Родину не выбирают

На минувшей неделе коллегия регионального министерства культуры обратилась к вопросу патриотического воспитания граждан и попала под критические стрелы общественности.
Гневные, в чем-то справедливые, а в чем-то спорные отповеди на интернет-форуме сводились к тому, что государство, насквозь пораженное коррупцией, беззаконием, бездуховностью, живущее по двойным стандартам, в последнее время особенно активно требует от своих граждан высокого патриотического сознания, любви и верности к Отечеству, готовности жертвовать собой, защищая его. Но можно ли воспитать любовь к такому государству или все же надо отделить от него близкое сердцу каждого понятие Родина? – задавались вопросом форумчане.
Абсурдно, но факт остается фактом: в России и в сфере патриотического воспитания выстраивается жесткая вертикаль. Сформированы такие федеральные структуры, как «Роспатриот-центр» и «Роспатриот», которые ставят своей целью (ни больше ни меньше) «учить подрастающее поколение, как нужно любить Родину». Вероятно, в угоду этой сверхидее известным певцам недавно позволили на свой лад (хорошо еще, что не в стиле «рэп»!) перепевать государственный гимн России, прежде звучавший только в эталонном воспроизведении. Учреждена медаль «Патриот России». Интересно, есть ли ей аналоги в мире? И хотя медалью награждаются люди достойные, но где то мерило, которым оценивают их любовь к Родине? Ведь не дают же награды «За любовь к матери».
В администрации президента РФ создано новое управление по общественным проектам патриотической направленности, призванное совершенствовать политику государства в этой сфере и даже сделать ее приоритетной. В. Путин на этот счет высказался очень определенно: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре…».
Эта цитата стала эпиграфом к докладу министра культуры Ирины Гонюковой на коллегии. Ведь областное министерство культуры – одно из звеньев вышеназванной вертикали. У него тоже есть основные ориентиры в сфере патриотического воспитания граждан, определенные государственной, федеральной и областной целевыми программами.  К тому же сегодня эту  работу сахалинских коллег министерство культуры России оценивает по четырем критериям и двенадцати показателям.
Вряд ли стоит окарикатуривать  областное министерство в его попытке оценить опыт и перспективы работы учреждений культуры в этом направлении. Его специалисты не хуже граждан понимают, что любовь к Родине никакими директивами, инновационными механизмами и мероприятиями сиюминутно не воспитывается. Это слишком тонкая духовная материя, которая создается каждой личностью всю жизнь и всею жизнью.
Но менять жизнь людей и страны к лучшему, создавать нормальные условия для труда и творчества, приобщать к историческому наследию и многообразию культур, сохранению народных традиций – это ли не главное? На этих направлениях на Сахалине и Курилах сегодня работает большой отряд работников Домов культуры, библиотек, музеев, творческих коллективов, центров народного творчества, кинодосуговых учреждений, театров, учреждений дополнительного образования детей. И, надо сказать,  весьма результативно – о творческих достижениях сахалинцев в разных сферах деятельности знают не только в регионе, на Дальнем Востоке, но и в центре России и других странах. Островитяне прославляют свой край и личным примером, наверное, даже не задумываясь о высоком, дарят людям  светлое чувство любви к Родине.
Конечно, в любой работе есть   недостатки  и точки роста, нерешенные проблемы и новые задачи. Не случайно свой доклад министр И. Гонюкова назвала установочным, а для проведения коллегии выбрала форму круглого стола и свободного микрофона. Это позволило услышать мнение и предложения специалистов из Смирныховского, Поронайского, Ногликского и других районов. Они касались развития различных направлений патриотического воспитания, в том числе историко-патриотического. Ведь в регионе  в 2015 году будут отмечаться две важные даты: 70-летие Победы в Великой Отечественной войне и 70-летие освобождения Южного-Сахалина и Курильских островов от японских милитаристов.
Вполне логично, на коллегии шла речь об объединении усилий органов государственной власти, местного самоуправления, образовательных учреждений и учреждений культуры, общественных организаций, семьи, трудовых и иных коллективов, творческих союзов. Предлагается осуществить 60 проектов  для  100- тысячной разновозрастной  аудитории и при этом разнообразить формы и методы работы, взяв на вооружение лучший опыт учреждений культуры области.
Станет ли патриотическое воспитание осознанной необходимостью  или  ложной, пафосной и во многом формальной заботой о духовном состоянии общества – зависит не только от управленцев, но и от каждого из нас. Ведь утопично ждать, пока жизнь в стране станет справедливой и появится искренний повод для любви к государству. Родину, как и мать, не выбирают. И потому, как говорилось на коллегии, надо сохранять и преумножать систему ценностей, не бездействовать, пока есть хранители и преемники исторической и культурной памяти народа. А еще помнить – ответственность за будущее страны на каждом из нас.
Л. Степанец.