Воскресенье, 28 апреля, 2024

Следователи пытаются разгадать тайну «Кольской»

Весьма напряженным выдался 2011 год для сотрудников Сахалинского следственного отдела на транспорте Дальневосточного СУ на транспорте СК РФ. В производстве находилось около сорока уголовных дел разной категории, в их числе есть и такие громкие, как гибель буровой платформы «Кольская». По просьбе редакции руководитель отдела

Д. ХАЙБРИЕВ рассказал подробнее о ходе расследования этого уголовного дела и в целом об итогах прошедшего года.

– Дмитрий Фаритович, наших читателей интересует, на какой стадии находится расследование уголовного дела по «Кольской».

– Впереди еще большая работа. На сегодня допрошены выжившие в той катастрофе, изъят судовой журнал, в котором отражена вся жизнедеятельность платформы. Допрошены члены экипажей буксировочных судов. В Мурманске допрошен руководящий состав компании-владельца платформы «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР), проведены обыски, изъяты документы, характеризующие техническое состояние платформы, а также действия штаба, когда возникла ЧС на море, изъята переписка с буровой и другое.

Дальнейшие действия будут во многом зависеть от заключения Ространснадзора, расследующего данный аварийный случай параллельно с нами. Оно должно поступить в течение месяца. После получения заключения будет назначен ряд комплексных экспертиз, в том числе судоводительская и инженерно-техническая.

12 января я направил руководителю АМНГР письмо, в котором говорится о необходимости изыскать возможности для обследования «Кольской» с помощью батискафа. Специалисты уверяют, что такая техника, способная работать на глубинах свыше километра, имеется и использовать ее реально. В данном случае обследование поможет дать ответы на некоторые принципиально важные вопросы о наличии повреждений на корпусе и об их характере.

Есть основания полагать, что часть людей осталась внутри «Кольской». Об этом, в частности, говорят выжившие члены экипажа. Увы, если такое предположение верно, едва ли получится  достать тела с глубины свыше километра.

Известно, что затонувшие «Булгарию», «Курск» поднимали с меньших глубин. Следствию важно установить причину происшедшего. Откуда взялась в большом количестве вода в носовых танках установки? Просочилась сквозь воздушные «гуськи»? Специалисты  очень сильно в этом сомневаются. Известно, что до перехода буровой из Магадана к Камчатке, а позже – к Сахалину в порту Магадана на буровой  проводились ремонтные работы. Ждем заключения по остойчивости «Кольской» из московского НИИ.

12 января состоялись переговоры с Дальневосточной ассоциацией морских капитанов. Это весьма компетентная организация, и она готова оказать содействие в проведении экспертиз. Кроме того, помощь окажут  специалисты из Дальневосточного морского госуниверситета им. Невельского и специалисты в области эксплуатации и обслуживания буровых установок.   Окончательные выводы делать рано, но могу заверить, что вся вина за происшедшее не будет списана на погибших или пропавших без вести.

– 53 погибших и пропавших без вести… Страшная цифра. А ведь этих жертв могло и не быть…

– Год вообще выдался «урожайным» на ЧП на море с человеческими жертвами. Вспомните январь 2011-го, когда в Татарском проливе затонуло судно «Партнер», или относительно недавнюю историю в декабре, когда затонуло судно «Гинга», тела троих погибших членов экипажа нашли, еще пятерых – пока нет. К слову, мы для себя не разделяем  – браконьерское судно погибло или нет. Во главе угла вопрос о безопасности на море. «Кольская», к примеру, шла под российским флагом, судовладелец – солидная отечественная компания, а итог? Жертв в результате трагедии больше, чем у всех браконьеров вместе взятых. Такие шхуны, как  «Партнер», «Гинга», как правило, не обеспечены средствами спасения, либо они в нерабочем состоянии. Браконьеры сами не позиционируются в системе спутникового мониторинга, поэтому, случись ЧП, нет возможности их оперативно спасать.

Статистика показывает, что именно на море чаще всего происходят разные ЧП. Отсюда и приоритеты в работе нашего отдела во взаимодействии с транспортной прокуратурой. Расследовано и направлено в суд уголовное дело, возбужденное по факту оказания услуг, не отвечающих требованиям по безопасности морских перевозок на Курилах. В июле 2011 года пассажиров, прибывших на теплоходе «Игорь Фархутдинов» в портпункт Южно-Курильск, доставляли на берег самоходным плашкоутом с вопиющими нарушениями  правил безопасности. Вместо 20 человек (с учетом членов экипажа) перевозили 35 пассажиров. При этом на судне не хватало на всех средств безопасности. До трагедии при таких условиях – один шаг. Суд установит степень вины капитана.

В наступившем году запланированы  совместные с транспортной прокуратурой и полицией проверки по всем портам области, они нацелены на предупреждение  возможных ЧП с человеческими жертвами.

– Как обстоят дела на других видах транспорта?

– Наша область островная, ее жизнедеятельность во многом зависит от работы транспорта. Авиационный, как показывает анализ, причиняет нам меньше всего хлопот, во всяком случае, до уголовно наказуемых деяний не доходило.  В сферу действия отдела автотранспорт и трубопроводный транспорт пока не входят. На железной дороге проблемы случаются.

Например, в мае 2011 года в Смирныховском районе на подъездном пути предприятия сошли с рельсов и перевернулись три цистерны с топливом. Чудом обошлось без человеческих жертв. Эту железнодорожную ветку арендует компания «Восточный путь». Уголовное дело было возбуждено в отношении ее руководительницы по факту нарушения правил эксплуатации железнодорожного транспорта с причинением крупного ущерба – ч.1 ст. 263 УК РФ. 11 января 2012 года суд признал женщину-руководителя виновной и назначил ей штраф в размере 100 тыс. рублей. Получается, компания получала прибыль от эксплуатации ветки, но средств на поддержание ее в нормальном состоянии  практически не вкладывала – вот и результат. Между прочим, рядом с тем местом протекает нерестовая речка, и хорошо еще, что нефтепродукты протекли из одной цистерны. Материалы, касающиеся экологии, были выделены и направлены в Росприроднадзор и органы внутренних дел.

– Как известно, следственные органы уделяют особое внимание расследованию уголовных дел прошлых лет. Что-то удается сдвинуть с мертвой точки?

– Летом 2010 года два сотрудника транспортной милиции, теперь уже, разумеется, бывших, устроили самосуд с избиением «подозреваемых» в совершении грабежа. Один их знакомый, 25-летний житель областного центра, заподозрил человека в том, что тот ограбил его знакомую. Эти трое учинили розыск, при этом избили и стращали выстрелами из травматического оружия товарища «подозреваемого». Заставили залезть в багажник машины,  отвезли «на опознание» к ограбленной девушке. Та нападавшего не признала, мужчине удалось сбежать от похитителей. Уголовное дело было возбуждено по факту незаконного лишения свободы человека группой лиц по предварительному сговору с применением оружия (ч. 2 ст. 127 УК РФ). Дело расследовано, направлено в суд, сейчас один из участников, тот самый 25-летний зачинщик, приговорен к лишению свободы условно, второй подался в бега и находится в федеральном розыске. В отношении третьего уголовное преследование было прекращено за примирением сторон.

– В числе прочих приоритетов в работе следственных органов борьба с коррупционными проявлениями, не так ли?

 – Есть примеры и на эту тему. Недавно суд приговорил по совокупности преступлений гражданина, пытавшегося дать взятку сотруднику транспортной полиции в Корсакове, к пяти годам лишения свободы и к штрафу на сумму более 1 млн. рублей. Гражданина задержали по подозрению в сбыте наркотиков. Выяснилось, что он совсем недавно был осужден условно к лишению свободы за аналогичное преступление.  Светил реальный «срок», вот он и попытался откупиться. Номер не прошел.

Впрочем, в 2011 году поступил ряд сообщений о фактах вымогательства взяток должностными лицами. Сейчас проводятся проверки.

Я. САФОНОВ.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ