Пятница, 3 мая, 2024

«Край света»: в объятиях кино. Международный фестиваль

Члены жюри на церемонии открытия кинофестиваля.

VII международный кинофестиваль «Край света» стартовал в Южно-Сахалинске. К его рулю после годичного пропуска по настоятельным просьбам кинозрителей вернулась прежняя команда Алексея Аграновича и Алексея Медведева, которая с 2012 года методично делала самый яркий из региональных проектов России в области кино.

Вместе с ними вернулась полюбившаяся система внешних кодов, любимых «фишек», которые без слов говорят – наши в городе. Те же цвета символики, музыкальная заставка «Европеец-Азиат» перед сеансами, книжный киоск «Порядок слов», бурление дискуссий в инфошатрах и долгие киноночи на площади у Дома правительства…

Возможно, собравшимся в день открытия фестиваля южносахалинцам не столь эффектной, как прежде, показалась «красная дорожка», на которой не было героев «мыльных» сериалов и ветеранов советского кино. Но, во-первых, «денег нет, но вы держитесь», как однажды сказал премьер-министр, привет от которого фестивалю передал губернатор Олег Кожемяко на церемонии открытия. Во-вторых, всегда казалось, что эта витрина фестиваля не столь значима по сравнению с внутренним наполнением. А с этим у организаторов всегда хорошо, несмотря на сокращенные по известным обстоятельствам сроки на выстраивание фестивального корабля. Запуская «Край света», генеральный продюсер Алексей Агранович говорил: «Звезды, конечно, приезжают на остров, но основное созвездие живет здесь. Наш фестиваль называется «Край света», и здесь свет и энергия созидателей кино встречаются с восприятием зрителей, происходит диффузия, некая термоядерная реакция. Отчего люди становятся добрее, тоньше, умнее и, надеюсь, чуть-чуть счастливее. Для этого мы и проводим фестиваль».

И, как говорится, не будем о прошлом, тем паче что концептуальная идея фестиваля-2017 конкретна – «Прямо здесь и прямо сейчас». От просто просмотра качественного и разного кино, как в прошлом году попытался сделать оргкомитет, фестиваль вернулся к широкой социально-гуманитарной составляющей. Вовсю работают шесть творческих мастерских, в которых увлеченные сахалинцы от мала до велика проходят краткий образовательный курс от столичных наставников высокого класса. Половина из них посвящена кино – детская кинолаборатория, анимационная студия «Острова» и «Европеец-Азиат» для взрослых под руководством Юлии Левицкой. Прочие будут работать по направлениям: фотография, журналистика и урбанистика. Все они, по сути, заготавливают дрова для одного «костра» – большой выставки «Сахалин. Автобиография», намеченной к марту 2018 года. Образ Сахалина будет создан различными инструментами и различными сахалинцами, но это первый пласт. В конечном счете мыслится создание альтернативного путеводителя по Сахалину – с личными историями, мифологией, впечатлениями. А глубинный смысл действа под названием «Край света» – мы научим вас родину любить и находить способы для самореализации по месту прописки.

Эту мысль в разных вариациях я повторяю все семь лет фестивальной истории на Сахалине, но сейчас теория перешла уже в практику. Для открытия фестиваля программный директор Алексей Медведев впервые отобрал сахалинский фильм. Потому что он, наконец, появился. 19-минутную работу молодого сахалинца Дмитрия Моисеева «В объятиях моря», снятую с группой бескорыстной поддержки единомышленников в корсаковском Озерском, показали на открытии в связке с такой же «коротышкой», только сделанной в Индии в 2003 году.

Автора короткометражки «Прямо здесь и прямо сейчас» Ананда Ганди не очень вдохновляла идея тряхнуть стариной, но Алексею Медведеву его тематика показалась уместной: «Для нас это фильм-эпиграф – он о том, что мы сейчас создаем реальность, в которой живем. Все зависит от нас. Мы запускаем ту цепь событий, которая возвращается к нам в виде блага или зла». И оказалось, что символика этого интернационального тандема видна невооруженным глазом: при внешней простоте сюжета обе картины насыщены глубоким интересом к сложной жизни современного человека, его отношениям со временем, историей, природой. Уж не говоря о том, что куются все кинодебюты в любой точке мира по одному лекалу – фактически без бюджета, на коротком дыхании, с участием друзей и сочувствующих твоему личному безумию. Зато искренности и честности взгляда новичкам не занимать.

Дмитрий Моисеев только начинает непростой путь кинематографиста из провинции (в сентябре его фильм войдет в программу международного кинофестиваля «Послание к Человеку» в Санкт-Петербурге). А Ананд Ганди за прошедшие годы стал мэтром, в 2014 году его фильм «Корабль Тесея» взял гран-при «Края света», а ныне он приглашен в состав жюри. Его возглавила именитый режиссер игрового и документального кино Марина Разбежкина. Приглашение именно этого человека, по словам Алексея Медведева, вернувшего в кинодокументалистику понятие «реальность», тоже знаково. Потому что сегодня в повестке фестиваля – реальность, созидаемая своими руками. И никто из звезд не отказывается от возможности увидеть своими глазами наш остров. Для Марины Разбежкиной не существует слова «далеко»: «На самом деле люблю быть «здесь и сейчас» в другом пространстве, это свойство документалиста. Я люблю кино, в реальность которого верю».

Также в судейский интернационал вошли японский кинорежиссер-аниматор Кодзи Ямамото и популярные российские актеры Петр Федоров и Алиса Хазанова. И подобно простым кинозрителям они тоже будут искать ответы на вопросы: может ли кино изменить отдельного человека, будет ли наших потомков интересовать наше время, чему верит зритель, если кино – сплошь вымысел… Если, конечно, у них останется на это время. Ведь им предстоит отсмотреть конкурсную программу, в которую вошли сначала девять фильмов. Но затем из гонки за гран-при выпал индийский «Ньютон». Вес призов не меняется, по-прежнему 1 млн. рублей за главную удачу.

А всем прочим зрителям предоставлено обширное киноменю. Под сотню фильмов крутится на четырех площадках – в Чехов-центре, «Октябре», «Комсомольце» и открытом кинотеатре. Традиционный акцент на кинематографе соседей из Юго-Восточной Азии выбором Алексея Медведева усугубился расширением линейки в пользу Европы и Латинской Америки, это видно и по конкурсной программе (Болгария, Чехия, Франция, Аргентина). А современность вступает в перекличку с прошлым, которое не отвергают. Так, картина «Заложники» режиссера Резо Гигинеишвили в программе фестиваля идет в стык с культовым фильмом Тенгиза Абуладзе «Покаяние», некогда взорвавшим нашу страну на переломе эпох. И опять мы встречаемся на дороге к храму – храму кино.

И. СИДОРОВА.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ