Четверг, 9 мая, 2024

Каша из топора

Проблема горячего питания учащихся на слуху, на виду и вроде бы вниманием властей не обижена, поскольку напрямую связана с оздоровлением детей. Этот вопрос рассматривается даже в контексте приоритетного нацпроекта «Образование» и озвучивается на совещаниях самого разного уровня. С начала реализации проекта Роспотребнадзор дал задание своему сахалинскому управлению – обеспечить образовательные учреждения и их «кормильцев» нормативными документами. Специалисты управления провели скрупулезную работу с организаторами питания по составлению примерного меню для учащихся разных возрастов, просчитав все калории, белки, жиры и углеводы. Разумеется, и о витаминах не забыли. Почти год ушел на то, чтобы с пищеблоков образовательных учреждений вытеснить продукты, вредные для здоровья детей, – чипсы, гамбургеры, газированные напитки… В августе 2008 года приняты новые санитарные правила по организации горячего питания в школах, а также в учреждениях начального и среднего профобразования. Казалось бы, всем этим обстоятельствам надо только радоваться. Но вот парадокс: законные требования, методические рекомендации и указания на поверку в главном оказываются неисполнимыми. Ибо если привести в соответствие с рекомендуемым ассортиментом примерное школьное меню, то, как говорится, дебет с кредитом не сойдутся. Дорогие продукты значительно удорожают питание, и рушатся, как карточные домики, все требования о сбалансированном, полноценном и качественном завтраке и обеде для ученика. Сегодня из областного бюджета на бесплатное питание всех детей 1 – 4-х классов отпускаются средства из расчета 600 руб. на ребенка в месяц. Такая же сумма полагается в виде адресной социальной помощи и ребятам из малоимущих и неблагополучных семей, обучающимся в 5 – 11-х классах. Но этих средств катастрофически не хватает. Как рассказала начальник отдела санитарного надзора управления Роспотребнадзора Н. Самарская, комитет по промышленности и торговле Сахалинской области и управление рассчитали примерное меню школьника, исходя из действующих цен на сентябрь. Получилось, что на завтрак и обед 7 – 11-летним детям требуется 143,80 руб., а подросткам 11 – 18 лет – 156,26 руб. (обязательное двухразовое питание – необходимое требование санитарных правил). В действительности же средств из областного бюджета не хватает даже на полноценный завтрак. На него в среднем расходуется от 24 до 30 руб. Исключение составляют только школьники областного центра, которым, согласно постановлению мэра, утвержденному горсобранием, добавляют по 10 руб. Чтобы выйти на уровень федеральных требований по организации школьного питания, нашей области необходимо изыскать примерно 1 – 2 млрд. руб. Такими средствами регион не располагает, как не располагает и такой строкой в трехлетнем бюджете области. Есть другие цифры: общий объем финансирования по программе «Школьное питание» в 2009 – 2011 годах составит 687633 тыс. руб., в том числе из областной казны – 671701 тыс. руб. Но следует учесть, что сюда включены и расходы на улучшение материально-технической базы пищеблоков. Это еще одна острейшая проблема. Износ оборудования в столовых и буфетах составляет 80 проц. Из-за этого нет возможности применить новые технологии приготовления блюд, новые формы обслуживания учащихся. 40 столовых требуют капитального ремонта, а в 12 дневных и 7 вечерних школах нет даже буфетов. – В первоочередном порядке именно там будем организовывать питание детей, – говорит Н. Самарская. – Сейчас некоторые из этих школ работают в одну смену и устраивают большой перерыв, чтобы ребята успели покушать дома. Но далеко не у всех есть такая возможность. Иным родителям все равно – сыт ли, голоден их ребенок. Школьная столовая с бесплатным питанием для такой категории учащихся была бы спасением. Пока же цифра охвата ребят горячим питанием не превышает 65 проц. «За бортом» его, как правило, остаются старшеклассники. Многим из них не нравится ассортимент и качество предлагаемых блюд, и они не ходят ни на завтраки, ни на обеды. А ведь учебная нагрузка в 9 – 11-х классах немалая. Стоит ли удивляться, что среди выпускников школ практически нет здоровых юношей и девушек? Проблема еще и в том, что детям в семьях не прививается культура рационального питания. После проведения паспортизации школьных пищеблоков появились конкретные указания на то, какое оборудование, в каком количестве и каким школам необходимо приобрести. На имя губернатора ушло письмо с итогами паспортизации в соответствии с требованиями нового СанПиНа. Программа пока не скорректирована. 20 ноября прокурором области С. Бессчасным было внесено представление губернатору с требованием устранить нарушения законодательства и прав школьников из малоимущих и неблагополучных семей на получение полноценного питания. А таких на 1 ноября 2008 года было 19773. Поводом для представления стали результаты внеплановой проверки, проведенной в октябре городской прокуратурой совместно с управлением Роспотребнадзора по заданию областной прокуратуры. В поле зрения проверяющих оказались восемь южно-сахалинских средних школ. В большинстве из них занижен выход блюд, уменьшены порции гарниров и мясных изделий. В меню отсутствуют отдельные продукты, применяются консервы. В рационы завтраков редко включаются закуски, а обеды подаются без салатов и свежих фруктов. Недостаточно творога, рыбы, свежих овощей и кисломолочной продукции. По субботам школьников вообще не кормят. В пяти образовательных учреждениях из-за нехватки оборудования нарушается технология приготовления картофельного пюре. Нет согласованных на 10 – 14 дней примерных меню. Главный вывод проверяющих таков: повсеместно нарушаются права детей на получение полноценного питания. Кто же они, «злостные» нарушители? Это предприниматели, взвалившие на себя хлопотную и очень ответственную работу. Но какие претензии им можно предъявлять по большому счету, когда денег на питание из областного бюджета выделяется с гулькин нос, а требования предъявляются по первому разряду. Вот и приходится поварам варить «кашу из топора», ведь отпускается на каждого учащегося 30 – 40 руб. В то время как официально рассчитанная стоимость полноценного завтрака 7 – 11-летнего ребенка должна составлять 65 руб., обеда – 63 руб., а 11 – 18-летних надо соответственно накормить завтраком на 73 руб. и обедом на 75 руб. Так что 600 руб. в месяц, выделяемые из областной казны социально незащищенным детям и ученикам начальной школы, – это всего лишь полумера, если не меньше. Есть у проблемы еще один аспект. На эти бюджетные деньги предприниматели должны приобрести продукты, приготовить еду, обеспечить зарплату своим работникам, оплатить транспортные расходы. Торговая надбавка организаторов питания сегодня составляет 100 проц. Собственно, такая и закладывается в договоры, как того требует форма управления, ведь себе в убыток предприниматели тоже работать не будут. Надо сказать, что «кормильцы» при всем при том вкладывают свои деньги в ремонт пищеблоков, в приобретение продуктов – были случаи, когда они по 3 – 4 месяца работали в долг, не получая своевременно бюджетных денег и теряя кадры из-за задержек с зарплатой. Сейчас уже механизм расчета с предпринимателями отработан, и проблема снята. А вот изыщут ли в области дополнительные средства на горячие обеды и завтраки детворе – еще вопрос. Призрак финансового кризиса бродит уже совсем рядом, и не исключено, что в итоге все вновь сведется к родительскому кошельку. И будет все вполне по-черномырдински, ибо какой навар от «топора»? Л. СТЕПАНЕЦ.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ