Суббота, 27 апреля, 2024

Работа без стимула

Как известно, наша область (в числе немногих регионов) с 1 января 2008 г. перешла на отраслевые условия оплаты труда работников бюджетных учреждений. Главная цель данного перехода – повышение гарантированного уровня зарплаты бюджетников. Достигнуты ли эти цели? Об этом, в частности, шла речь на состоявшемся 24 ноября заседании администрации области. Начальник управления по труду области М. Шмелева ознакомила собравшихся с результатами проверок, проведенных в муниципальном образовании «Макаровский городской округ». Именно из этого района, отметила она, поступило наибольшее количество обращений граждан, связанных как раз с оплатой труда. А ошибки и просчеты, выявленные в ходе проверок, присущи и другим муниципальным образованиям. Итак, несколько примеров из жизни макаровских бюджетников. Рост утвержденного на 2008 г. фонда оплаты труда по отраслям и муниципальным учреждениям позволил увеличить среднюю зарплату в следующих размерах: в общеобразовательных школах – до 14830 руб.; детских садах – до 11985 руб.; учреждениях здравоохранения – до 14022 руб. и так далее. Зарплата работников на 1 ставку по состоянию на 1 октября 2008 г. составила: учителя – 19 – 20 тыс. руб. (с ростом к декабрю 2007 г. до 15 проц.), воспитателя – 13 – 15 тыс. руб. (рост до 10 проц.), врача – 16 – 20 тыс. руб. (рост 20 – 25 проц.), среднего медперсонала – 10 – 14 тыс. руб. (рост 9 – 11 проц.), санитарки – до 9 тыс. руб. (рост 50 – 60 проц.). Однако во всех учреждениях района фонд оплаты труда расходовался с экономией, поскольку длительное время не принимались соответствующие положения о материальных стимулирующих выплатах, а в итоге многие работники просто-напросто «недополучали» зарплату. Кроме того, оклады и должностные оклады по многим общеотраслевым профессиям и должностям были установлены в одинаковом размере – независимо от уровня образования, стажа работы, что противоречит требованиям тарифно-квалификационных справочников. Минимальный должностной оклад младшего воспитателя оказался… ниже минимальной тарифной ставки рабочего I разряда и составил 1900 – 2580 руб.; нижние пределы диапазонов должностных окладов по общеотраслевым должностям занижены на 10 – 30 проц., что усугубляет и без того не шибко благостное материальное положение работников детских дошкольных учреждений. Сегодня, по словам М. Шмелевой, на местах не проанализировано распределение средств, направляемых на материальное стимулирование, в том числе и за счет вакансий. Причем на увеличение минимального уровня оплаты труда должны направляться не только бюджетные деньги, но и средства, полученные от предпринимательской или иной приносящей доход деятельности. Но на деле этого не происходит, эти средства распределяются только между работниками, оказывающими платные услуги. А это, как правило, специалисты, служащие, управленческий персонал. Что касается оплаты труда муниципальных служащих и работников администрации МО «Макаровский городской округ», то здесь в ходе проверок выявлено следующее. Порядок оплаты их труда был установлен соответствующим положением, утвержденным решением местного Собрания. Однако в нарушение этого положения, устанавливающего ежемесячное денежное поощрение главе городского округа в размере 3,1 должностного оклада, с января по июль 2008 г. эта выплата производилась в размере 5 должностных окладов. Отдельным муниципальным служащим регулярно производились дополнительные выплаты за сверхурочную работу, хотя им установлен дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день и в максимальном размере выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы. Начальнику отдела образования вместо установленной положением об оплате труда ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере 120 – 150 проц. производилась доплата в размере 380 проц. должностного оклада за «увеличение объема трудовых функций». Подобные факты, отмечалось на заседании администрации области, имеют место быть и в других муниципальных образованиях. Например, велик разрыв в ежемесячной заработной плате главных врачей райбольниц – где-то суммы «зашкаливают» за 130 тыс. руб., а где-то колеблются пределах 30 – 40 тыс. руб. Есть жалобы и от работников культуры, поскольку в этой сфере не проработано положение о системе оплаты труда в части стимулирующих материальных выплат. Словом, переход на новую систему оплаты труда вроде бы и совершен, но существующий механизм несовершенен. А в итоге нарушаются трудовые права работников, чего быть, конечно же, не должно. Администрации МО «Макаровский городской округ» рекомендовано до 31 декабря текущего года навести порядок в системе оплаты труда работников бюджетных учреждений, а также муниципальных служащих и работников администрации. Думается, к этим рекомендациям нелишне прислушаться и другим муниципалитетам. Л. ПУСТОВАЛОВА.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ