Догоняющие цены. Почему горючее в десять раз опережает инфляцию

Волна подорожания горючего прокатилась по стране и достигла Сахалина. В Южно-Сахалинске на автозаправках Роснефти за последние две недели дважды изменялись ценники на электронных табло. Конечно, в сторону увеличения. Сначала на 50 копеек поднялась стоимость литра бензина Аи-92 и на 30 копеек – солярки. Еще через несколько дней на 50 копеек выросли в цене остальные сорта бензина и снова дизтопливо. Теперь бензин Аи-92 стоит 43 рубля 10 копеек за литр, Аи-95 – 44 рубля 60 копеек, Аи-98 – 48 рублей 60 копеек, солярка – 47 рублей 90 копеек.

А начиналось все в декабре 2017-го. Тогда нефтетрейдеры из-за повышения экспортных пошлин с 1 января запасались бензином. Спрос вырос, он подстегнул цены. В ситуацию вмешалась федеральная антимонопольная служба, подорожание удалось остановить.

Но ненадолго. Притихли нефтетрейдеры до выборов президента. А после 18 марта рынок начал наверстывать упущенное.

28 марта биржевые цены на бензин достигли своих исторических максимумов за все время проведения биржевых торгов. НП «Совет по торговым рынкам», объединяющий независимых участников топливного рынка, выпустил заявление, в котором выразил обеспокоенность кризисной ситуацией.

В организации тогда отмечали, что бензины дорожают на российском рынке из-за роста экспорта. С третьей декады марта производители уже продавали на биржах апрельские объемы бензина, что сопровождалось сокращением реализации товара. Кроме того, нефтяные компании накапливали запасы топлива к 1 апреля. Это привело к уходу части бензина с оптового рынка в запасы.

НП выразило обеспокоенность политикой крупных игроков топливного рынка – нефтяных компаний, которые искусственно ограничивают предложение топлива на биржевом рынке, формируя таким образом искусственный дефицит и провоцируя рост цен как на биржевом рынке, так и на АЗС, и для конечных потребителей – промышленных компаний и сельхозпроизводителей.

«Дальнейшее развитие ситуации приведет к закрытию целого ряда АЗС, не принадлежащих крупным нефтяным компаниям, а также ударит по карманам российских автолюбителей и негативно повлияет на экономическое состояние сельхозпредприятий во время подготовки к весенне-полевым работам», – отмечалось в сообщении.

Организация призывала федеральную антимонопольную службу обратить внимание на кризисную ситуацию на топливном рынке, связанную как с ценовой динамикой, так и с дефицитом нефтепродуктов, и настаивало на принятии решения регулятором о расширении нормативов продажи топлива на биржевом рынке, что в текущих условиях является фактически единственным реальным средством разрешения сложившейся ситуации.

Однако антимонопольная служба не увидела признаков дефицита бензина на рынке, а также не нашла оснований для роста цен на топливо. РИА «Новости» привело тогда слова главы ФАС Игоря Артемьева: «…у нас нет каких-то особых условий обращения этого товара или какого-то дефицита. Почему цена должна плыть?». «Если она пойдет наверх, мы оштрафуем всех», – сказал он. И порекомендовал компаниям «поддерживать тот резерв постоянного хранения, который они должны поддерживать».

Увы, антимонопольщики оказались не правы. Проиграл и минфин, уверявший, что цены на топливо вырастут из-за повышения акцизов несущественно: один-два рубля. Специалисты называли куда большие цифры, а стоимость литра бензина прогнозировалась на уровне 50 рублей.

Глава департамента денежно-кредитной политики ЦБ Игорь Дмитриев, комментируя топливный кризис, отметил, что рост цен на бензин носит догоняющий характер, «потому что индекс цен производителей нефти перед этим рос быстрее, чем на бензин».

Что дальше? Эксперты сходятся на том, что для замедления роста цен на бензин необходимо, во-первых, увеличить объемы топлива, поставляемые на внутренний рынок, и, во-вторых, снизить акцизы.

Это, наконец, дошло и до правительства. Кабинет министров готов снизить с 1 июля акцизы на бензин (на 3 тыс. рублей за тонну) и дизельное топливо (на 2 тыс.). Найден и крайний: в бесконтрольный период между выборами президента и вступлением в должность нового правительства ФАС несколько ослабила контроль над ценами.

Эксперты называют цифры: в период безвластия оптовые цены на топливо выросли на 30 проц. Розничные цены с начала года выросли на 7 проц. А вся годовая инфляция в стране ниже 3 проц.

Вячеслав ВЯЧИН.