На этой выставке картин сюжет присутствует один… Слова из некогда популярной песни применимы в данном случае с оговоркой, ибо сколько художников, рискнувших высказаться по одному и тому же предмету, столько и мнений. А если в качестве главной модели выступает город, переживающий фазу бурного развития, то ожидать однообразия не приходится. Главный город наших островов в дни юбилейных торжеств удостоился множества живописных посвящений. И когда праздничный шквал сходит на нет, настает время спокойного созерцания и размышлений.
Например, в выставочном зале на ул. Вокзальной, 5а, где открылась панорама «Южно-Сахалинск в творчестве сахалинских художников». Город, в котором художник живет, тема более чем благодарная. Однако уж очень заметно, что, как бы он ни преображался, островные художники лелеют свой Южно-Сахалинск. Неизменно (и заслуженно) в любимчиках у авторов все те же сюжеты: краеведческий музей с его японским «выражением лица» и Воскресенский кафедральный собор, блещущий нежной лазурью, старые, уютные дачки, заросшие садами, роскошь лета в цвету на тихой окраине – у Виктора Ковалевского, Анатолия Климанова, Юрия Степанова, Де Сон Ена… На их листах и холстах вы не увидите те очевидные перемены, привнесенные в облик столицы Сахалинской области стремительными градостроительными новациями последних лет. Потому, возможно, отличить эту третью тематическую выставку от предыдущей совсем не просто. Однако вряд ли кто-либо склонен искать в презентуемых работах документальное отражение перемен, переживаемых Южно-Сахалинском, – на то существует фотография. Авторы ценят теплую патриархальность Южно-Сахалинска ХХ века. И стремятся растворить ее невесомую прелесть в наших днях – в кружевной графике Надежды Антиповой-Кириной («Встреча с прошлым»), утопленных в снега уголках от Натальи Кирюхиной («Зимний город», «Сумерки»). В этой привязанности к былому проскальзывает сожаление не о том, что уходит старина – это неизбежно, а о том, что не сохраняется домашняя уютность «лучшего города Земли». Скороспешно обзаводясь безупречными отелями-офисами «ближе к небу», Южный теряет тишину заповедных уголков, в которых уловимо дыхание природы, слышен говор реки и голос собеседника. А вместе с ними – и индивидуальность, отличающую его от других городов, переполненных бесконечными многоэтажками и автостоянками. Может, ради этого сторонникам радикального «ломать и строить» иногда стоит всмотреться в «глаза» уходящей, а то и ушедшей натуры?
И, может быть, тогда у художников появится желание увековечивать яркую действительность на полотне. А пока что в их не слишком современных, точнее – вневременных, работах возникают иные темы – возможно, не вписывающиеcя в заданные пределы, но уж точно свидетельствующие о творческом поиске. Таким сюрпризом на фоне в общем-то ожидаемых сюжетов стали графические листы корейской («Ансамбль «Этнос») и нивхской («Музыка нивхов») серий. Родившиеся в мастерской Дю Мен Су, эти образы – шаманов, танцовщиц, музыкантов – потрясают неистовой первобытной энергией жизни этносов, они были и будут всегда… И явно знаменуют подступ к чему-то неизмеримо большему, в соответствии с нынешней зрелостью автора – художника, философа, человека…
А участники выставки «Южно-Сахалинск глазами ребенка» – лишь в начале пути. Своим видением поделились авторы из дворца детского (юношеского) творчества, где для них открыты двери трех студий изобразительного искусства. Дав высказаться на заданную тему посредством кисточек и красок, карандаша и фотообъектива, взрослые получили настоящий фейерверк. В нем доминируют цвета беспредельного оптимизма – красный, золотисто-желтый, апельсиновый, веселый ярко-зеленый. «Вольные стрелки» из страны детства, не довольствуясь имеющимся, предлагают свои варианты усовершенствования бытия. Чего им не хватает в Южно-Сахалинске? Да малого: музея старинных вещей, музея будущего, дворца радости… Юным художникам не свойственны минорные тона, их взоры обращены вперед, за горизонт.
И больших, и маленьких художников роднит то обстоятельство, что в их работах «город рябин» отражается не таким, каков он есть, но каким ему следовало быть, или, по крайней мере, в тех деталях истории, от которых не стоило отказываться. В их творчестве существует альтернативное пространство, и зрители черпают в нем вдохновение.
И. СИДОРОВА.
Фото автора.
P.S.
Выставка «Южно-Сахалинск в творчестве сахалинских художников» проводилась на конкурсной основе. В номинации «Лучшие живописные работы» премиями администрации г. Южно-Сахалинска отмечены «Осень в парке» Де Сон Ена и «Весна. Пасха» Виктора Ковалевского. В разделе «Лучшие графические работы» премия присуждена Надежде Антиповой-Кириной, автору «Вечернего звона». Среди декоративно-прикладных произведений лучшей признана работа «Мой город» Людмилы Асабиной.
Город юный и вечно старинный
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ