Четверг, 2 мая, 2024

Парень и ее ножи

Это необыкновенное ремесло вполне могло кануть в вечную мерзлоту, как и множество иных завоеваний прошлого. От столь печальной, но, увы, привычной судьбы его спасли энтузиасты. И сейчас, в начале двадцать первого века, достояние семнадцатого живет богатой, полнокровной жизнью. В чем могли убедиться посетители выставки произведений участников творческой мастерской Владимира Сушко (Петропавловск-Камчатский). Она открылась в областном художественном музее в рамках работы очередного заседания Российско-Американского Тихоокеанского партнерства в Южно-Сахалинске.
Двадцать лет своей жизни вертолетчик Владимир Сушко отдал небу Камчатки. Парил и над отдаленным северным селением Паренью на берегу Пенжинской губы, кузнецы которого с XVII  века ковали клинки для ножей. Слава о паренских ножах, на диво острых и удобных для всякого дела оленеводу и охотнику,  разлетелась далеко за пределы Российской империи. Они не зазубривались и легко точились, этими ножами делали все – сдирали шкуры зверей, срезали траву, стригли волосы, вырезали посуду и даже рубили гвозди. Но потом секреты паренских кузнецов были практически утрачены. По крупицам  Владимиру Сушко удалось воссоздать старинную технологию полухолодной ковки. Бережно сохранив традиции, он продвинулся дальше, создав уникальный стиль – стиль Сушко. И сегодня паренские ножи вернули себе международное признание. Работы
В. Сушко, единственного на Дальнем Востоке члена Союза оружейников России, украшают Оружейную палату и Лувр.
Паренские кузнецы были одновременно и прекрасными резчиками, украшая узорами и лезвие, и рукоять. Потому каждый нож выходил подлинным произведением искусства. И тогда, и сейчас. Разница лишь в том, что в этом чисто мужском занятии мастеров потеснили женщины. Точнее, женщина. Авторские ножи Владимира Константиновича  – результат семейного сотворчества. Рукояти его изделий из моржового клыка, капа, кожи отделаны искусной гравировкой или резьбой, выполненными его дочерью Анастасией.
А мастерская В. Сушко на Полевой улице в Петропавловске-Камчатском  стала настоящим заповедником ярких индивидуальностей. На выставке представлено искусство резьбы по кости и дереву и его учеников, коллег. Для создания композиций мастера применяют традиционные северные материалы – моржовый клык, рог оленя, лося, барана. Используют и эксклюзив – позвонки кита, кости коровы Стеллера.  В руках мастеров Виталия Лотарева, Равиля Файзулина, Влада Коеркова, Артема Колегова, Нины Мейныринтыной они превращаются в подлинные шедевры на северные мотивы.
Жаль, что увидеть  их смогут немногие: пребывание выставки ограничено всего тремя днями. А между тем интерес к культурным прорывам далеких близких соседей огромен, причем обоюдный. Сам Владимир Константинович прямо у стендов с экспонатами увлеченно делился тайнами паренского кузнечного дела с заинтересованными сахалинцами.  Как и всех больших мастеров, его заботит вопрос преемственности традиций –  дабы не прервалась связь времен. И поэтому в настоящее время в Петропавловске-Камчатском растет бревенчатый Город мастеров, строящийся в традициях русского зодчества. Оружейных дел мастер Владимир Сушко со товарищи создает универсальный культурный центр. Будут там кузница, мастерские, школа, конечно же, музей народных промыслов (хотя  формирование его коллекции представляется небеспроблемным –  потому что создаваемые работы из рук мастеров уходят, что называется, «влет»). По завершении строительства Город мастеров будет не только содействовать развитию национальных ремесел, но и  составит еще одну туристическую достопримечательность Камчатского полуострова. Каждому бы городу такой Город.
И. Сидорова.
Фото автора.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ