиклассники – 68 и выпускники — 129 образовательных организаций, всего более 15 тыс. учащихся.

Для ребят, по сути, ничего не изменилось – они выполняют обычные годовые контрольные работы. От прежних они отличаются тем, что проводятся по единому расписанию и единым заданиям, разработанным ведущими специалистами отечественной педагогики. Причем в нынешних контрольных нет вариантов-«угадаек» с выбором готовых ответов. Более того, отметки за проверочные работы не выставляются, их результат не влияет ни на перевод детей в следующий класс, ни на их итоговые оценки.

Технология проста: каждая школа регистрируется в информационной системе, получает задания, распечатывает их в своем личном кабинете за три часа до начала 45-минутной проверочной работы и предоставляет их детям.

Работы оценивают учителя, причем для большей объективности их приглашают из других школ. Затем результаты через личный кабинет попадают в единую информационную систему. Эта база данных позволит определить уровень подготовки любого школьника в любом классе любой школы России.

Результат проверочных работ в первую очередь важен методистам. Выявив основные пробелы в знаниях детей, они соответствующим образом выстроят работу с педагогами на курсах повышения квалификации.Анализ результатов испытаний важен и для школы, поскольку укажет на реальный уровень подготовки каждого ученика и класса в целом. Что касается директоров и педагогов, то у них появится возможность сравнить, в чем они преуспевают, а в чем отстают от коллег, хоть в масштабах региона, хоть в масштабах федерации. Станет ясно, какие темы уроков надо лучше поработать, чтобы ребята подтянулись в учебе. Участие в испытании важно и для ребенка, подчеркнула С. Васильева. После работы над ошибками знаний у него прибавится и усваивать программу следующего года обучения ему будет легче.

Пресс-конференция проходила на базе южно-сахалинской начальной школы № 7. Ее директор Инна Герасимович сообщила: что проверка по русскому языку у четвероклассников проходила в два этапа. Сначала они писали диктант, а в другой день выполняли грамматические задания: работали с текстом, разбирали по составу предложения и в целом неплохо справились с контрольными. До конца учебного года у учителей есть возможность провести с детьми работу над ошибками.

Что касается руководителей муниципальных органов управления образованием, то, как сообщила С. Васильева, они обсудят итоги проверочных работ в методических объединениях, на августовской конференции учителей и совещаниях с руководителями, курирующими начальные школы, и выработают стратегию повышения качества обучения.

Л. Степанец.