Суббота, 11 мая, 2024

Делать жизнь с кого?

Нынешний год, объявленный Годом семьи, по задумке инициаторов должен привлечь внимание к ее значению как для общества, так и для отдельного человека. Годы перестройки плохо отозвались практически на всех сферах человеческих отношений, но, по мнению специалистов, больше всего пострадал институт семьи. Именно в ней в первую очередь закладываются нравственные основы ребенка для его дальнейшей жизни, поведения в коллективе и в собственной семье.
В «семейном году» специалисты различных отраслей, естественно, будут обсуждать и критическое состояние демографии, и материальные проблемы семьи, и многие другие объективные и субъективные причины – социальные, экономические, политические, которые привели к значительному снижению роли семьи и даже ее дискредитации в обществе.
Чтобы исправить ситуацию, точечных мероприятий недостаточно. Повышением рождаемости, увеличением пособий статус семьи на крепкие позиции не вернуть. Задача гораздо многограннее, она предполагает повышение роли родителей, совершенствование системы воспитания. Так считает врач Сахалинского областного центра медицинской профилактики Владимир Иванович Ку, который уже более десяти лет читает лекции и проводит тренинги по вопросам семьи в молодежной аудитории сахалинских профессионально-технических и высших учебных заведений.
За эти годы Владимир Иванович сделал неутешительный вывод: и у молодежи, и у взрослых весьма размытое представление о том, что такое семья, какова ее цельная традиционная модель. Большинство нынешних родителей этому не учили, и они мало чему могут научить своих детей – будущих родителей. А, как известно, где ничего не положено, там нечего взять.
Сложился порочный круг – люди выходят во взрослую жизнь, не имея о ней достаточных, системных знаний, в частности, о семейных отношениях. В большинстве семей, как ни странно, не знают, что такое семейные традиции.
Перед лекциями преподаватели, как правило, предупреждают Владимира Ивановича, что слушатели у него будут сложные, заинтересовать их такой непривычной темой вряд ли удастся. Но когда В. Ку рассказывает о семейных традициях Китая, Индии, аудитория послушно замирает. Рассказы о странах, где семья священна, традиции и устои сильны, где они впитываются с молоком матери и передаются веками из поколения в поколение, захватывают. Интерес к культурным, бытовым традициям и связям семьи огромен.
Ребята слушают, а автор лекций верит, что они получают «зачин» знаний, которые им пригодятся в различных жизненных ситуациях. Казалось бы, простые вопросы: какие результаты дают различные способы воспитания, какие бывают последствия от воспитания в невежестве или в безразличии, каковы особенности воспитания мальчиков и девочек, как наказывать и поощрять детей, учить их принимать решения, как вести себя супругам между собой и с детьми, как уважать окружающих и научиться самоуважению, гордости, терпению? Для довольно взрослых ребят, которые уже стоят на пороге создания собственной семьи, ответы становятся открытием и даже потрясением.
И в России традиции, обычаи, династии, о которых большинство и не слышало, когда-то были сильны и разумны, им следовали, по ним оценивали порядочность, авторитет семьи. А в самой семье авторитет формировался на авторитете родителей, особенно отца. Не на страхе, а на отношении взрослых к труду, умении отвечать за свои поступки. Знаменитый летчик Коккинаки как-то в воспоминаниях о своем детстве очень точно сформулировал модель здоровых семейных отношений: «Воспитывать детей можно только в полную меру осуществляя свою собственную жизнь». Велика и роль матери в нравственном воспитании детей. Не случайно в народе родилась поговорка: «Потому молодец с коня упал, что мать криво посадила».
В Год семьи необходимо говорить о ее проблемах, считает В. Ку, чтобы привлечь к ним внимание. Но важнее сформулировать, наконец, принципы и систему, по которым семья должна укрепляться и возрождаться.
– Занимаясь последние годы вопросами семьи, я как врач сделал однозначный вывод, что причины большинства заболеваний зарождаются в тех семьях, где превалируют психологические переживания и негативные эмоции. Не зная, как жить и строить отношения, семья создает проблемы и решает их чаще всего через ссоры, склоки, переживания. Детей, как правило, тянут в разные стороны, не оставляя им возможности остановиться на правильной модели поведения, а ведь все это влияет на дальнейшую судьбу ребенка, его благополучие, успешность. Почему это происходит? Именно об этом я стараюсь говорить и со студентами, и со взрослыми. Многое, конечно, можно найти в книгах, в интернете. Но я иду по другому пути – живое общение помогает слушателям сравнивать имеющуюся модель семьи со своим опытом. Для многих это серьезный повод задуматься и что-то изменить в своей семье.
С чем молодые люди пойдут по жизни, если им не давать подобных знаний? Существует теория, что каждый из нас, независимо от того, хорошо или плохо он вспоминает свое детство, воспитывает своих детей теми же способами и на тех же принципах, на каких воспитывали его. Ребенком прочно усваивается родительская модель. В доме, где авторитет родителей непререкаем, дети растут как под высоким деревом, питаясь соком его корней. А из дома, где нет прочных связей и традиций, по жизни расходятся чужие люди.
Главная цель циклов лекций для подростков и студентов, считает В. Ку, – дать правильные понимание и представление о семье как сложном механизме в нашей жизни. Это нужно и им, и всем нам. Если общество хочет существовать в здоровом режиме, нужна системная работа. Все, что накоплено в прошлом, можно восстановить по крупицам. С этой целью группа энтузиастов на базе областной научной библиотеки создает пилотный проект «Университет семьи». В него вошли психологи, врачи, другие специалисты – каждый со своей темой в форме беседы, тренинга. Наверняка их работа принесет большую пользу возрождению института семьи. Той семьи, в которой надежно и комфортно жить, где тебя поймут и не оставят без помощи.
Т. МИНЕНКО.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ