Воскресенье, 28 апреля, 2024

Суды – под контроль общества

Важным атрибутом правового государства является независимый, свободный от политической и идеологической предубежденности суд, выступающий гарантом законности и справедливости. Но несмотря на то, что за последние годы государством принимались меры по укреплению независимости судей, сложившаяся в стране практика свидетельствует о наличии реальной зависимости конкретного судьи от местной власти и вышестоящего судебного начальства.

В условиях корпоративности судейского сообщества, реальной зависимости от властных структур необходим действенный и объективный общественный контроль за отбором кандидатов на должность судей и за процедурой привлечения судей к ответственности. Ключевое звено этой системы – квалификационные коллегии судей субъектов РФ (ККС).

Этот институт представителей общественности был введен в 2002 году. Закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», установив статус ККС, наделил их широкими полномочиями в отношении судей в части назначения, оценки профессиональной деятельности и наложения взысканий.

С целью обеспечения независимости и открытости для общественности ККС законодатель предусмотрел включение в состав этих коллегий представителей общественности – лиц, не наделенных государственно-властными полномочиями, не выполняющих функции представителей органов государственной власти. Тем самым предполагалось, что общественность будет иметь возможность своего рода контроля за деятельностью судебной системы, влиять на качество отбора судей, способствовать повышению доверия к суду за счет избавления от судей, умаляющих авторитет судебной власти.

ККС – единственный орган, который может привлечь судью к дисциплинарной ответственности вплоть до прекращения полномочий. Данные коллегии объявляют конкурсы на замещение вакантных должностей судей, рассматривают заявления всех претендентов. Без заключения ККС президент РФ судей не назначает.

В составе ККС Сахалинской области 21 человек, в том числе судьи всех видов судов (общей юрисдикции, арбитражного и т. д.). В соответствии с законодательством для усиления контроля общества за деятельностью судей треть от общего состава ККС выдвигается общественными организациями и назначается областной Думой. Требования к кандидатам очень высокие. Возраст от 35 лет, высшее юридическое образование, запрет быть руководителем предприятия, адвокатом, конкурсным или арбитражным управляющим и т. д.

С 2002 г. смена представителей общественности в ККС области прошла уже трижды. На днях завершилось формирование ее состава. На 7 мест от представителей общественности претендовало 13 кандидатов.

И тут возникает вопрос: а насколько ответственно члены ККС исполняют свою миссию? Ведь можно быть принципиальным, свято оберегая честь суда и его реальную независимость, а можно – и соглашателем, не реагируя на допускаемые отдельными судьями нарушения. А ведь решения судей сказываются на судьбах без преувеличения десятков тысяч людей. Только за 2010 г. судами области было рассмотрено более 30 тыс. дел! Вот почему эффективная работа ККС очень важна.

Для того чтобы продолжить начатую в 90-х годах судебную реформу, общественности важно знать, как работают ее представители в ККС. Это проблема всего общества, всей страны, всех правозащитных организаций.

Старейшая из них в нашей стране – Московская Хельсинкская группа. Именно она инициировала проект под названием «Совершенствование общественного контроля правосудия путем повышения эффективности деятельности представителей общественности в квалификационных коллегиях судей».

Данный проект получил поддержку совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Вот цитата из письма советника президента РФ, председателя этого совета М. Федотова, адресованного председателю Московской Хельсинкской группы, члену совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Л. Алексеевой. «Считаем заявленные проектом цели очень актуальными и отвечающими сегодняшним потребностям гражданского общества в России, и в первую очередь повышению доверия россиян к национальным судам. Проведение во всех федеральных округах России предусмотренных в проекте мониторинговых исследований по единой методологии позволит дать оценку деятельности представителей общественности в органах судейского сообщества как формы реализации гражданского контроля, направленного на повышение независимости и эффективности правосудия, как основных гарантий реализации прав человека на справедливое судебное разбирательство».

В рамках проекта намечено в течение полугода провести опрос судей, руководителей судов, представителей общественности в ККС, адвокатов, депутатов, представителей юридического, научного сообществ и СМИ, активистов гражданского общества и проанализировать практику работы квалификационных коллегий судей субъектов РФ. По результатам проекта совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, независимый экспертно-правовой совет совместно с президиумом совета судей РФ подготовят предложения администрации президента и законодателям о мерах по повышению общественного контроля за деятельностью судей.

Осуществляется проект на средства президентского гранта для некоммерческих организаций, в нем участвует всего 12 человек. По Дальневосточному федеральному округу эта работа поручена председателю Сахалинского правозащитного центра, члену совета федерального движения «За права человека» М. Куперману, который обращается к жителям островов с просьбой высказать свое мнение об эффективности деятельности квалификационной коллегии судей в Сахалинской области. Почтовый адрес: 693000, г. Южно-Сахалинск, а/я 17. Тел./факс 43-16-00.

Л. ПУСТОВАЛОВА.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ