Воскресенье, 28 апреля, 2024

Нужна главная управляющая компания

«ЖЭУ уходят в историю» – так называлась статья, опубликованная в «Советском Сахалине» 15 августа. Газета, публикуя материалы на тему реформирования жилищно-коммунальной сферы, помогает читателям лучше понять особенности преобразований, предостерегает от неверных шагов в выборе способа управления домом. Интересны и аналитические статьи журналистов, и мнения горожан по поводу реформы ЖКХ, и опыт соседних регионов.
Как представитель ресурсо-снабжающего предприятия, работающего в коммунальной сфере, я разделяю опасения журналиста Н. Котляревской, что в результате реформы ЖКХ к управлению жилыми домами могут прийти десятки мелких коммерческих организаций. Этим управляющим компаниям (УК) придется столкнуться (а существующие УК уже сталкиваются) с массой сложных вопросов юридического, финансового характера. Надеяться, что в управляющей компании будут работать всего один-два человека, не стоит. Следовательно, чем больше будет таких компаний, чем больше будет их численность, тем с большими денежными средствами придется расставаться квартиросъемщикам. К тому же вряд ли в городе найдется достаточное количество квалифицированных специалистов, способных оперативно и грамотно решать все проблемы, возникающие при управлении многоквартирными домами.
Напомню, что в обязанности управляющих компаний входит заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями, обеспечение надлежащего функционирования внутридомового инженерного оборудования, осуществление капитального и текущего ремонтов, выставление счетов и сбор средств за оказанные жилищно-коммунальные услуги, ведение отчетности, претензионно-исковая работа и т. д. Об этом должны знать собственники жилья еще на стадии выбора УК, чтобы не доверить управление своим домом некомпетентным людям. Полагаю, появится немало фирм, предлагающих комплекс услуг дешевле, чем у конкурентов. Главная их задача – заполучить клиента и собрать с него деньги, не заботясь о качестве. При этом не исключены риски намеренных банкротств, что чревато негативными последствиями не только для ресурсо-снабжающих предприятий, но и для граждан-потребителей, так как дебиторская задолженность недобросовестных предпринимателей будет впоследствии включаться в тариф, а значит, оплачиваться населением.
Здесь уместно вспомнить ситуацию с одной из горе-управляющих компаний в Невельске, когда ее руководитель собирала с жителей домов платежи за коммунальные услуги, но с ресурсоснабжающими организациями не рассчитывалась, тратила деньги по своему усмотрению, в том числе на личные нужды.
О подобных случаях говорится и в интервью депутата Госдумы Г. Хованской, опубликованном в «Деловом вторнике» – приложении к «Совет-скому Сахалину» – за 29 августа с. г. Текущие платежи отдельные управляющие компании использовали только на ремонт дома. Жители были очень довольны, пока не пошли угрозы поставщиков воды, тепла и электроэнергии, которым никто не платил. Профессионалов на этом рынке мало, они плохо организованы, зато мошенников хватает, отмечает Г. Хованская. Контролировать управляющие компании очень сложно, так как лицензирование их деятельности не предусмотрено законодательством.
Считаю, что при переходе на рыночные отношения в сфере ЖКХ без централизованного управления сложной отраслью не обойтись. В пользу этого предложения можно привести пример с событиями трехлетней давности, которые происходили в Южно-Сахалинске в сфере теплоснабжения. Тогда на пути тепловой энергии к потребителю стояло муниципальное предприятие «Тепловые сети», которое накопило многомиллионные долги перед энергетиками за потребленные ресурсы и тем самым поставило под угрозу нормальное тепло- и электроснабжение жителей города. Из-за образования многочисленных управляющих компаний с посредническими функциями ситуация вполне может повториться.
Думаю, прежде чем передавать обслуживание домов от жилищно-эксплуатационных участков, находящихся сейчас под руководством муниципального жилищного производственного эксплуатационного треста, непосредственно компаниям, управляющим многоквартирными домами, необходимо создать в Южно-Сахалинске гарантирующего поставщика коммунальных услуг. Это должно быть предприятие, учрежденное городской администрацией с участием ресурсоснабжающих организаций. Обязательным условием для функционирования такой головной управляющей компании должны стать прозрачность схем финансовых потоков и подконтрольность местным властям. В свою очередь, эта компания должна контролировать в этих вопросах созданные недавно на базе ЖЭУ «Комплексы жилищных услуг». Тогда и потребителям будет легче разобраться, куда обращаться в случае некачественного предоставления им коммунальных услуг. Кстати, по такому пути уже пошли в некоторых регионах страны, в частности в Иркутске, о чем сообщал и «Советский Сахалин».
И еще один аргумент в пользу создания крупной управляющей компании. Ей местные власти могли бы доверить освоение целевых бюджетных средств, предназначенных на капитальный ремонт жилого фонда. Тем самым решалась бы проблема обслуживания и приведения в надлежащее состояние неблагоустроенного жилья и домов старой постройки. Таких зданий в городе много. А небольшим управляющим компаниям, коммерческим по своей сути, выгодно брать под свою опеку только новые дома, что они пока и делают.
Р. Плотников,
генеральный директор
ОАО «СКК».

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ