Суббота, 27 апреля, 2024

Тайна Чертова хребта

Безымянную могилу героя спасения челюскинцев нашли в Хабаровском крае

На окраине п. Лазарев Николаевского района Хабаровского края на могильном бугре с бурьяном стоит покосившийся столбик. Здесь похоронен герой спасения челюскинцев – летчик-ас СССР Александр Светогоров. В этом уверен местный житель Иван Шило, который разыскал могилу летчика спустя 80 лет после авиакатастрофы. 
К месту аварии пассажирского гидросамолета «Савойя С.55», командиром которого и был Светогоров, совершено семь поисковых экспедиций, в том числе экспедиции НКВД и крайпрокуратуры. Но кроме изъятия одного миллиона рублей советских денег еще в далеком 1936-м, которые самолет вез с Сахалина в Хабаровск, ничего не тронули. Пассажиры – 9 человек, в том числе ребенок, и 3 члена экипажа – всего получается 12 человек – погибли в том рейсе 26 июня 1935 года на злополучном Чертовом хребте, постоянно закрытом туманом, что в 100 км от п. Лазарев. 
Никого из них не хоронили больше полувека. Ходили по костям, записывали, фотографировали, фиксировали и уходили. Лишь в июне 2006 года, когда на след от аварии наткнулись снова лесорубы, в поход пошли глава администрации п. Лазарев Владимир Сергеев, начальник территориального пункта милиции Тимур Васельков и с ними еще несколько сотрудников. Они и собрали останки. Набрали мешок для экспертизы. Но провести ее почему-то так и не смогли. 
Как рассказывает ныне уже председатель Совета депутатов с. Восточное Хабаровского района Владимир Сергеев, «никто нашей находкой тогда не заинтересовался, хотя каждая служба, в том числе и милиция, была оповещена по всем инстанциям». 
– Собирался было сам тогдашний глава Николаевского района Валерий Долматов на вертолете прилететь, а как узнал, что до места авиакатастрофы надо два часа подниматься в крутую гору, то весь интерес и пропал, – вспоминает  Сергеев. – СМИ попиарились на этой находке и тоже успокоились. Родственники не откликнулись, экспертизу, в том числе и генетическую, отложили. Потом «завертелись» по работе и забыли… 
Останки с места аварии как безымянные захоронили лишь в 2009 году на местном кладбище в п. Лазарев. Хоронил их Александр Лещина – отец главы поселка, который к тому времени перебрался поближе к Хабаровску. 
Александр Лещина говорит, что вместе с костями в захоронение положили два кожаных плаща, видно, сотрудников НКВД, и шлемофоны. Воткнули столб. Никаких надписей там нет. 
Вот так и закончилась бы эта печальная история пассажиров самолета «Савойя С.55» (известных, кстати, как и экипаж, поименно!), а также забытого участника операции спасения челюскинцев – летчика Александра Светогорова, командира «Савойя С.55», если бы не Иван Шило. 
Он написал письмо нам в редакцию, а также на имя Геннадия Басюка, председателя общественного совета по сохранению исторического наследия, пропаганды и популяризации малоизвестных исторических событий, связанных с обороной тихоокеанских рубежей российского Дальнего Востока.
Пенсионер Шило пишет, что могила находится в запустении, а той историей с самолетом «Савойя С.55» больше так никто и не интересовался. Правда, ходили туда, на гору, металлисты с ближайшего с. Нигирь Николаевского района и взяли что можно было. Сам же Шило с сыновьями тоже побывал на горе и фактически спас два самолетных двигателя «Изотта-Фраскини Ассо» («Isotta-Fraschini Asso 750») итальянского производства, ведь сам самолет «Савойя С.55» тоже был иностранным – куплен СССР за золото в Италии еще в 1933-м. Шило силовые установки неимоверным образом снял с горы (использовал трелевщик-тягач и грузовик) и вывез в Комсомольск-на-Амуре. Сейчас они находятся на ответственном хранении, сообщает сайт Дебри-ДВ.
P. S.
Известно, что среди пассажиров рейса были:
– директор Тымовской (Рыковской) МТС (машинно-тракторная станция в селе Воскресеновка Тымовского района Сахалинской области – колхоз им. Сталина) Антон Васильевич Шереметьев,
– бухгалтер Тымовской МТС Степан Щетинин,
– механик Тымовской МТС Бараксин,
– его жена Ильинская с ребенком,
– бухгалтер «Сахлестреста» Грановский,
– супруга сотрудника областного земельного управления Докучаева,
– инструкторы отдела Объединенного государственного политического управление (АУР ОГПУ-НКВД) СССР Корнышен и Меднис.
Родственников пассажиров самолета «Савойя С.55», разбившегося 26 июня 1935 года, просят откликнуться. Информацию можно направлять по адресу: 680000, Хабаровск, ул. Запарина, 87-61, Басюку Геннадию Александровичу, или по электронному адресу:
tok-xa5@yandex.ru

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ