Воскресенье, 28 апреля, 2024

Никогда такого не было, и вот опять

Всероссийская известность к Александру Хорошавину пришла неожиданно и, похоже, надолго. На седьмом году пребывания в должности главы Сахалинской области его заподозрили в нарциссизме за казенный счет. 5 декабря в Москве на конференции Общероссийского народного фронта Владимиру Путину рассказали о планах сахалинского губернатора потратить на улучшение собственного имиджа 680 млн. рублей. Президент по этому поводу заметил, что «ничего глупее придумать невозможно». И хотя из Южно-Сахалинска вскоре сообщили, что статьи расходов «на имидж губернатора» в бюджете области нет и никогда не было, неприятный осадок остался. Как с теми вилками.
По бюджетным документам все выглядит пристойно и разумно: 680 млн. рублей в течение трех лет с 2014-го по 2016-й планируется потратить на реализацию региональной информационной политики. Про губернаторский имидж в этих планах действительно ни слова. Да и могло ли быть иначе? Кто, пребывая в здравом уме, рискнет указать истинную цель?
Вряд ли многие из нас слышали про «Клуб регионов». Между тем в августе 2011-го, марте 2012-го и феврале 2013 года управление делами губернатора и правительства Сахалинской области заключило с этим московским ООО три государственных контракта на 322 тыс., 412 тыс. и 424 тыс. рублей.
«Клуб регионов» – ведущий, как он недавно сам о себе писал, российский информационно-аналитический портал, рассказывающий о наиболее интересных событиях, связанных с работой и жизнью губернаторов. Создан в 2008 году. Свое функционирование «Клуб регионов» назвал миссией. Ни больше ни меньше. А состоит она в «способствовании консолидации региональных элит, повышении качества информационного освещения работы глав субъектов РФ».
Кроме того, – тоже сами о себе – «Клуб регионов» дает возможность руководителям регионов представить на федеральном уровне результат своей деятельности, а федеральному центру, экспертам, всем заинтересованным сторонам – лучше понять ситуацию на местах и оценить работу глав регионов».
И как же представил свою деятельность сахалинский губернатор? Давайте вместе порадуемся: результат явлен в самом лучшем виде. За время действия госконтрактов опубликованы сотни заметок. Вот названия некоторых:
«Хорошавин зарядил «Сахалинскую энергию».
«Глава Сахалина убирает препятствия с железной дороги».
«Хорошавин направит природные ресурсы на развитие Сахалина».
«Глава Сахалина подготовился к зиме».
«Хорошавин поставит угледобычу на гигантский конвейер».
«Глава Сахалина возьмет школы под видеонаблюдение».
«Путин одобрил идеи Хорошавина».
«Хорошавин ликвидирует энергетическую раздробленность».
«Хорошавин изучает проблемы ученых».
«Хорошавин переселит гимназистов в новый корпус».
«Глава Сахалина накапливает мощности».
«Хорошавин прикроет тылы пограничников».
«Глава Сахалина избавляется от балласта».
«Губернатор Сахалина готовится к прыжкам».
И т. д. И т. п.
Согласитесь, уже от одних заголовков веет такой невероятной силой, какой может обладать только настоящий богатырь-труженик. За всем следит, везде поспевает, своими руками все делает.
Впрочем, на этом портале в подобном ключе пишут практически обо всех кредитоспособных главах регионов. И, судя по заметкам, энергия из глав прет неиссякаемая, а их добрым делам несть числа. Короче, ярмарка губернаторского тщеславия.
Кстати, в таком же стиле в телепроекте «Одна за всех» освещается в СМИ деятельность президента Екатерины Петровны Ивановой. Но то юмористическая передача, а в «Клубе регионов» все на полном серьезе.
Еще «Клуб» ставит региональным лидерам оценки. С плюсом, если были успехи, и с минусом, если случились неудачи. У сахалинского губернатора в период действия госконтрактов только положительные оценки. Видимо, так совпало.
Всего за 2011 – 2013 годы сахалинский губернатор получал баллы с плюсом шестнадцать раз и тем самым улучшал свою позицию в рейтинге «Клуба регионов».
Но, пожалуй, больше интересны не сами баллы, а комментарии к ним.
«В ходе встречи с премьером Медведевым Хорошавин рассказал об улучшении демографической ситуации в регионе и попросил помощи в строительстве нового перинатального центра и сейсмостойкого жилья. Поддержка председателем правительства страны решения основных обозначенных господином Хорошавиным проблем социально-экономического развития региона усиливает позиции островного губернатора в «Рейтинге регионов». Плюс 5.
«В начале сентября Хорошавин добился сразу двух знаковых побед: во-первых, глава островного региона возглавил подготовленный фондом Михаила Виноградова рейтинг российских регионов с максимальной устойчивостью, а во-вторых, фактически в День знаний получил от главы профильного федерального ведомства высокую оценку достижений сахалинской сферы образования. Оба фактора по совокупности подтверждают позиции господина Хорошавина в «Рейтинге регионов» высокими баллами». Плюс 5.
«Хорошавин представлен президентом для избрания на второй срок. Кандидатуру действующего губернатора… положительно оценили как единороссы, так и представители ЛДПР». Плюс 9.
«Наделение полномочиями губернатора плюс поддержка полпредом давней идеи господина Хорошавина о необходимости возведения мостового перехода, соединяющего Сахалин с материком». Плюс 9.
«Хорошавин воспользовался площадкой конференции «Нефть и газ Сахалина», чтобы еще раз подчеркнуть роль региона…». Плюс 7.
«Хорошавин выигрывает от усиления федерального финансирования Курильской программы». Плюс 4.
«Хорошавин эффективно лоббировал интересы рыбаков…». Плюс 5.
Трудно понять, на какой круг потребителей рассчитаны все  эти фанфары и рапорты о свершениях, кому все это может быть интересно читать? Разве что одни «эксперты» сверяют свои впечатления с оценками других «экспертов».
В госконтрактах с «Клубом регионов» мы ничего не найдем про улучшение имиджа губернатора, но тут, как ни крути, преследуется именно такая цель. При этом совершенно непонятно, в чем здесь интерес Сахалинской области? Почему на это должны расходоваться деньги налогоплательщиков?
И это не единственный проект, направленный на создание образа заботливого хозяина Сахалина и Курил. Или официально – на повышение инвестиционной, демографической, туристической и прочей привлекательности региона. В решении этой благородной задачи в последние годы за деньги сахалинского бюджета принимают участие многие федеральные структуры – ин-формагентства, телеканалы, печатные издания, в частности «РИА Новости», ИТАР – ТАСС, Интерфакс, «Российская газета», ВГТРК… И редкая заметка, телесюжет обходятся без упоминания регионального руководства. Ну а когда деньги уплачены, понятно, что и как пишут, снимают и показывают.
Кто только не призывал глав регионов меньше пиариться, меньше расхваливать себя в прессе и на телеэкранах. Один Виктор Ишаев в бытность полпредом президента в ДФО делал это несколько раз. Однако сахалинский губернатор даже не вздрогнул, расходы бюджета на «средства массовой информации» знай себе растут. Если в 2010-м на эти цели в Сахалинской области было потрачено «всего» чуть более 101 млн. бюджетных рублей, в 2011-м – более 129 млн., то в 2012-м – уже свыше 170 млн., в нынешнем ожидается еще больше – 182 млн., в 2014-м планируется израсходовать 203 млн., в 2015-м – 224 млн. рублей…
В мае прошлого года заместитель губернатора Дмитрий Братыненко известил руководителей органов исполнительной власти о подготовке плана мероприятий по позиционированию имиджа губернатора Сахалинской области и предложил представить свои соображения. Чем завершилась эта работа, общественность не проинформировали. Можно только гадать, что прошлогодние экспедиции к безымянным Курильским островам, попытка выбить для Южно-Сахалинска статус города воинской славы – из этого амбициозного плана.
На самом деле с имиджем первого лица все очень просто. Он формируется не только и не столько средствами массовой информации. А частое мелькание в телевизоре может еще и навредить. Если по телевизору постоянно говорят, что жизнь улучшилась, а по содержимому холодильника этого не скажешь, то как минимум могут возникнуть вопросы. Все-таки правда по-прежнему важнее пропаганды.
В. СОРОЧАН.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ