Вторник, 7 мая, 2024

Тайна «Савойи-55»

Находка в тайге
Настоящее расследование обстоятельств авиакатастрофы, случившейся в 1935 году, провела недавно хабаровская краевая газета «Тихоокеанская звезда». Все началось с того, что в начале нынешнего июля примерно в 100 километрах от поселка Лазарева (по ту сторону пролива Невельского) лесорубы случайно обнаружили останки самолета. О странной находке они в тот же день известили местную администрацию. Была сформирована экспедиция с участием главы поселка, милиции, последнюю часть пути пришлось продвигаться по труднопроходимой тайге.
Чтобы не осложнять дальнейшую работу экспертов (историков, летчиков, военных), участники экспедиции старались ничего не трогать. Но даже чисто визуально было понятно, что самолет довоенный: некоторые его конструкции еще деревянные. Тем не менее самолет мощный, поскольку имеет  два многоцилиндровых двигателя. Рядом обнаружилось восемь баков из-под горючего, как потом оказалось, по 315 литров каждый.
Возле обломков нашли часть летной куртки, ботинок 36 размера, часть человеческого черепа, кости, несколько монеток 1929 и 1931 годов выпуска. Так как на куске крыла читалась надпись «Марчинетти», можно было предположить, что самолет построен в Италии…
У тех, кто подключился к разгадыванию тайны авиакатастрофы, сразу появилась версия о том, что случилась она в 30-х годах прошлого столетия. Тогда в сложных условиях Дальнего Востока работало шесть итальянских гидросамолетов типа «Савойя-55». А глава администрации поселка выяснил, что в 1935 году не вышел на связь самолет, летевший из Александровска-Сахалинского в Хабаровск, который впоследствии так и не был найден.
О том, что послужило причиной падения обнаруженного летательного аппарата, догадаться было нетрудно. Он лежал у подножия крутой сопки, вершину которой практически невозможно заметить при низкой облачности или тумане.
Засекретили
Затем у хабаровчан возникла мысль покопаться в архиве собственной газеты за 1935 год. Может быть, там найдется что-либо любопытное? И в самом деле, всю первую июльскую декаду тогдашние журналисты подробно освещали ход поисков самолета Александра Святогорова, летевшего с Сахалина в Хабаровск. В частности, были озвучены фамилии тех, кто находился на борту (три члена экипажа и девять пассажиров). Помимо А. Святогорова это радист Ефремов, бортмеханик Стыченко, директор Тымовской машинно-тракторной станции (МТС) Шереметьев, бухгалтер МТС  Щетинин, механик МТС Бараксин с женой Ильинской и ребенком, главный бухгалтер Сахлестреста Грановский, жена сотрудника облзу Докучева, инструкторы отдела АУРа Корнышев и Меднис.
Как видим, пассажиры большей частью не рядовые – «верхушка» Тымовской МТС. Надо сказать, что Тымовский в советские годы был крупным сельскохозяйственным районом. Именно там появилась первая на Сахалине МТС, которая снабжала техникой и специалистами  все колхозы и совхозы области. Руководители МТС по тем временам считались большими начальниками. Они летели  на совещание в столицу края (Сахалин тогда административно подчинялся Хабаровску), везли с собой важные документы и крупную сумму денег.
Самолет вылетел из Александровска-Сахалинского 26 июня в 10 час. 40 мин. Радист держал связь с землей, принимая сводки о погоде. Спустя час полета с борта «Савойи-55» последовало сообщение, что из-за плохой погоды они не могут сориентироваться, где летят, и просят следить за ними с земли. Последнюю сводку о погоде на борт передавал Нижне-Тамбовский аэропорт, после чего связь с самолетом была прервана. Оперативные поиски пропавшего самолета осложнялись плохой погодой, штормом. 
Журналисты обо всем этом подробно информировали читателей почти две недели, а потом  вдруг резко прекратили. Почему? Скорее всего дальнейшее  решено было засекретить.
Кроме того, 30-е годы – время повального увлечения советской молодежи авиацией. В стране был культ летчиков. А история с разбившимся самолетом Святогорова явно портила романтический облик отечественной авиации.
Свидетели
событий
Экспертная комиссия, работавшая этим летом, наиболее состоятельной считает версию, что найден действительно самолет Святогорова.
Почти все пассажиры исчезнувшей «Савойи» были уроженцами с.Воскресеновка Тымовского района. Об этом уже нынешним журналистам рассказал историк из Тымовского Константин Иванович Гетта. Кстати, он разыскал 95-летнюю жительницу Воскресеновки Марию Ивановну Черненинову, которая помнит, как летом 1935 года руководство МТС отправилось в Хабаровск по очень важному  делу с отчетом о работе, бухгалтерской документацией и крупной суммой денег. Подтверждала эту информацию и дочь гл. бухгалтера МТС Щетинина – Татьяна Степановна. Люди помнили, как семья Щетинина долго пыталась получить хоть какую-то информацию о пропавшем главе семейства, но все было безрезультатно.    
Воздушный
хулиган
Каким был летчик «Савойи» Александр Святогоров? Оказалось, примечательной личностью.
Удалось найти и поныне живущую в Хабаровске одну из воспитанниц аэроклуба Осоавиахима А.Кирюхину, лично знавшую Святогорова. По ее словам, он был веселым, добрым человеком и отличным летчиком. В небе вытворял чудеса и… хулиганил. Как-то во время полетов над Амуром они с другом так близко свели крылья своих самолетов, что те аж чиркнули. Вообще-то летчикам тогда, по словам Кирюхиной, прощалось даже повреждение техники, если пилот не смог справиться с управлением. Но подобное хулиганство в воздухе –  нет, тем более что оба друга давно были на карандаше у начальства. Поскольку Святогоров служил тогда в гидроотряде Амурской Краснознаменной флотилии, выкрутасы над Амуром закончились судом и несколькими месяцами гауптвахты.
Известность в авиационных кругах (не только на Дальнем Востоке, но и в стране) Святогоров приобрел после того, как по время эпопеи спасения челюскинцев в 1934 году поднял свой самолет в небо прямо со льда, который плотно окружил попавшее в беду судно.
Вообще дальневосточные летчики были асами. По рассказам старейших авиаторов, тогда многие пилоты из центральных районов страны стремились на Дальний Восток за романтикой. Но даже они, опытные вроде бы авиаторы, в наших сложных климатических условиях должны были доказывать свой профессионализм заново, начиная чуть ли не с нуля. Святогоров тоже прибыл на Дальний Восток за романтикой. Он погиб во время крушения «Савойи» всего за несколько дней до своего 26-летия.
Кирюхина вспоминает, что в те годы самолеты падали довольно часто. Но толком их не искали, в частности, потому, что не было необходимой техники. А вот самолет Святогорова, по ее словам, искали несколько лет. Не последнюю роль здесь, видимо, сыграли и личность самого авиатора, и большие деньги на борту самолета.
Где же люди?
Наверное, самой большой тайной «Савойи» стало отсутствие на месте трагедии останков людей. Во всемирной паутине удалось найти версию, которую выдвинул сотрудник интернет-издания «Зеркало недели» В. Логинов. Он познакомился со старым военным летчиком Матвеем Шемяковым, который летал на Дальнем  Востоке. Однажды тот приземлился неподалеку от мыса Лазарева. В этом диком месте экипаж набрел на чум, где абориген встретил их очень недружелюбно. Тем не менее пилоты вошли в чум, и Шемяков заметил там летную сумку-планшет. В ней оказались документы Святогорова. Старика-аборигена прижали, и он рассказал, как много лет назад охотился с другом. Из тайги вышла группа людей. Аборигены приняли их за бандитов и… расстреляли, а планшет забрали с собой. Шемяков взял старика и сдал  потом в «компетентные органы». Там же летчиков предупредили о неразглашении рассказа аборигена.
Сахалинскому историку К. Гетте эта версия не показалась, что называется, из ряда вон, поскольку в те годы через узкий перешеек пролива Невельского между материковским мысом Лазарева и сахалинским Погиби бежало много заключенных. Причем политических в 1935 году было немного, наказание на Сахалине в основном отбывал всякий криминальный  сброд. И, вполне возможно, беглецы изрядно навредили местному населению.
Партийное наказание
Тем временем был послан запрос в Сахалинский госархив. Информация в ответе была скудной. В архиве найдены сведения лишь об одном из пассажиров «Савойи» – директоре МТС Антоне Васильевиче Шереметьеве. Судя по всему, человеком он был принципиальным, ибо за свои выступления на партсобраниях получал выговоры.
Кроме того, в островном архиве переадресовали в архив хабаровский: на Сахалине есть лишь список засекреченной информации июня-июля 1935 года, которая, как правило, хранится в архивах столицы Хабаровского края. И в самом деле, в городе на Амуре удалось найти любопытные партийные документы.
В частности, отчет о краевом совещании директоров МТС, на котором сахалинцы отсутствовали, постановление бюро ВКП(б) о начале поисков пропавшего самолета. Далее бюро решает вопрос «о работниках Тымовской МТС». И лишь в одном документе из сельхозотдела края в Далькрайком есть намек на то, чем вызван кадровый дефицит на Сахалине – гибелью в авиакатастрофе Шереметьева. При назначении других работников Тымовской МТС об авиакатастрофе больше не упоминалось.
Чем закончились поиски «Савойи-55»? Ответ на этот вопрос в партийных документах найти не удалось, а вот причины аварии и виновные в ней партруководством края были отработаны по полной программе.
Осужден посмертно
Специальная комиссия тотально проверила ситуацию с кадрами, материальную часть управления Гражданвоздухофлота (ГВФ),  в итоге вырисовалась удручающая картина. Тот же Святогоров, оказывается, не был аттестован на прежней службе (из-за травмы ноги), медкомиссия запретила ему полеты, однако он работал на ответственной линии. Судя по штатному расписанию, опытных пилотов (во всяком случае, не вчерашних выпускников) набралось лишь 13 человек. В ту пору авиация страны испытывала настоящий кадровый голод, и, видимо, принимая на работу героя-челюскинца, руководство закрыло глаза на некоторые вещи. Святогоров вообще не имел права летать по сложной сахалинской трассе, так как, по официальной справке, «таких полетов не проходил и к полетам в сложных метеоусловиях допущен не был».
Если бы один Святогоров! Выяснилось, что до этих трагических событий вообще ни один пилот ГВФ, летавший на Сахалин и Камчатку, не проходил тренировок в «слепых» полетах. Поэтому и летать не имел права. Лишь после крушения «Савойи-55» официальное разрешение  (по итогам соответствующей подготовки) получили семь пилотов.
Кроме того, оказывается, с новых самолетов снимали радиооборудование («чтоб не трепаться и освободить место для коммерческого груза»).
Такому безалаберному отношению к безопасности полетов были причины. Дело в том, что зарплату в тот год в ГВФ выдавали с большими задержками, работа бесплатной столовой не была приспособлена для питания летного состава, который уже с раннего утра готовился в полет. Как следствие – многие летчики летали голодными, причем некоторые по 6 – 8 часов. Поэтому люди хватались за любую возможность подзаработать на перевозке коммерческих грузов. В самолетах тогда не было ничего, что помогло бы выжить экипажу в случае аварийной посадки в тайге: ни оружия, ни средств связи, в том числе сигнальных. Найти упавший самолет было неимоверно трудно, и «Савойю» Святогорова тогда так и не нашли.
Кроме того, летчики летали без отдыха по нескольку суток. Этому комиссия дала жесткую оценку: «Рвачество и погоня за коммерческой прибылью». Святогоров за половину месяца до катастрофы налетал 75 часов, то есть выполнил месячную норму.
Как уже упоминалось выше, крушение «Савойи» произошло 26 июня. А 24-го он прилетел с Сахалина и по распоряжению начальства через три часа был послан обратно. Погода на трассе оказалась плохая, а потому отсиживался в аэропортах по пути следования и прибыл в Александровск-Сахалинский лишь  26-го утром. Но тут поступила телеграмма, требующая немедленно возвратить «Савойю» в Хабаровск, и Святогоров, не отдохнув, отправился в свой последний полет. Погода на большей части трассы была нелетной.
Поскольку установить, кто же отдал хабаровскому диспетчеру приказ направить телеграмму, комиссии не удалось (а скорее всего это был высокопоставленный чиновник, поэтому его не стали светить), то наказали… начальника Александровск-Сахалинского аэропорта Т. Моничева. Его исключили из партии и отдали под суд.
К партийной ответственности тогда были привлечены многие руководители. Осудили и действия Святогорова.
Пусть будет память
В этом году состоялась и вторая экспедиция. В нее вошел и старший научный сотрудник Хабаровского краевого исторического музея А. Шестаков. Перед экспедицией он постарался найти как можно больше сведений о «Савойе-55», чтобы ее идентифицировать. По словам историка, летчик «Савойи-55» в сильнейшем тумане лишь в последний момент увидел сопку. Он попытался резко набрать высоту, но уже было поздно. Скорость самолета – около 200 км/ч. Даже если пилот сбросил бы ее до 100 км/ч, шансов выжить у людей все равно не оставалось.
Есть информация, что в 1970-х годах уже создавалась экспедиция по поиску самолета Святогорова, так как история о нем передавалась среди авиаторов из уст в уста. «Савойю» якобы обнаружили и тогда же вывезли останки людей. Но, судя по тому, что экспедиция с участием Шестакова нашла останки пяти погибших, сведения об экспедиции 30-летней давности не подтверждаются. Да и никаких документов о ее результатах обнаружить не удалось.
Минувшем же летом нашли бортовой компас, который показал, что самолет летел не тем маршрутом, по которому его искали ранее. Видимо, в тумане Святогоров действительно сбился с пути.
А еще были найдены серебряные швейцарские часы. Судя по тому, что пассажиры в массе своей были не бедными, это объяснимо. Шестаков планирует отремонтировать находка и поместить в своем музее. Кроме того, собирается связаться с музеем гражданской авиации. Если их заинтересуют обломки «Савойи», то можно будет воссоздать уникальный летательный аппарат, некоторые его части хорошо сохранились.
Если найдутся потомки погибших в авиакатастрофе, то администрация Николаевского района готова передать им останки родственников для захоронения. Если же родственники не обнаружатся, то могилу и обелиск сделают в месте падения «Савойи».
Хабаровские коллеги попросили поведать о своем расследовании сахалинцам. Возможно, отыщутся родственники тех, кто летел последним рейсом «Савойи» Святогорова. А может быть, кто-то владеет информацией, которая дополнит уже имеющиеся сведения о трагических событиях лета 1935 года.
О. АТАЧКИНА.
Фоторепродукция из архива Ю. Трифонова.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ