Воскресенье, 28 апреля, 2024

Халтура на площади Славы

Что и как строим?

Бетонные и железобетонные изделия, которые использованы при обустройстве тротуаров по обеим сторонам ул. Горького от Компроспекта до площади Победы в Южно-Сахалинске, не соответствуют требованиям ГОСТа по морозостойкости и водопоглощению. К такому выводу пришли специалисты испытательной лаборатории ООО «Сахалинстройконтроль» после проведения испытаний образцов бортовых камней двух видов и тактильной плитки, предназначенной для передвижения слепых пешеходов. Результаты экспертизы были получены еще в июле 2014 года, тем не менее до сих пор допущенный брак не исправлен.
Предыстория такова. В конце февраля 2012 года пресс-служба губернатора области А. Хорошавина сообщила о презентации проекта реконструкции площади Славы в Южно-Сахалинске. Проект представил вице-мэр по вопросам градостроительства Г. Юрин. Мероприятие происходило на заседании оргкомитета «Победа», председательствовал губернатор А. Хорошавин. В обсуждении принимал участие ветеран Великой Отечественной войны Н. Асеев. По проекту видно, что помимо самой площади Славы изначально было запланировано вымостить брусчаткой и тротуары по участку ул. Горького до площади Победы.
В дальнейшем был определен подрядчик – ООО «Росстрой», ответственное лицо – гендиректор Д. Молодцов. Стоимость проекта 147 млн. 369 тыс. 369 рублей, гарантия до октября 2018 года. Помимо прочих работ предполагалось выполнить устройство тротуара из тротуарной плитки площадью 10538 кв. метров; устройство бортовых камней (бетонных и гранитных) общей протяженностью 2460 метров.
Многие горожане радовались тому, как преобразилась площадь и прилегающие тротуары. Отметили и новшество: на тротуарах с обеих сторон ул. Горького появились дорожки из тактильных плиток. Они имеют особый рельеф, благодаря чему слепые или слабовидящие люди, пользуясь тросточкой, могут ориентироваться, узнают, где расположены пешеходные переходы. Но прошла зима, наступила весна 2014 года, и у горожан появились поводы для сомнений. Какого качества были бордюрные камни и тактильная плитка, если они начали разрушаться после первой же зимовки? Из некоторых бордюрных камней местами вылезла наружу стальная арматура, а многие утратили свой специфический профиль и вряд ли способны выполнять присущие им функции.
Сомнения возникли и у сотрудников департамента городского хозяйства, которым теперь предстояло заботиться о содержании росстроевской красоты. Изначально заказчик в лице УКСа города и подрядчик заявили, что выявленные повреждения возникли из-за ненадлежащего зимнего содержания. Дескать, тротуары и бордюры были повреждены снегоуборочной техникой. Для того чтобы удостовериться в этом, было организовано комиссионное обследование бортовых камней и тактильной плитки на участке ул. Горького от пересечения с Компроспектом и до проспекта Победы. При визуальном обследовании, в частности, выявлено, что 330 камней бортовых марки БР 300.18 (длиной 3 метра, шириной 18 сантиметров) имеют повреждение цементного камня с обнажением щебня на вертикальных и горизонтальных поверхностях. Камни бортовые марки БР 100.18 (длиной 1 метр, шириной также 18 сантиметров) в количестве 118 штук имеют такие же повреждения. При этом из общего количества 18 метровых камней имели следы незначительного механического повреждения, возможно, полученные при расчистке от снега. Пробы бортовых камней были отобраны и направлены на испытания, на предмет соответствия требованиям ГОСТа, о чем был составлен акт отбора проб.
Исследования проводились в испытательной лаборатории ООО «Сахалин-стройконтроль». В ту же лабораторию поступили и образцы плит бетонных тротуарных тактильных для слепых марки 4К.7, отобранные на ул. Горького в районе остановки с западной стороны напротив здания городской больницы им. Ф. Анкудинова. Их предстояло исследовать на соответствие требованиям ГОСТа.
Результаты отражены в протоколе испытаний и в акте, датированном 22 июля 2014 года. Прочность на сжатие отобранных образцов бортовых камней соответствует требованиям ГОСТа. Однако с водопоглощением и морозостойкостью есть серьезные проблемы. Испытания по морозостойкости были прекращены после 10 циклов попеременного замораживания и оттаивания в водном растворе хлорида натрия при температурах соответственно минус 50 – плюс 20 градусов. Хотя по требованиям ГОСТа образцы должны выдержать 20 циклов без разрушения. Испытываемые образцы бетона вследствие критических разрушений потеряли массу и прочность более допустимых пределов.
Тротуарная плитка тактильная для слепых испытывалась, образно говоря, в двух номинациях. Отдельно – целые образцы, отдельно – имеющие повреждения. Точнее, не сами плиты, а выбуренные из них образцы-керны. Они также не выдержали испытаний по морозостойкости, их пришлось прекратить уже после шестнадцати циклов вместо положенных двадцати. Признаки те же: разрушения достигли критичного порога с потерей массы и прочности более допустимых значений. Причем показатели образцов из неповрежденных плит лишь немногим лучше поврежденных. Общее заключение: отобранная тротуарная плитка не соответствует ГОСТу по прочности, морозостойкости и водопоглощению.
Судя по картине сегодняшнего дня, результаты испытаний никого не подвигли к действиям. Известно, что департамент городского хозяйства довел эти печальные итоги до сведения руководства города, затем документы перекочевали в управление капстроительства города с начальственной резолюцией – проинформировать подрядную организацию, на том дело и кончилось. Почему проявлена такая незаинтересованность со стороны городских властей? Ведь речь идет о больших бюджетных деньгах, допущен явный брак. Пока не истекли гарантийные сроки, надо бы энергично потребовать от подрядчика выполнения взятых по договору обязательств…
Может, дело в том, что кое-кому в областном правительстве очень не понравилась активность городских контролеров? Говорят, у руководства  министерства строительства реакция была весьма бурной, по телефону в мэрии звучали жесткие требования немедленно разобраться, наказать виновных… В смысле не тех, кто допустил брак, а тех, кто осмелился в чем-то усомниться и разоблачил бракоделов.
Я. САФОНОВ.
К слову
В ценах 2014 года один трехметровый бордюрный камень стоил более 1 тыс. рублей, метровый – в пределах 400 – 450 рублей, один квадратный метр тротуарной плитки – около 1 тыс. рублей. К этому нужно добавить большие расходы на оплату труда.
Сейчас с южной стороны от мемориала на тротуарном покрытии можно видеть мощную волну. Такое ощущение, что образовалась канава и покрытие прогнулось вниз. Подобное случается, когда не работает должным образом ливневая канализация. Талые воды промывают свои каналы в песке, на котором покоится плитка.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ