Воскресенье, 28 апреля, 2024

Годовой отчет о результатах деятельности контрольно-счетной палаты Сахалинской области в 2014 году

(Продолжение. Начало в № 47)
В ходе контрольного мероприятия «Проверка использования средств областного бюджета Сахалинской области, выделенных на реализацию мероприятий долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2012– 2015 годы и на период до 2018 года» за 2012 – 2013 годы» охвачены средства областного и федерального бюджетов в сумме 228020,3 тыс. рублей, из них наибольший удельный вес в общем объеме средств составляют средства, предусмотренные министерству экономического развития Сахалинской области – 94,8% (216231,5 тыс. рублей).
В ходе контрольного мероприятия выявлен ряд недостатков в организации работы, направленной на создание условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области, повышения его роли в социально-экономическом развитии Сахалинской области.
Не обеспечено полное освоение бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий программы.
Не освоены средства областного бюджета по состоянию на 01.01.2013 в сумме 52,3 тыс. рублей, по состоянию на 01.01.2014 – в сумме 201,5 тыс. рублей, средства федерального бюджета по состоянию на 01.01.2013 – в сумме 1321,6 тыс. рублей, по состоянию на 01.01.2014 – в сумме 1673,1 тыс. рублей, из них по субсидии на уплату лизинговых платежей по состоянию на 01.01.2013 – 1299,5 тыс. рублей, по состоянию на 01.01.2014 – 1673,1 тыс. рублей.
Неиспользованный остаток средств федерального бюджета в полном объеме возвращен в федеральный бюджет в январе года, следующего за годом предоставления субсидии.
Министерство экономического развития Сахалинской области являлось главным распорядителем бюджетных средств по предоставлению субсидий местным бюджетам на софинансирование мероприятий муниципальных программ по поддержке и развитию субъектов малого и среднего предпринимательства.
Из 18 городских округов Сахалинской области в проверяемом периоде субсидии предоставлены 17 городским округам. Северо-Курильским городским округом заявки на участие в конкурсе не подавались, и соответственно субсидии муниципальному образованию не предоставлялись.
Не использованный муниципальными образованиями остаток средств областного бюджета по состоянию на 01.01.2014 составил 314,1 тыс. рублей, федерального бюджета: по состоянию на 01.01.2013 – в сумме 589,6 тыс. рублей, по состоянию на 01.01.2014 – 638,3 тыс. рублей. Позднее поступление средств федерального бюджета в муниципальные образования не способствовало их полному освоению.
Основными причинами образования неиспользованного остатка средств в муниципальных образованиях явились отсутствие времени для продления срока приема заявок на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, неверно указанные реквизиты получателей субсидии, уменьшение фактической численности получателей средств по сравнению с запланированной (отсутствие потребности в денежных средствах).
В 2013 году субсидии на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды и на уплату процентов по кредитам предоставлены отдельным юридическим лицам (ООО «Росстрой» и ООО «АрмСахСтрой») не в полном соответствии с требованиями, предусмотренными порядками предоставления указанных субсидий. Размер субсидии на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), предоставленной ООО «Росстрой» и ООО «АрмСахСтрой», составил 11190,0 тыс. рублей. Субсидия на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам предоставлена ООО «Росстрой» в сумме 2952,9 тыс. рублей.
Согласно представленному к проверке сводному анализу использования средств областного бюджета, направленных на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на уплату лизинговых платежей и на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на уплату процентов по кредитам, в целом по предприятиям, получившим вышеуказанные субсидии в проверяемом периоде, достигнуты положительные показатели социально-экономической эффективности предоставления мер государственной поддержки.
В нарушение требований порядков предоставления субсидий в ряде случаев анкеты получателей поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства в министерство экономического развития Сахалинской области не представлялись. Допускались случаи искажения в анкетах отчетных данных, в отдельных случаях в анкетах получателей субсидии отражены показатели, не соответствующие данным справок, предоставляемых субъектами на участие в отборе, отдельными получателями субсидии не в полном объеме отражены данные, предусмотренные анкетой (не отражены показатели, ожидаемые в первый и второй годы после оказания поддержки), что указывает на недостаточный последующий контроль министерства экономического развития Сахалинской области за исполнением требований порядков предоставления субсидий.
Целевые индикаторы реализации программы, а также показатели, позволяющие оценивать ход реализации программы в проверяемом периоде, в основном выполнены. Из 10 целевых индикаторов программы в 2012 году выполнено 9, в 2013 году выполнено 8.
Отчет о результатах контрольного мероприятия рассмотрен на коллегии КСП 30.07.2014.
В целях устранения выявленных в ходе контрольного мероприятия недостатков в организации работы, направленной на создание условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области, повышения его роли в социально-экономическом развитии Сахалинской области и улучшения ее в дальнейшем министерству экономического развития Сахалинской области направлено информационное письмо «О результатах контрольного мероприятия». Министерством экономического развития Сахалинской области по результатам рассмотрения предложений контрольно-счетной палаты Сахалинской области по улучшению организации работы, направленной на поддержку малого и среднего предпринимательства, представлена информация об устранении указанных недостатков.
Отчет направлен губернатору Сахалинской области, в Сахалинскую областную думу, где рассмотрен на комитете по экономическому развитию.
При проверке целевого использования и сохранности областного государственного имущества, переданного на праве хозяйственного ведения государственному унитарному дорожному предприятию «Экспромт», по состоянию на 01.01.2014 рассмотрено соблюдение установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Сахалинской области.
Учредителем ГУДП «Экспромт» и собственником имущества является Сахалинская область, правомочия собственника имущества и учредителя осуществляет министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области (далее – минимущество). Проверкой охвачено государственное имущество, находящееся в хозяйственном ведении ГУДП «Экспромт», общей стоимостью 259010,0 тыс. рублей.
Основным видом деятельности предприятия является деятельность по содержанию, ремонту, строительству (реконструкции) автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Сахалинской области.
В ходе проведения контрольного мероприятия выявлен ряд нарушений и недостатков по вопросам использования государственного имущества, переданного в хозяйственное ведение унитарному предприятию.
В нарушение п. 2.1 положения об учете государственного имущества Сахалинской области, утвержденного постановлением администрации Сахалинской области от 12.05.2008 № 120-па (далее – положение № 120-па), из 18 объектов основных средств, принятых к учету в 2013 году, по 11 объектам (балансовой стоимостью 3319,5 тыс. рублей) не представлены документы, подтверждающие направление сведений для постановки имущества на учет в реестре государственной собственности, по 3 объектам (балансовой стоимостью 4698,1 тыс. рублей) сведения направлены с нарушением установленного двухнедельного срока на год и более.
Сведения о выбытии (списании) в 2013 году объектов основных средств – недвижимого имущества общей балансовой стоимостью 965,8 тыс. рублей (акты о списании датированы 04.04.2013 и 30.04.2013) – направлены в минимущество только 17.04.2014.
По состоянию на 31.12.2013 выявлен факт пообъектного расхождения по недвижимому имуществу по данным бухгалтерского учета предприятия (учтено административное здание, образованное в результате объединения административного здания и кафе) и данным реестра государственной собственности (учтены отдельно административное здание и кафе).
По состоянию на 30.09.2014 установлено расхождение между данными бухгалтерского учета предприятия и данными реестра государственной собственности по балансовой стоимости основных средств на сумму 2972,0 тыс. рублей.
В нарушение федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности Сахалинской области и права хозяйственного ведения в отношении объектов недвижимого имущества, учитываемых на балансе предприятия, проведена не в полном объеме.
По состоянию на 01.10.2014 из 31 объекта недвижимости (21 здание и 10 сооружений) на 13 объектов предприятием не представлены документы, подтверждающие зарегистрированное право собственности Сахалинской области, на 10 объектов – документы, подтверждающие право хозяйственного ведения.
Предприятием не обеспечено качественное проведение инвентаризации основных средств по состоянию на 31.12.2013. В ходе проведения выборочной инвентаризации в период проведения контрольного мероприятия при непосредственном осмотре по внешнему виду (коррозия металла, отсутствие отдельных частей (частично демонтированы), физический износ и др.) установлено, что 7 объектов (18% из 39 проверенных) общей балансовой стоимостью 6879,1 тыс. рублей (начислена полная амортизация) находятся в нерабочем состоянии (не используются), не пригодны к эксплуатации и документально не оформлены в соответствии с п. 3.6 методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом минфина России от 13.06.1995 № 49.
В нарушение п. 4 ст. 18 федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – федеральный закон № 161-ФЗ) из 6 проверенных пакетов документов по договорам банковской гарантии, заключенным в обеспечение исполнения обязательств по договорам (контрактам), по двум договорам банковской гарантии (№ 192100111-2014 от 11.07.2014 заключен с ЗАО Акционерный Коммерческий Банк «Владикавказский Коммерческий Банк» на сумму 1930,0 тыс. рублей; № 17/068/01634 от 27.03.2014 заключен с коммерческим банком «Юниаструм Банк» (ООО) г. Москва на сумму 9300,0 тыс. рублей) отсутствует согласие собственника имущества на совершение сделки, два договора банковской гарантии с КБ «Долинск» (№ 32-12 от 11.10.2012 на сумму 34635,0 тыс. рублей и № 33-12 от 11.10.2012 на сумму 84362,0 тыс. рублей) заключены до получения согласия собственника на совершение сделки (распоряжение минимущества от 12.10.2012 № 1695-р).
Кроме того, по указанным договорам заложено одно и то же имущество, что противоречит пункту 2.3 порядка и условий согласования залоговых сделок в отношении государственного имущества Сахалинской области, утвержденного постановлением правительства Сахалинской области от 03.05.2012 № 205.
В нарушение п. 3 указанного порядка и условий согласования залоговых сделок при прекращении залога (договор залога от 30.01.2013 № 003/3-13, договорная стоимость заложенного имущества 10858,9 тыс. рублей) предприятие не уведомило минимущество о прекращении залога и о полном погашении всех обязательств по кредитному договору (не представлены документы, подтверждающие уведомление).
В нарушение п. 3 ст. 23 федерального закона № 161-ФЗ решения о совершении государственным унитарным предприятием крупных сделок по 6 объектам основных средств на общую сумму 25440,0 тыс. рублей в проверяемом периоде приняты без согласия собственника его имущества.
Кроме того, в нарушение распоряжения минимущества от 10.01.2013 № 2-р о согласовании приобретения экскаватора Hitashi ZX-160W стоимостью не более 2500,0 тыс. рублей стоимость приобретенного предприятием экскаватора Hitashi ZX-160W, согласно договору купли-продажи и данным бухгалтерского учета, составила 3000,0 тыс. рублей.
Отчет о результатах контрольного мероприятия рассмотрен на коллегии КСП 29.12.2014, направлено представление начальнику государственного унитарного дорожного предприятия «Экспромт».
Кроме того, направлены информационные письма министерству имущественных и земельных отношений Сахалинской области и министерству транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области.
Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области и министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области представили в контрольно-счетную палату Сахалинской области информацию о принятых мерах по усилению контроля за деятельностью предприятия, устранению выявленных недостатков и нарушений.
Государственное унитарное дорожное предприятие «Экспромт» в целях улучшения организации работы по учету и сохранности областного государственного имущества, переданного ему на праве хозяйственного ведения, разработало план мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки использования государственного имущества, и обеспечению в дальнейшем соблюдения порядка учета государственного имущества и распоряжения им. Также проведены мероприятия по улучшению кадрового обеспечения деятельности предприятия по вопросам учета и распоряжения государственным имуществом, приняты меры по проведению государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества в полном объеме, улучшению организации бухгалтерского учета.
Представление находится на контроле.
Отчет направлен губернатору Сахалинской области, в Сахалинскую областную думу, где рассмотрен на комитете по экономическому развитию.
3. Экспертно-аналитическая деятельность
Одной из форм осуществления КСП внешнего государственного финансового контроля являются экспертно-аналитические мероприятия.
Планом работы контрольно-счетной палаты Сахалинской области на 2014 год предусматривалось проведение экспертно-аналитических мероприятий по следующим направлениям финансового контроля:
1) экспертиза проектов законов о внесении изменений в законы об областном бюджете и бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Сахалинской области;
2) экспертиза проектов законов Сахалинской области и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетно-финансовые вопросы;
3) аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг в соответствии со статьей 98 федерального закона № 44-ФЗ;
4) тематические экспертно-аналитические мероприятия.
Запланированные мероприятия проведены, по их результатам подготовлено 34 заключения, в том числе 23 заключения – на законопроекты Сахалинской области (из них 2 заключения – на проекты законов о внесении изменений в областной бюджет, 1 заключение – на проект закона о внесении изменений в бюджет фонда обязательного медицинского страхования), 2 заключения – на проекты постановлений Сахалинской областной думы, 7 заключений – на проекты постановлений правительства Сахалинской области и 2 заключения – на проекты методических рекомендаций, представленных НП СРО «Сахалинстрой».
Учтены замечания КСП при доработке и принятии следующих нормативных правовых актов:
– проекта закона Сахалинской области «О внесении изменений в законодательные акты Сахалинской области, учреждающие почетные звания Сахалинской области»;
– проекта постановления правительства Сахалинской области «Об утверждении государственной программы Сахалинской области «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России, проживающих на территории Сахалинской области, на 2015 – 2020 годы»;
– проекта постановления правительства Сахалинской области «О внесении изменений в государственную программу Сахалинской области «Информационное общество в Сахалинской области (2014 – 2020 годы)»;
– проекта постановления правительства Сахалинской области «О внесении изменений в государственную программу Сахалинской области «Развитие промышленности в Сахалинской области до 2020 года»
– и других правовых актов.
Всего из 34 подготовленных заключений 14 заключений содержат замечания (41,2%).
Основными недостатками законопроектов и проектов постановлений правительства Сахалинской области, в том числе касающихся проектов государственных программ по вопросам, входящим в компетенцию КСП, в тех или иных случаях являлись:
– отсутствие финансово-экономического обоснования или соответствующих расчетов;
– несоответствие запланированных мероприятий и объемов финансирования между подразделами программ;
– не определены источники финансирования на новые виды расходов областного бюджета, не предусмотренные законом о бюджете на текущий год.
В соответствии с планом работы проведены следующие экспертно-аналитическое мероприятия, в ходе которых было охвачено 8011763,5 тыс. рублей бюджетных средств.
В ходе экспертно-аналитического мероприятия «Аудит в сфере закупок в части контрактов, заключенных с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» охвачено 11 объектов (государственных заказчиков), проверка проведена по 28 закупкам на общую сумму 7860212,5 тыс. рублей.
В ходе мероприятия выявлены нарушения процедурного характера, финансовых нарушений и фактов нерезультативного расходования средств не выявлено. Ряд процедурных нарушений устранен заказчиками в ходе мероприятия.
В соответствии с федеральным законом № 44-ФЗ распоряжением правительства Сахалинской области от 03.10.2013 № 725-р министерство экономического развития Сахалинской области определено уполномоченным органом исполнительной власти Сахалинской области на осуществление контроля в сфере закупок.
В проверяемом периоде (9 месяцев 2014 года) министерством экономического развития Сахалинской области рассмотрено 1286 обращений от государственных заказчиков о возможности согласования заключения государственного контракта с единственным поставщиком, из них согласовано 1231 обращение, отказано в согласовании по 55 обращениям. Причинами отказа в согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) являлись несоответствие представленного обращения или прилагаемых к нему документов законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно информации, полученной контрольно-счетной палатой Сахалинской области от 11 заказчиков, из 652 заключенных ими контрактов по результатам проведения конкурентных процедур (конкурсы, аукционы и пр.) на общую сумму 12983401,5 тыс. рублей 203 контракта (31,1%) на сумму 8667261,8 тыс. рублей заключено с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по согласованию с органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Анализ закупок показал невысокий уровень конкурентности закупочной деятельности отдельных заказчиков, в том числе ГКУ «Управление автомобильных дорог Сахалинской области», ОБУ «Управление капитального строительства правительства Сахалинской области», министерства здравоохранения Сахалинской области (значительная доля контрактов заключена с единственным поставщиком по согласованию с министерством экономического развития Сахалинской области).
Из рассматриваемых в рамках экспертно-аналитического мероприятия 28 закупок только по 6 закупкам заявки на участие в аукционе подали более чем по одному участнику.
Согласно данным протоколов рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, основанием для отказа в допуске к участию в аукционе являлось несоответствие поданных заявок на участие в электронном аукционе требованиям аукционной документации.
Общая экономия бюджетных средств по вышеуказанным 28 закупкам составила только 0,02% (1456,0 тыс. рублей), из них экономия от 0,5% до 1% начальной (максимальной) цены – по 3 закупкам, экономия менее 0,03% – по 5 закупкам, по 20 закупкам экономия отсутствует. При невысоком уровне конкурентности по закупкам, рассматриваемым в ходе настоящего мероприятия, размер экономии бюджетных средств незначительный.
В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия были рассмотрены жалобы участников аукционов, направленные в управление федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, о необоснованном отказе им в допуске к участию в открытом аукционе (5 жалоб по 2 закупкам), кроме того, были поданы жалобы на действия заказчиков при проведении электронного аукциона (6 жалоб по 5 закупкам).
Из поступивших по 5 закупкам 11 жалоб комиссией по контролю в сфере закупок УФАС по Сахалинской области только одна жалоба признана частично обоснованной в части установления в документации об электронном аукционе неверного размера обеспечения исполнения контракта на выполнение подрядных работ по объекту «Реконструкция автомобильной дороги Южно-Курильск – Головнино на участке км 15 – км 25, о. Кунашир (2-я стадия)» (заказчик – ГКУ «Управление автомобильных дорог Сахалинской области»). Нарушение устранено, изменены размер обеспечения исполнения контракта и сроки проведения закупки.
Обследование документов, предоставленных государственными заказчиками в министерство экономического развития Сахалинской области как орган, принимающий решение о согласовании (отказе в согласовании) заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), показало, что ОБУ «Управление капитального строительства правительства Сахалинской области» (далее – ОБУ «УКС ПСО») направлено обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком на поставку и монтаж медицинского оборудования по объекту «Детская поликлиника на 100 посещений в смену для ГУЗ «Сахалинский противотуберкулезный диспансер» с нарушением п. 25 ст. 93 федерального закона № 44-ФЗ (позже чем в десятидневный срок с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе). Указанные действия содержат признаки состава правонарушения, установленного п. 2.1 ст. 7.29 КоАП РФ. Меры административной ответственности к ОБУ «Управление капитального строительства правительства Сахалинской области» не применялись.
В соответствии с требованиями порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденного приказом министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2013 № 537 (далее – порядок № 537) к обращению о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) также должны быть приложены информация о поставщике (подрядчике, исполнителе) (наименование, место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика), с которым предполагается заключить контракт, и обоснование того, что данное лицо соответствует требованиям федерального закона № 44-ФЗ и документации о закупках.
Порядком № 537 не установлены требования к порядку составления обоснования соответствия единственного поставщика требованиям федерального закона № 44-ФЗ и документации о закупках, в результате чего информация о поставщике (подрядчике, исполнителе) и обоснование соответствия единственного поставщика требованиям закона и документации предоставлялись разными документами и в разном объеме.
В отдельных случаях планы-графики размещения заказов на 2014 год размещались на официальном сайте с нарушением сроков, установленных приказом минэкономразвития России № 544 и казначейства России № 18н от 20.09.2013 (позже одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете).
В ряде случаев изменения в планы-графики вносились позже чем в десятидневный срок до дня размещения на официальном сайте извещения об осуществлении закупки, что является нарушением п. 6 особенностей размещения на официальном сайте планов-графиков, определенных приказом минэкономразвития России № 544 и казначейства России № 18н от 20.09.2013.
В нарушение п. 1 примечания 15 к порядку размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков (приказ минэкономразвития России № 761, казначейства России № 20 от 27.12.2011) министерством инвестиций и внешних связей Сахалинской области по объекту «Оказание услуг по организации мероприятия «Международная конференция «Нефть и газ Сахалина» (часть 2)» изменения в план-график не вносились (внесение изменений в планы-графики осуществляется в случае изменения более чем на 10% стоимости планируемых к приобретению товаров, работ, услуг).
Выборочной проверкой соблюдения требований приказа минэкономразвития России № 544 и казначейства России № 18н от 20.09.2013 в части полноты информации, отраженной в плане-графике закупок, установлены отдельные недостатки, допущенные ГКУ «Дирекция по реализации федеральной программы социально-экономического развития Курильских островов Сахалинской области», министерством образования Сахалинской области, ОБУ «Управление зданиями правительства Сахалинской области».
Министерством инвестиций и внешних связей Сахалинской области допущено нарушение срока начала обязательного общественного обсуждения закупки на приобретение водноспортивного физкультурно-оздоровительного комплекса в муниципальном образовании городской округ «Город Южно-Сахалинск». Обсуждение началось на 5 дней позже размещения на официальном сайте плана-графика.
Конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в рассматриваемых в ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия закупках всеми заказчиками выбран аукцион в электронной форме. Критерием оценки заявок по рассматриваемым закупкам являлась цена контракта.
Основным методом определения начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) по проверяемым закупкам являлся проектно-сметный метод (применен по 21 закупке из 28 проверяемых). Также методами определения НМЦК являлись метод сопоставимых рыночных цен (по 3 закупкам) и затратный метод (по 4 закупкам).
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) применялся заказчиками для определения НМЦК по трем закупкам, в том числе министерством инвестиций и внешних связей Сахалинской области по объекту «Приобретение водноспортивного физкультурно-оздоровительного комплекса в муниципальном образовании городской округ «Город Южно-Сахалинск» стоимостью 3451000,0 тыс. рублей.
Предоставленные к проверке коммерческие предложения по закупке на приобретение водноспортивного физкультурно-оздоровительного комплекса в муниципальном образовании городской округ «Город Южно-Сахалинск» отражены в твердых ценах, без обоснования цены, без указания местонахождения объекта, без указания количества этажей в предлагаемом здании (в техническом задании предусмотрено не менее шести этажей), без указания площади предлагаемого здания (в техническом задании предусмотрена общая площадь здания не менее 38936,6 кв. м), а также без указания прочих объемно-пространственных и архитектурно-художественных характеристик предлагаемых объектов, предусмотренных техническим заданием на приобретение вышеуказанного здания.
В графике исполнения контракта от 30.09.2014 № 94/14/ГЗ на приобретение водноспортивного физкультурно-оздоровительного комплекса в муниципальном образовании городской округ «Город Южно-Сахалинск», заключенного министерством инвестиций и внешних связей Сахалинской области с ООО «Городская управляющая компания», указаны лишь начало срока исполнения контракта (дата заключения контракта) и окончание срока исполнения контракта (01.12.2018), не указаны конкретные этапы и сроки исполнения контракта.
Наличие признаков ограничения доступа к информации о закупке, приводящей к необоснованному ограничению числа участников закупок, не установлено. Документация (извещение) о закупках размещена в единой информационной системе в полном объеме. Размещение на официальном сайте информации осуществлялось на русском языке.
В отдельных случаях протоколы размещались на официальном сайте без подписей всех членов аукционной комиссии (размещены неотсканированные протоколы).
В основном обязательные условия, предусмотренные федеральным законом № 44-ФЗ, в контрактах отражены.
В ходе проведения мероприятия установлено, что в контракте от 26.08.2014 № 1Р-27-14, заключенном ГКУ «Управление автомобильных дорог Сахалинской области» с ООО «СП «СУ-4» и «ФСК» на выполнение работ по объекту «Ремонт автомобильной дороги Южно-Сахалинск – Оха на участке км 210+000 – км 214+000» на сумму 122071,7 тыс. рублей, отсутствует условие об обязанности подрядчика предоставлять информацию о всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта (норма ч. 23 ст. 34 федерального закона № 44-ФЗ). Нарушение устранено по результатам экспертно-аналитического мероприятия (принято дополнительное соглашение к контракту).
В нарушение п. 26 ст. 95 федерального закона № 44-ФЗ дополнительное соглашение от 26.08.2014 № 1 к государственному контракту от 26.08.2014 № 1Р-27-14 на выполнение работ по объекту «Ремонт автомобильной дороги Южно-Сахалинск – Оха на участке км 210+000 – км 214+000» (заказчик – ГКУ «Управление автомобильных дорог Сахалинской области») размещено на официальном сайте позже установленного срока на 84 календарных дня.
Анализ исполнения условий контрактов показал, что из 28 проверенных контрактов на момент проведения экспертно-аналитического мероприятия срок исполнения наступил по 7 контрактам, из них не в полном объеме исполнены работы по 4 контрактам (заказчики – ГКУ «Управление автомобильных дорог Сахалинской области» и ОБУ «УКС ПСО»). Согласно пояснениям вышеуказанных заказчиков, подрядчикам готовятся претензии об оплате неустойки за нарушение сроков исполнения контрактов.
Заключение о результатах экспертно-аналитического мероприятия рассмотрено на коллегии КСП 17.12.2014, направлено в Сахалинскую областную думу и губернатору Сахалинской области.
В ходе экспертно-аналитического мероприятия «Обследование на предмет эффективного использования средств областного бюджета, выделенных в 2013, 2014 годах агентству по информационным технологиям и связи Сахалинской области на приобретение помещений для размещения структурных подразделений государственного бюджетного учреждения Сахалинской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в муниципальных образованиях Сахалинской области, путем аудита государственных закупок, анализа и оценки результатов закупок» проведена проверка по 13 закупкам общей стоимостью 151551,0 тыс. рублей и установлено следующее.
Сахалинской областной думой согласованы решения правительства Сахалинской области о приобретении в государственную собственность Сахалинской области нежилых помещений для размещения структурных подразделений государственного бюджетного учреждения Сахалинской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – ГБУ СО «МФЦ»), в том числе в 2013 году – на сумму 106551,0 тыс. рублей, в 2014 году – на сумму не более 53000,0 тыс. рублей.
В проверяемом периоде приобретено 13 помещений для размещения структурных подразделений ГБУ СО «МФЦ» общей стоимостью 151551,0 тыс. рублей, в том числе в октябре – декабре 2013 года приобретено 9 помещений общей стоимостью 106551,0 тыс. рублей в муниципальных образованиях Сахалинской области («Корсаковский городской округ», «Холмский городской округ», городской округ «Охинский», «Городской округ Ногликский», городской округ «Смирныховский», «Анивский городской округ», городской округ «Долинский», «Макаровский городской округ», «Северо-Курильский городской округ»), в октябре – декабре 2014 года приобретено 4 помещения в трех муниципальных образованиях Сахалинской области (городской округ «Александровск-Сахалинский район», «Томаринский городской округ», «Южно-Курильский городской округ») общей стоимостью 45000,0 тыс. рублей.
Средства областного бюджета, выделенные агентству по информационным технологиям и связи Сахалинской области на приобретение помещений для размещения структурных подразделений ГБУ СО «МФЦ» в муниципальных образованиях Сахалинской области, использованы по целевому назначению.
Отдельные помещения в проверяемом периоде приобретались агентством по информационным технологиям и связи Сахалинской области у продавцов через 1 – 4 месяца после приобретения продавцами данных помещений (в собственности продавцов помещения находились менее 4 месяцев).
Так, нежилое помещение в городе Александровске-Сахалинском на день заключения государственного контракта (21.11.2014) с агентством принадлежало продавцу на праве собственности 28 дней (с 23.10.2014), нежилое помещение в городе Макарове на день заключения договора купли-продажи (24.12.2013) с агентством принадлежало продавцу на праве собственности 110 дней (с 04.09.2013), помещение в городе Томари на день заключения государственного контракта (12.12.2014) с агентством принадлежало продавцу на праве собственности 101 день (с 01.09.2014).
В 2014 году внесены изменения в перечень приобретаемых в 2013 году объектов (распоряжение правительства Сахалинской области от 21.05.2014 № 261-р «О внесении изменений в перечень приобретаемых в государственную собственность Сахалинской области нежилых помещений для размещения структурных подразделений ГБУ СО «МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг», утвержденный распоряжением правительства Сахалинской области от 20.11.2013 № 846-р). Аналогично внесены изменения в постановление Сахалинской областной думы от 17.10.2013 № 3/4/325-б «О согласовании решения правительства Сахалинской области о приобретении в государственную собственность Сахалинской области нежилых помещений для размещения структурных подразделений государственного бюджетного учреждения Сахалинской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (ред. от 20.03.2014).
Агентством по информационным технологиям и связи Сахалинской области в 2014 году заключены 4 контракта на приобретение нежилых зданий (помещений) для размещения структурных подразделений ГБУ СО «МФЦ» в трех муниципальных образованиях Сахалинской области (ГО «Александровск-Сахалинский район», «Томаринский ГО», «Южно-Курильский ГО») общей стоимостью 45000,0 тыс. рублей, распоряжением правительства Сахалинской области от 22.05.2014 № 267-р предусмотрено приобретение в 2014 году нежилых помещений в 5 муниципальных образованиях Сахалинской области (ГО «Александровск-Сахалинский район», «Тымовский ГО», Поронайский ГО, «Томаринский ГО», «Южно-Курильский ГО») стоимостью не более 53000,0 тыс. рублей за счет средств областного бюджета.
Помещения для размещения структурных подразделений ГБУ СО «МФЦ» в муниципальных образованиях Сахалинской области «Тымовский ГО», Поронайский ГО в 2014 году предоставлены в безвозмездное пользование.
В проверяемом периоде для размещения МФЦ в муниципальных образованиях Сахалинской области в безвозмездное пользование предоставлены 8 помещений, в том числе в 2013 году – 4 помещения (ГО «Охинский» (ссудодатель – агентство по обеспечению деятельности мировых судей Сахалинской области), «Невельский ГО» (комитет по управлению имуществом администрации Невельского ГО), «Курильский ГО» (администрация МО «Курильский ГО»), «Холмский ГО» (комитет по управлению имуществом МО «Холмский ГО»), в 2014 году – 4 помещения (ГО «Поронайский» (ОКУ «Поронайский центр занятости»), «Тымовский ГО» (комитет по управлению собственностью МО «Тымовский ГО»), «Невельский ГО», с. Горнозаводск (комитет по управлению имуществом администрации Невельского ГО), Шахтерское городское поселение (отдел по управлению муниципальной собственностью Шахтерского городского поселения).
Также в 2014 году заключен договор от 01.12.2014 № 98-кз с ООО «Садко-Сервис» о сдаче за плату в аренду (временное пользование) для Корсаковского отделения ГБУ СО «МФЦ» нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Корсаков, ул. Нагорная, 3 (в здании торгового центра «Дельфин»).
Стоимость одного квадратного метра приобретенных помещений составила от 9,6 тыс. рублей (Северо-Курильский ГО) до 75,5 тыс. рублей («Холмский ГО»).
Стоимость одного квадратного метра отдельных помещений, приобретенных агентством по информационным технологиям и связи Сахалинской области в 2013 году, выше (от 1,0 тыс. рублей до 8,3 тыс. рублей) рыночной стоимости одного квадратного метра коммерческой недвижимости, указанной в справке, выданной ООО «Аудитконсульт» по запросу ГБУ СО «МФЦ», в том числе в городе Долинске (стоимость 1 кв. м фактически 70,0 тыс. рублей, стоимость в справке – 69,0 тыс. рублей), Холмске (стоимость 1 кв. м фактически 75,7 тыс. рублей, стоимость в справке – 73,0 тыс. рублей), Макарове (стоимость 1 кв. м фактически 65,3 тыс. рублей, стоимость в справке – 57,0 тыс. рублей), пгт Смирных (стоимость 1 кв. м фактически 67,2 тыс. рублей, стоимость в справке – 64,0 тыс. рублей).
В соответствии с требованиями ст. 31 федерального закона № 44-ФЗ продавцами приобретаемых в 2014 году помещений предоставлена оценка рыночной стоимости нежилых помещений.
Помещения в городах Южно-Курильске и Томари приобретены по ценам, не превышающим оценочную стоимость. Помещение в городе Александровске-Сахалинском приобретено выше оценочной стоимости на 191,0 тыс. рублей (19600,0 тыс. рублей).
В проверяемом периоде произведен ремонт приобретенных (предоставленных в безвозмездное пользование, аренду) нежилых помещений на общую сумму 118594,7 тыс. рублей, в том числе: в помещении, предоставленном в аренду (г. Корсаков), – на сумму 230,0 тыс. рублей, во всех 8 помещениях, предоставленных в безвозмездное пользование, – на общую сумму 40789,9 тыс. рублей, из 13 приобретенных в проверяемом периоде помещений в 9 произведены ремонтные работы на общую сумму 77574,8 тыс. рублей, ремонт 3 помещений (ГО «Александровск-Сахалинский район», «Южно-Курильский ГО», «Корсаковский ГО») запланирован на 2015 год, одно помещение приобретено с ремонтом (г. Томари).
Согласно представленной к проверке проектной документации на проведение капитального ремонта отделения ГБУ СО «МФЦ» в г. Корсакове по ул. Нагорной, 57/12 (договор купли-продажи от 20.12.2013 № 246/147-13 с ООО «Гранд» на сумму 27901,7 тыс. рублей, площадь помещения 676,8 кв. м, стоимость 1 кв. м – 41,2 тыс. рублей), стоимость ремонтных работ составит 69690,98 тыс. рублей.
С учетом затрат на проведение ремонтных работ приобретенных помещений стоимость 1 кв. м помещений составит от 45,9 тыс. рублей («Южно-Курильский ГО») до 176,3 тыс. рублей (ГО «Долинский»).
В 2013 году договоры купли-продажи помещений для размещения структурных подразделений ГБУ СО «МФЦ» заключались агентством по информационным технологиям и связи Сахалинской области в рамках Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с письмом Росреестра от 08.04.2013 № 14-исх/03147-ГЕ/13 «О применении федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» действие закона № 94-ФЗ не распространяется на заключение органами государственной власти (органами местного самоуправления) договоров купли-продажи недвижимости. Данная позиция изложена также в постановлении президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 25.09.2012 № 5128/12 по делу № А40-8156/11-2-72.
В 2014 году приобретение помещений для размещения структурных подразделений ГБУ СО «МФЦ» осуществлялось агентством по информационным технологиям и связи Сахалинской области у единственного поставщика в соответствии с п. 31 ст. 93 федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (осуществление закупки у единственного поставщика при заключении контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций).
Рассматриваемые в ходе проведения настоящего экспертно-аналитического мероприятия государственные контракты, заключенные в 2014 году на приобретение нежилых помещений, размещены на официальном сайте в соответствии с требованиями федерального закона № 44-ФЗ.
В соответствии с требованиями ч. 9 ст. 94 федерального закона № 44-ФЗ информация об исполнении контрактов размещалась агентством по информационным технологиям и связи Сахалинской области в отчетах в единой информационной системе в срок, установленный положением о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1093.
Министерство экономического развития Российской Федерации (письмо от 01.12.2012 № 26532-АБ/Д09и) определило для каждого субъекта Российской Федерации конкретные показатели обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», в том числе для Сахалинской области – 135 окон в 19 МФЦ (планировалось создание 19 МФЦ по количеству муниципальных образований, в 2012 году объединились МО «Городской округ «Вахрушев» и МО городской округ «Поронайский», образовав МО Поронайский городской округ). Количество созданных МФЦ будет составлять 18, кроме того, будут открыты 2 ТОСП (территориально обособленные подразделения (офисы) многофункционального центра) в МО Поронайский ГО (п. Вахрушев), МО «Невельский ГО» (с. Горнозаводск).
Правительством Сахалинской области на заседании 24.12.2012 одобрены базовые параметры схемы размещения многофункциональных центров (офисов) в Сахалинской области (в 18 муниципальных образованиях Сахалинской области, по 22 адресам (по двум адресам в «Невельском ГО» (г. Невельск, с. Горнозаводск), в Поронайском ГО (г. Поронайск, п. Вахрушев), а также в городах Корсакове и Охе).
В соответствии со схемой размещения многофункциональных центров по состоянию на 31.12.2014 в 16 муниципальных образованиях Сахалинской области открыты 111 окон (110 окон в 16 МФЦ, 1 окно в ТОСП в с. Горнозаводск МО «Невельский ГО»).
По данным агентства по информационным технологиям и связи Сахалинской области, в 2015 году планируется открытие 24 окон, в том числе: 8 окон в 2 отделениях МФЦ (ГО «Александровск-Сахалинский район», Северо-Курильский ГО), 1 окно в 1 ТОСП (п. Вахрушев Поронайского ГО), 11 окон во вторых помещениях МФЦ – в городах Корсакове (в приобретенном помещении) и Охе (в безвозмездном пользовании), 4 окна – после расширения площади имеющегося (безвозмездное пользование) помещения в г. Холмске после проведения ремонта в приобретенном смежном помещении.
Проверкой соблюдения п. 10 правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1376, установлено, что на момент проведения экспертно-аналитического мероприятия в многофункциональных центрах муниципальных образований «Корсаковский ГО», «Холмский ГО» предусмотрено по 5 окон в секторе приема заявителей (т. е. рассчитано на 25 тысяч жителей), в то время как, согласно данным официального сайта губернатора и правительства Сахалинской области, численность населения по состоянию на 01.01.2013 в МО «Корсаковский ГО» составляет 40665 человек, в МО «Холмский ГО» составляет 40001 человек и количество окон в секторе приема заявителей в многофункциональных центрах вышеперечисленных муниципальных образований должно быть не менее 8.
Согласно схеме размещения многофункциональных центров в 2015 году в муниципальных образованиях «Корсаковский ГО», «Холмский ГО» планируется увеличение количества окон, в том числе в МО «Корсаковский ГО» запланировано открытие дополнительно 8 окон, в МО «Холмский ГО» – дополнительно 4 окна.
Площадь приобретенных помещений в муниципальных образованиях ГО «Александровск-Сахалинский район», «Макаровский ГО», ГО «Ногликский», Северо-Курильский ГО, ГО «Смирныховский», «Томаринский ГО», «Южно-Курильский ГО», ГО «Охинский» позволила открыть большее количество окон в секторах приема заявителей, чем минимально предусмотрено правилами № 1376 (не менее одного окна на каждые 5 тыс. жителей).
Министерством экономического развития Российской Федерации (письмо от 01.12.2012 № 26532-АБ/Д09и) определено для Сахалинской области количество МФЦ и окон в административных центрах муниципальных районов (5 окон в МФЦ).
Согласно схеме размещения многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и отделений (офисов) привлекаемых организаций, утвержденной протоколом комиссии по повышению качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в Сахалинской области от 22.10.2014 № 4, в Углегорском муниципальном районе предусмотрено открытие 1 МФЦ (5 окон) в Шахтерском городском поселении.
На момент проведения экспертно-аналитического мероприятия в административном центре Углегорского муниципального района (г. Углегорск) многофункциональный центр отсутствует. МФЦ открыт 29.12.2014 в г. Шахтерске Углегорского муниципального района (помещение передано в безвозмездное пользование).
По итогам 2013 года доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», в Сахалинской области составила 55,1%, открыто 5 отделений МФЦ. По итогам 2014 года открыто 11 отделений МФЦ и 1 ТОСП. В 2015 году планируется открытие 2 отделений МФЦ (ГО «Александровск-Сахалинский район», Северо-Курильский ГО), 1 ТОСП (п. Вахрушев Поронайского ГО) и расширение ряда площадей в муниципальных образованиях Сахалинской области («Корсаковский ГО», ГО «Охинский», «Холмский ГО»), что позволит обеспечить исполнение указа президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части обеспечения доли граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, к 2015 году – не менее 90%.
Контрольно-счетными органами муниципальных образований Сахалинской области, по запросу контрольно-счетной палаты Сахалинской области, проведены осмотры помещений многофункциональных центров в муниципальных образованиях («Анивский городской округ», городской округ «Долинский», «Макаровский городской округ», «Городской округ Ногликский», городской округ «Охинский», городской округ «Смирныховский», «Холмский городской округ») на предмет соответствия требованиям, предусмотренным правилами № 1376.
Осмотры помещений многофункциональных центров показали, что в отдельных случаях выявлены несоответствия помещений многофункциональных центров, открытых в муниципальных образованиях, предусмотренным требованиям.
Согласно представленному пояснению агентства в настоящее время ведется работа по устранению выявленных недостатков (в г. Макарове ведутся работы по установке пандуса и организации парковочных мест, система электронной очереди закуплена ГБУ СО «МФЦ» в ноябре 2014 года и будет установлена в ближайшее время в городах Холмске и Макарове).
Заключение о результатах экспертно-аналитического мероприятия рассмотрено 11.02.2015 на коллегии КСП, направлено в Сахалинскую областную думу и губернатору Сахалинской области.
Экспертно-аналитическое мероприятие «Мониторинг эффективности предоставления налоговых льгот и преференций и оценка их стимулирующего воздействия на развитие экономики» проводилось в рамках соглашения о сотрудничестве между Счетной палатой Российской Федерации и контрольно-счетной палатой Сахалинской области в целях получения объективной информации о сложившейся ситуации с предоставлением налоговых льгот и преференций в Сахалинской области.
На территории Сахалинской области по региональным и местным налогам действуют налоговые льготы, установленные федеральным, региональным законодательством, а также нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, в том числе льготы по транспортному, земельному налогам, налогу на имущество.
Анализ действующих налоговых льгот с учетом их фактической востребованности проводился на основании сведений, предоставленных УФНС России по Сахалинской области (за период 2011 – 2013 годов) и министерством финансов Сахалинской области.
Установленные льготы имеют социальную и экономическую направленность.
В области проводится мониторинг мероприятий предоставления (отмены) налоговых льгот, устанавливаемых органами законодательной власти Сахалинской области и представительными органами местного самоуправления Сахалинской области.
Во исполнение постановления администрации Сахалинской области от 19.06.2007 № 117-па «Об утверждении порядка оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот» и в целях оптимизации перечня действующих налоговых льгот, отмены неэффективных налоговых льгот по региональным налогам, увеличения доходов областного бюджета министерством финансов Сахалинской области (далее – Сахминфин) ежегодно проводится оценка эффективности установленных региональным законодательством налоговых льгот.
Контрольно-счетная палата Сахалинской области в пределах своих полномочий принимает участие в экспертизе проектов законов Сахалинской области, устанавливающих (отменяющих) налоговые и иные льготы.
За период 2011 – 2013 годов в нормативные правовые акты, принятые органами законодательной власти Сахалинской области и представительными органами местного самоуправления Сахалинской области, внесен ряд изменений, связанных с оптимизацией перечня действующих льгот, а также обеспечением оптимального выбора категорий плательщиков, в отношении которых устанавливаются льготы.
Так, в результате внесенных в 2013 году изменений в закон Сахалинской области от 24.11.2003 № 442 «О налоге на имущество организаций» (вступили в силу с 1 января 2014 года) исключены как невостребованные в течение ряда лет льготы в отношении имущества отдельных категорий плательщиков, а также имеющие низкую бюджетную эффективность.
В 2013 году также внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2014 года, в закон Сахалинской области от 29.11.2002 № 377 «О транспортном налоге». Исключена норма о применении специальных ставок налога для мотоциклов и мотороллеров (предусмотрена, но не установлена) с одновременным снижением размера ставок налога для этих видов транспортных средств в два раза. Сокращено количество льготных категорий налогоплательщиков – юридических лиц.
Во исполнение распоряжения правительства РФ от 13.05.2013 № 767-р «О регулировании отношений в сфере использования газового моторного топлива» в целях стимулирования использования транспорта, работающего на газомоторном топливе, для уменьшения выбросов вредных веществ в окружающую среду исчисление суммы налога для транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива, будет производиться с учетом понижающего коэффициента 0,5, начиная с 1 января 2014 года на срок до 2020 года. Введение понижающего коэффициента не приведет к выпадающим доходам местных бюджетов, поскольку будет применяться в отношении вновь ввозимых транспортных средств, работающих на газомоторном топливе.
В ходе мероприятия контрольно-счетная палата Сахалинской области провела мониторинг причин отмены налоговых льгот, установленных региональным законодательством.
Удельный вес не поступивших в бюджет налоговых доходов в связи с предоставлением льгот по региональным и местным налогам, установленным федеральным законодательством, составлял в 2011 и 2012 годах соответственно 2,1% и 3,5% в объеме налоговых доходов консолидированного бюджета Сахалинской области.
Кроме того, следует отметить, что на территории Сахалинской области в рамках соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу федерального закона от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее – федеральный закон № 225-ФЗ), реализуются проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2».
Согласно п. 7 ст. 2 федерального закона № 225-ФЗ соглашения, заключенные до вступления в силу федерального закона, подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями.
В соответствии с п.15 ст. 346.35 Налогового кодекса РФ при выполнении СРП, заключенных до вступления в силу федерального закона № 225-ФЗ, применяются условия освобождения от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, которые предусмотрены указанными соглашениями.
Соглашения о разделе продукции по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» предусматривают особый режим налогообложения, в том числе освобождение от уплаты налога на имущество организаций.
Для оценки эффективности налоговых льгот, установленных федеральным законодательством, по нашему мнению, необходима разработка на федеральном уровне методики оценки эффективности налоговых льгот, учитывающей, наряду с выпадающими доходами бюджетной системы Российской Федерации, результаты реализации налогоплательщиками полученных преимуществ.
В условиях отсутствия указанной методики контрольно-счетная палата Сахалинской области не вносила по результатам мониторинга предложений для пересмотра (отмены) установленных федеральным законодательством налоговых льгот по региональным и местным налогам.
 Вместе с тем следует отметить, что ряд льгот, установленных федеральным законодательством по региональным и местным налогам (в большей части по юридическим лицам), не востребованы на территории Сахалинской области, и возможность их отмены следует рассматривать с учетом востребованности данных льгот в других субъектах Российской Федерации.
Учитывая, что установленные федеральным законодательством льготы, предоставляемые физическим лицам, носят социальный характер, их отмена, по мнению КСП, нецелесообразна.
Информация об итогах мониторинга была направлена в Счетную палату Российской федерации (письмо контрольно-счетной палаты Сахалинской области от 14.03.2014 № 01-08/144) с приложением сводных таблиц действующих налоговых льгот (по форме, установленной Счетной палатой Российской Федерации) в части налога на имущество организаций, земельного налога, уплачиваемого юридическими и физическими лицами, транспортного налога.
 4. Информирование
общественности и взаимодействие
контрольно-счетной палаты
Сахалинской области
В отчетном периоде КСП при осуществлении своей деятельности с прокуратурой Сахалинской области и следственным управлением следственного комитета Российской Федерации по Сахалинской области заключила соглашения о взаимодействии и сотрудничестве. В рамках соглашения, заключенного между контрольно-счетной палатой Сахалинской области и прокуратурой Сахалинской области, произведен обмен сведениями о результатах 8 контрольных мероприятий.
По результатам прокурорских проверок по отчетам контрольно-счетной палаты Сахалинской области органами прокуратуры области направлены 4 представления, 2 из которых рассмотрены и по ним приняты меры к устранению допущенных нарушений бюджетного законодательства, 2 – находятся на рассмотрении.
Кроме того, по сведениям, содержащимся в отчете контрольного мероприятия «Проверка использования средств областного бюджета Сахалинской области, направленных на реализацию статьи 17 закона Сахалинской области от 28.12.2010 № 127-ЗО «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Сахалинской области» за период 2012 – 2013 годов», МУ МВД России «Южно-Сахалинское» 20.11.2014 возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 159.2 УК РФ.
ОМВД России по Корсаковскому городскому округу в настоящее время проводится доследственная проверка по факту противоправных действий должностных лиц ГУСП «Совхоз Корсаковский» в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Сахалинской области на 2009 – 2012 и до 2013 года» за 2011 – 2013 годы.
В рамках постоянно действующей межведомственной рабочей группы по вопросам соблюдения законности при реализации ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2005 – 2014 годы» специалисты КСП осуществляли мероприятия по утвержденному плану работ.
В целях совершенствования контрольной деятельности органа внешнего государственного финансового контроля Сахалинской области разработаны методические рекомендации «Порядок действий должностных лиц контрольно-счетной палаты Сахалинской области при выявлении административных правонарушений», «Методические рекомендации по проведению аудита в сфере закупок», «Методические рекомендации по проведению экспертизы проектов государственных программ Сахалинской области», введен в действие классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), разработанный Счетной палатой РФ. Все методические рекомендации доведены до контрольно-счетных органов муниципальных образований области в целях оказания им необходимой методологической помощи.
В КСП работа с обращениями граждан проводилась в соответствии с федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и находилась под постоянным контролем руководства.
В 2014 году в КСП поступило 17 обращений граждан и должностных лиц организаций. Все обращения рассмотрены в установленные законом сроки. В большей части обращений затрагивались вопросы расходования бюджетных средств, выделенных на выполнение работ в сфере ЖКХ, нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
В связи с реализацией полномочий по участию КСП в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции, председателем КСП принято участие во всех заседаниях совета при губернаторе Сахалинской области по противодействию коррупции в органах исполнительной власти Сахалинской области, проведенных в 2014 году, на одном из которых представлен содоклад по вопросу «О мерах, принимаемых органами власти по обеспечению эффективного и целевого использования бюджетных средств, направляемых на реализацию государственных программ и национальных проектов в 2014 году. Об организации функций контроля и аудита в сфере закупок для нужд Сахалинской области в 2014 году».
В сроки, установленные действующим законодательством по вопросам противодействия коррупции, осуществлен прием справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных государственными гражданскими служащими КСП, соответствующие сведения о которых размещены на официальном сайте государственного органа Сахалинской области в сети интернет.
Информация о деятельности КСП за 2014 год размещена на официальном сайте контрольно-счетной палаты Сахалинской области в сети интернет.
5. Выводы и предложения
В отчетном году контрольно-счетная палата Сахалинской области обеспечила реализацию целей и задач, возложенных на нее Бюджетным кодексом РФ, законом Сахалинской области «О контрольно-счетной палате Сахалинской области» и иными нормативными правовыми актами Сахалинской области. Итоги отчетного года показывают, что контрольно-счетная палата Сахалинской области обладает достаточным потенциалом, необходимым для безусловной реализации задач и функций, определенных законами Российской Федерации и Сахалинской области.
Утвержденный план работы выполнен в полном объеме.
Деятельность контрольно-счетной палаты в 2015 году будет сосредоточена на реализации полномочий по осуществлению внешнего государственного финансового контроля в ключевых сферах бюджетных правоотношений, на которые направлено внимание государственных органов власти и органов власти субъекта в качестве приоритетных направлений социально-экономического развития.
Первоочередными задачами в работе контрольно-счетной палаты в 2015 году по-прежнему будут обеспечение и дальнейшее развитие единой системы предварительного и последующего контроля за формированием и исполнением областного бюджета, бюджета ТФОМС Сахалинской области, контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения государственным имуществом Сахалинской области, а также финансово-экономическая экспертиза проектов законов Сахалинской области и иных нормативных правовых актов Сахалинской области.
Изменения бюджетного законодательства в сфере внешнего государственного финансового контроля и законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обусловили необходимость изменения системы контроля за формированием и использованием средств областного бюджета. В 2015 году контрольно-счетной палатой запланированы контрольные мероприятия, направленные на выполнение полномочий по проверке использования средств областного бюджета, направленных на реализацию государственных программ Сахалинской области и аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Сахалинской области.
В рамках перехода областного бюджета к «программному» на основе программно-целевых методов организации бюджетного процесса контроль предусмотрен на всех стадиях реализации программ – от разработки до оценки результатов. При экспертизе государственных программ предполагается реализация полномочий контрольно-счетной палаты по проведению аудита эффективности, в том числе направленного на определение результативности государственных программ и обоснованности объемов бюджетных средств, использованных на выполнение программных мероприятий.
Контрольно-счетная палата продолжит работу по укреплению взаимодействия с контрольно-счетными органами муниципальных образований области, оказанию им необходимой методологической помощи.
В рамках заключенных соглашений будет продолжена работа по развитию сотрудничества и взаимодействия со всеми органами внешнего и внутреннего государственного и муниципального финансового контроля по взаимному обмену информацией и опытом, а также по взаимодействию контрольно-счетной палаты с правоохранительными и другими органами, осуществляющими контрольную деятельность.
В 2015 году планируется провести 25 экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, в том числе 21 по поручению Сахалинской областной думы. Все отчеты и заключения будут представлены в Сахалинскую областную думу.
 Председатель Б. И. Мисилевич.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ