Понедельник, 20 мая, 2024

Кадастровые страсти

Установлены ставки налога на недвижимость в областном центре

Южно-Сахалинской городской Думой на очередном заседании в числе прочих рассмотрен вопрос «О введении налога на имущество физических лиц».
В настоящее время этот вид налогообложения производится от инвентаризационной стоимости имущества. Но в связи с изменившимся законодательством и постепенным переходом к осуществлению государственного кадастрового учета объектов капитального строительства с 1 января 2015 года произойдет переход на налогообложение физических лиц от кадастровой стоимости. Представительные органы муниципальных образований должны определить размеры налоговых ставок.
Федеральный законодатель предусмотрел различные размеры ставок налога от кадастровой стоимости (от 0,1 до 2 проц.) в зависимости от назначения объекта, но муниципалитетам дано право либо снижать их до нуля, либо увеличивать (не более чем в три раза). Однако надо учитывать, что этот налог зачисляется в местный бюджет, применительно к Южно-Сахалинску «набегает» неплохая сумма – около 800 млн. рублей, уместно ли терять такой доход?
Поэтому вице-мэром, начальником департамента финансов Т. Умновой была предложена ставка налога в размере 0,1 проц. от кадастровой стоимости жилых помещений; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом); гаражей и машино-мест; хозяйственных строений или сооружений, площадь которых не превышает 50 кв. м, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Для жилых домов предложена ставка 0,3 проц.
Как указано в пояснительной записке к проекту решения гордумы, установление даже минимальной ставки налога (0,1 проц.) в отношении квартир повлекло бы хоть и незначительное, но повышение налога. Например, при инвентаризационной стоимости квартиры 367 тыс. 758 рублей налог составлял 1103 рубля в год, кадастровая стоимость этой же квартиры – 2 млн. 121 тыс. 414 рублей, налог соответственно получается 1149 рублей (с учетом всех налоговых вычетов). А вот установление минимума (0,1 проц.) в отношении жилых домов привело бы к значительному снижению налога. Например, при инвентаризационной стоимости жилого дома 606 тыс. 110 рублей налог составлял 12102 рубля в год, при кадастровой стоимости 4 млн. 852 тыс. 213 рублей получилось бы 3636 рублей. Дабы не допустить значительного снижения доходной базы местного бюджета, было предложено установить ставку налога в отношении жилых домов в размере 0,3 проц. Но даже в этом случае сумма платежа будет ниже налога, начисляемого в соответствии с действующим законодательством (для вышеупомянутого жилого дома не 12102 рубля, как сейчас, а 10908 рублей).
К тому же сохраняется перечень льготных категорий налогоплательщиков (Герои Советского Союза и РФ, лица, награжденные орденом Славы трех степеней, инвалиды, участники гражданской и Великой Отечественной войн, пенсионеры). Льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида (один дом, одна квартира, один гараж).
Кроме того, установлены налоговые вычеты: в отношении квартиры налоговая база уменьшается на 20 кв. м, комнаты и жилого дома – на 10 и 50 кв. м соответственно. Налоговая база единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (дом), определяется как его кадастровая стоимость минус 1 млн. рублей…
А вот бизнес депутаты, похоже, решили «не кошмарить», по предложению фракции единороссов вдвое снижена ставка налогообложения для административно-деловых и торговых центров. Доводы таковы: два процента от стоимости столь дорогостоящих объектов шибко «нагрузят» предпринимателей, а потому хватит им и одного процента…
Дружно встали депутаты и на защиту своих интересов. На этом же заседании гордумы отклонен протест прокурора на положение о помощнике депутата горсобрания. О том, что они, помощники, получили солидную (от 200 тыс. рублей до 1,5 млн. рублей) компенсацию при сложении полномочий депутатов, мы рассказывали в публикации «Как пополнить семейный бюджет» («Советский Сахалин» за 21 ноября 2014 года). Там же речь шла и о том, что у некоторых депутатов в помощниках «свои» люди, супруги, дети, близкие родственники. И все это в рамках оспариваемого надзорным органом положения о помощнике депутата.
Из доводов прокуратуры, изложенных в протесте, следует, что в рамках действующего федерального законодательства установление выплат денежной компенсации помощнику депутата при увольнении в связи с прекращением полномочий депутата не является вопросом местного значения и не входит в полномочия представительного органа местного самоуправления. Более того, это свидетельствует о наличии коррупциогенных факторов.
Однако юристы правового управления гордумы от претензии отбились, мол, есть у органов местного самоуправления право решать такие вопросы за счет доходов местных бюджетов (за исключением межбюджетных трансфертов). Депутаты дружно и радостно отклонили протест прокурора. А то как же не порадеть родным человекам…
Л. ПУСТОВАЛОВА.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ