Вторник, 7 мая, 2024

Инфляция у каждого своя

Что там с ценами?

Ох уж эта инфляция! Официальные цифры, озвучиваемые статистикой, как правило, вызывают праведный народный гнев: откуда берутся такие мизерные проценты роста, когда буквально на глазах дорожает все и вся?! И вот сотрудники Сахалинстата решили показать журналистам «кусочек» своей сложной, непонятной многим работы.
В рейд по магазинам областного центра мы отправились вместе с начальником отдела региональных счетов, балансов, статистики цен и финансов управления Н. Тарасовой и ее коллегой – специалистом по регистрации потребительских цен на продукты питания по Южно-Сахалинску Н. Мызиковой. Покуда были в пути, Тарасова провела для нас короткий ликбез по поводу индекса потребительских цен. Рассчитывается этот индекс на основе утвержденных Росстатом методологических положений. Определен единый для всех регионов набор товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением, на основании которого осуществляется наблюдение за ценами. В списке  около 500 товаров и услуг, из них более 120 – продукты питания. Данный набор сохраняется в течение года, затем в него вносятся изменения. Например, был расширен перечень лекарств, в какой-то момент взяты на учет цены на мобильные телефоны, добавлена баранина. Быстро устаревает бытовая техника, поэтому производится замена на аналогичный, но более современный товар.
В Сахалинской области в наблюдение включены, кроме областного центра, еще три города – Корсаков, Поронайск и Оха. В Южно-Сахалинске работают три регистратора, один занимается регистрацией потребительских цен на продукты питания, другой – на непродовольственные товары, третий фиксирует цены на услуги для населения. Органы государственной статистики учитывают цены только на те товары, которые может себе позволить большинство населения, во внимание принимаются так называемые средние магазины (дорогие бутики и самые дешевые социальные в этот перечень не входят), а также вещевые, смешанные и продовольственные рынки, организации сферы услуг – при условии, что у них высокий товарооборот, а реализуемые товары по потребительским свойствам и уровню цен рассчитаны на массового потребителя. Поэтому если вы предпочитаете иметь на столе деликатесы, а в гардеробе – платье от Диора, у вас будет своя инфляция…
Под «дозор» специалистов Сахалинстата в Южно-Сахалинске попадают около 40 продуктовых торговых точек. Цены наблюдаются на определенные товары определенных производителей в одних и тех же магазинах и в еженедельном режиме, а еще месячная регистрация осуществляется с 21-го по 25-е числа. Что мы и наблюдали в ходе проведенного  25 ноября рейда.
Регистратор Н. Мызикова быстро ориентируется в торговом зале магазина, знает, на какой витрине, полке лежит «подконтрольный» продукт. Сверяет ценники с недавними, зарегистрированными 21 и 24 ноября данными. Все совпадает, кроме гороха, почему-то килограмм подорожал на рубль. Нет роста цен на гречку, овсянку, чеснок, майонез, муку и так далее. Российское шампанское тоже на прежнем уровне.
В более крупном магазине, расположенном в центре города, скачка цен тоже не зафиксировано. Нынешние цены регистратор быстро сверила с данными, занесенными в карманный мини-компьютер.
Интерес к этой рутинной, тщательной работе проявляют покупатели, случается, реагируют бурно, выражая свое недовольство именно регистратору, поскольку «под руку подвернулся». По словам Мызиковой, порой ей предъявляют спрос и за рост цен (а они, бывало и такое, менялись по нескольку раз на дню), и за санкции, и за низкий уровень пенсий и зарплат…
На сей раз обошлось без конфликтов. Тарасова осталась довольна качеством работы регистратора. Собранные данные будут использованы при расчете инфляции за ноябрь 2014 года.
Расчеты эти, по словам Тарасовой, сложные. Возьмем для примера вареную колбасу. Специалисты Сахалинстата фиксируют цены на «Докторскую», «Молочную», «Киевскую» и другие сорта конкретных производителей еще в трех городах области. Примечательно, что в каждом из городов на колбасу вареную ежемесячно регистрируются от 5 до 10 цен в разных торговых точках. Исходя из этого рассчитывается средняя цена. Далее определяется изменение этой средней цены по сравнению с предыдущим месяцем по каждому городу и области в целом. В расчетную формулу добавляется взвешивание на долю населения. И так – по каждому товару и услуге из наблюдаемого перечня.
Ну, а заключительный этап – расчет индекса потребительских цен, то есть изменения средних цен на всю совокупность наблюдаемых товаров и услуг. Тут используются данные о доле расходов на приобретение каждого из этих товаров в общих потребительских расходах домашних хозяйств. Индекс потребительских цен и отразит состояние инфляционных процессов.
Правда, без учета стоимости платья от Диора и деликатесов на нашем столе. Все «по среднему».
Л. ПУСТОВАЛОВА.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ