Суббота, 4 мая, 2024

Нужны кардинальные и системные меры

Надо творчески развязать качественные силы России! Родина нуждается, прежде всего, в честной верности. (И. А. Ильин. «Спасение в качестве». 1928 год). По просьбе заказчика – областной больницы – еще 2 апреля с. г. было проведено расширенное совещание в составе министерства строительства области, государственного строительного надзора, государственной строительной экспертизы, заказчика, министерства здравоохранения, госинспекции по пожарному надзору области, института «Сахалингражданпроект» и НП СРО «Сахалинстрой» по вопросу низкого качества выполняемых работ по капремонту 2-го корпуса при монтаже системы навесного вентилируемого фасада (СНВФ). На этом совещании было рекомендовано заказчику остановить работы и принять меры к подрядчику ООО «Вега» (член НП «Объединение генеральных подрядчиков в строительстве», г. Москва) для выполнения работ в соответствии с аукционной документацией. Было обращено внимание заказчика, что при демпинге этой организацией на аукционе около 50 проц. цены невозможно выполнить работы качественно и с применением материалов, соответствующих заявленной системе навесного вентилируемого фасада. В связи с отсутствием в области специализированной организации и достаточно квалифицированных специалистов, которые могли бы провести достаточно авторитетную экспертизу выполняемых по этому объекту работ при монтаже СНВФ, министерство строительства области по согласованию с заказчиком попросило НП СРО «Сахалинстрой» пригласить квалифицированную независимую экспертную организацию для проведения экспертизы выполненных работ и представить заключение по этим работам. Техническое обследование проводилось специалистами самой авторитетной организации в этой области – государственного учреждения «Городской координационный экспертно-научный центр» при мэрии Москвы, который создан в 1996 г. по распоряжению мэра столицы. Целью его создания было обеспечение контроля качества материалов и технологий, используемых для устройства фасадов зданий. Задачами центра являются: выработка единой системы стандартов для объективной оценки состояния фасадов, контроль качества фасадных работ, разработка рекомендаций по внедрению новых материалов и технологий при отделке фасадов строящихся и реконструируемых зданий (в городе Москве монтаж навесных фасадов на существующих зданиях считается реконструкцией зданий, что НП СРО «Сахалинстрой» также считает правильным). В результате технического обследования выполненных работ по устройству навесной фасадной системы с воздушным зазором и облицовкой композитными панелями на корпусе Сахалинской областной больницы получено заключение со следующими выводами. 1. На основании обследования можно сделать вывод о полном отсутствии комплекта рабочей документации на смонтированный каркас с облицовкой и несоответствии выполненных фасадных работ на объекте по адресу: Сахалинская обл., г. Южно-Сахалинск, проспект Мира, 430, корп. № 2 не только требованиям нормативно-технической документации, но и документации, представленной заказчиком. 2. Фактически смонтированная конструкция не является системой навесного фасада, в том числе НФС «ИС-5АКП» (собрана из отдельных элементов, обладающих неизвестными физико-механическими свойствами, и изготовлена на неизвестном заводе), и не имеет подтверждения возможности ее использования на территории РФ в соответствии с постановлением правительства РФ № 1636 «О правилах подтверждения пригодности материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве» в качестве отделки фасада. 3. На момент написания заключения смонтированные конструкции с облицовкой в целом находятся в недопустимом техническом состоянии (выполнены с грубейшими нарушениями существующих технических требований) и представляют опасность для людей, находящихся не только в самом здании, но и вблизи фасада. 4. Особое внимание обращаем на то, что в рамках проведенного обследования не установлена возможность применения композитного облицовочного материала ZWM, Kasner с точки зрения пожарной безопасности (отсутствуют сертификаты, ТС, протоколы натурных огневых испытаний на каркасе НФС). Применение данных композитных материалов возможно только на здании V степени огнестойкости по СНиП 2.01.02-85* и здании класса конструктивной пожарной опасности С3 по СНиП 21-01-97*. 5. Для предотвращения возникновения аварий и несчастных случаев рекомендуется в ближайшее время выполнить ограждения по периметру здания для ограничения доступа людей в опасные зоны, после чего полностью демонтировать каркас, облицовку и утеплитель. Техническое заключение передано в министерство строительства, в правительство области и заказчику. Дополнительно копии будут переданы в областную прокуратуру и в госстройнадзор области, а также размещены на сайте НП СРО «Сахалинстрой» ssros.ru Таким образом, фактически подтвержден факт неспособности подрядчика исполнить указанный контракт, зафиксированный еще 2 апреля в протоколе совещания. А сейчас, дополнительно, зафиксирован факт подлога ООО «Вега» разрешительных документов, в том числе ТС (Технического свидетельства минрегионразвития РФ) на систему навесного вентилируемого фасада «ИС-5АКП» и паспортов композитного облицовочного материала ZWM FR, а также использования по всей плоскости фасада не разрешенного к применению на вентфасадах и не соответствующего аукционной документации утеплителя и выполнения работ абсолютно некачественно, аварийно и полностью не соответствующими и контрафактными материалами. Практически подрядчик обманул заказчика, передав ему несоответствующие документы на систему и материалы и применив неразрешенные изделия не соответствующего качества и в 3 – 5 раз дешевле проектных. К сожалению, у заказчика не оказалось достаточно квалифицированных специалистов строительного контроля, чтобы выявить этот подлог и обман на этапе входного контроля материалов и документов в начале работ (март – апрель с. г.). Данный случай доказывает, что у этого подрядчика нет обученных специалистов и рабочих, что руководитель, снижая на аукционе цену работ почти в два раза, явно преднамеренно надеялся на выполнение работ из не соответствующих проекту материалов в ущерб качеству и пожарной безопасности. К сожалению, в настоящее время и другие подрядчики, монтирующие СНВФ, зачастую не понимают, что и как необходимо монтировать. Заказчики, в абсолютном большинстве, вообще не знают, как и из чего необходимо выполнять работы на фасадах и что они должны получить в конечном счете. В этом случае говорить о качестве строительных работ практически бессмысленно. Выполнение работ такого нижайшего качества по монтажу вентилируемого фасада на здании особо важного социального объекта – областной больницы – и создание пожароопасной ситуации на нем граничат с преступлением. НП СРО «Сахалинстрой» будет отслеживать процесс расторжения заказчиком контракта с упомянутым подрядчиком и последующего демонтажа уже смонтированных пожароопасных и незаконно смонтированных контрафактных конструкций. Для реального повышения качества строительных (особенно при проведении капитальных ремонтов) работ, по нашему убеждению, правительству и министерству строительства области необходимо предпринимать кардинальные организационные и системные меры. В первую очередь необходимо привести к реалиям и требованиям Градостроительного кодекса РФ оргструктуру органов государственного строительного надзора области и госэкспертизы проектной документации на территории области. Имеется в виду количество специалистов и их обучение для обеспечения достаточного и качественного контроля проектных и строительных работ, включая капремонт и реконструкцию. Сейчас эти органы не способны справиться с кратно увеличившимся объемом работ с 01.01.2007 года, когда администрация области должна была принять необходимое и ответственное решение по изменению оргструктуры этих организаций для возможности реально контролировать пожарную, экологическую, санитарно-эпидемиологическую безопасность, вопросы охраны окружающей среды при строительстве объектов капитального строительства. Непринятие своевременного законного решения особенно отразилось на объемах работ в госстройнадзоре, что и явилось одной из причин сегодняшнего ухудшения качества проектной документации и строительных работ в области. В этом органе до настоящего времени нет профильных специалистов для исполнения переданных ему более 3 лет тому назад государством функций. Учитывая остроту вопроса, мы обращаемся к председателю правительства области и председателю областной Думы с просьбой безотлагательного и срочного решения в полной мере этого вопроса. 12 августа министр строительства области Е. Ивашова на совещании в НП СРО «Сахалинстрой» в присутствии представителей правлений других партнерств строителей и проектировщиков и государственного строительного надзора приняла знаковое решение, что впредь для выполнения любых капитальных ремонтов необходимо разрабатывать проектную документацию, а для работ по монтажу СНВФ всем заказчикам необходимо выполнять следующий полный комплекс работ: – обследование фасадов (изыскательские работы); – разработка проектной документации; – получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации; – получение разрешения на строительство и передачу его подрядчику после подписания контракта. Необходимо отметить, что такое же решение было принято в прошлом году, когда в Южно-Сахалинске проводились противозаконные работы по монтажу чего-то похожего на навесные вентилируемые фасады домов по ул. Ленина. Были разосланы всем заказчикам предписывающие письма департамента строительства, вице-губернатора С. Вильямова и письмо от минрегионразвития РФ о необходимости всем заказчикам выполнять все вышеотмеченные работы при монтаже СНВФ. Но, к сожалению, ни один муниципалитет и ни один областной заказчик не среагировали на это предписание областных властей в 2009 году. Будем надеяться, что министерство строительства и организация государственного строительного контроля смогут проконтролировать и добиться исполнения закона и своего решения всеми муниципальными и областными заказчиками хотя бы сейчас, при выполнении рассмотренных в этом сообщении работ. Кроме того, НП СРО «Сахалинстрой» настаивает на проведении госэкспертизы практически всех проектов капитального ремонта (кроме обозначенных в Градостроительном кодексе) и необходимости надзора за объектами капремонта госстройнадзором и будет добиваться такого решения, так как практически при всех капремонтах затраги- ваются конструктивные и другие характеристики безопасности и надежности. Иначе чем можно аргументировать принятие решения о проведении капремонта объекта? НП СРО «Сахалинстрой», как уже отмечалось, будет отслеживать качество работ по монтажу СНВФ на Сахалине и помогать правительству области организовать исполнение градостроительного законодательства муниципальными и государственными заказчиками. Тем более что это установленная законом цель саморегулирования. НП СРО «Сахалинстрой» считает своевременным и необходимым принятие некоторых других системных организационных мер правительством области для организации реализации требований градостроительного законодательства при выполнении рассмотренных и других строительных работ, для повышения их качества и своевременного освоения капвложений, а именно: 1. Организовать для муниципальных и госзаказчиков, работников госстройнадзора и госэкспертизы полные курсы по повышению квалификации и изучению методик проведения обследования, проектирования, строительства и эксплуатации СНВФ как новых технически и технологически сложных работ, и мы готовы помочь им в этом. Для этого обучения необходимо приглашать специалистов от авторов систем навесных вентфасадов или из ГУ «ЭНЛАКОМ» при правительстве г. Москвы. Других специалистов для обучения по этой теме нет. Строительные организации должны также подключить к этому обучению своих специалистов и рабочих. 2. Предлагаем, прежде чем выделять финансовые средства социальным заказчикам (школам, объектам соцзащиты, управляющим жилыми домами компаниям, лечебным учреждениям и подобным), чтобы специально назначенные ответственные лица интересовались, понимают ли руководители этих застройщиков, что должны делать, способны ли они эффективно распорядиться этими средствами, имеют ли специалистов или договоры о строительном контроле и др. Эти лица должны нести потом ответственность за качественное и своевременное освоение капвложений. Сегодня во многих случаях подобные застройщики мало представляют, как они должны организовать строительный процесс и что они должны в конечном счете получить от подрядчиков. Четкой системы работы с подобными застройщиками, по нашему мнению, нет ни в городе, ни в области. 3. При периодических объездах губернатором области или мэром Южно-Сахалинска строительных объектов в городе и в области просим приглашать руководителей некоммерческих партнерств (НП СРО «Сахалин-строй» и НП «ССК»), как законных представителей строительного сообщества области, а также руководителей ОАО «Институт «Сахалин-гражданпроект», как представителей ведущей проектной организации, для получения дополнительной объективной информации и выработки с нами необходимых решений на месте. Надеемся, что губернатор и мэр города нам в этом не откажут, они должны быть реально заинтересованы в нашем присутствии при посещении строек и при обсуждении планов строительных работ. Мы будем ждать от них приглашения на участие в объездах строек и городов. Строители ожидают скорейшего согласования министром строительства и выпуска территориального нормативного документа с рекомендациями по проектированию, строительству и эксплуатации систем навесных вентилируемых фасадов на территории области, которые будут обязательными для муниципальных и государственных заказчиков. Данный документ разработан специалистами НП СРО «Сахалин-строй» и ОАО «Институт «Сахалингражданпроект» на базе подобных документов г. Москвы, Новосибирской и Свердловской областей, обязательных к исполнению авторами систем навесных вентилируемых фасадов, и передан в министерство строительства области. В ближайшее время, в любом случае в этом году, мы надеемся на рассмотрение и выпуск министерством строительства целого ряда других подобных, необходимых для проектировщиков и строителей, территориальных нормативных документов. Проекты или аналоги их, принятые другими регионами, мы готовы передать в министерство строительства на этой неделе. 11 августа мы их представили на совещании при мэре Южно-Сахалинска для будущего формирования заказов и выполнения работ в городе всеми муниципальными заказчиками осознанно и по нормативным, обязательным для исполнения, рекомендациям. Необходимую помощь по разным и необходимым направлениям мы будем оказывать министерству строительства и в дальнейшем. Пресс-центр НП СРО «Сахалинстрой».

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ