Суббота, 4 мая, 2024

Точка роста: «Эврика» – трамплин для дарований

На занятиях по ботанике.

Для 64-х старшеклассников области самыми яркими событиями нынешнего лета стали дни, проведенные в Томари, в очно-заочной школе для одаренных детей «Эврика».

Три недели, чередуя учебу и отдых, они осваивали два блока смежных наук: физику – математику и химию – биологию. И это им было в удовольствие, хотя по уровню сложности материал выходил за рамки школьной программы.

В конце смены результаты предметных олимпиад показали: новые темы усвоены. Победители (а такие были в каждом 9 – 11-м классе) получили не только медали, но и замечательные подарки компании «Эксон Нефтегаз Лимитед», оператора проекта «Сахалин-1», который поддерживает школу для одаренных детей с 2011 года: телескопы, наборы «Юный химик», «Юный физик», а также цифровые микроскопы с препаратами к ним.

Ребята радостно встретили известие, что ежегодно в «Эврике» будет не одна, а три сессии. Специалисты регионального министерства образования и областного института развития образования (ИРОСО), изучив всероссийский опыт работы с одаренными детьми, сделали выбор в пользу более эффективной системы. Пройдя за три года через девять таких сессий, учащиеся получат хорошую довузовскую подготовку, подтвержденную сертификатом.

Руководил «Эврикой»-2016 директор  томаринской средней школы № 2 Виталий Ледан. Занятия с ребятами вели девять преподавателей, в том числе кандидаты наук из Новосибирского, Саранского, Дальневосточного и Сахалинского государственных университетов.

– Одиннадцатиклассников, выбравших точные науки, они «погружали» в предмет, – рассказала начальник отдела по работе с одаренными детьми областного института развития образования Светлана Петрова. – Первую половину сессии учащиеся изучали одну дисциплину (к примеру, математику) с одним преподавателем. А в остальные дни углублялись в другой предмет (например, физику) с другим педагогом. Он же занимался с ребятами проектно-исследовательской деятельностью, вел практические занятия с использованием современных цифровых лабораторий.

Работать с таким оборудованием, приобретенным компанией «Эксон Нефтегаз Лимитед», ребятам было интересно: опыты и эксперименты проводились на качественно новом уровне. Их результаты подтверждались виртуальными графиками, диаграммами, сравнительными таблицами, формулами.

Точные науки старше-классники осваивали и с педагогом-тренером международной лингвистической школы для одаренных детей г. Владивостока Ириной Никитенко. На весенней сессии ей понравился уровень подготовки наших ребят. Шестерых из них она пригласила во Владивосток на олимпиаду, и они показали лучший рейтинговый результат. И. Никитенко поддерживает юных математиков, советует им постоянно участвовать в тренировочных сборах и соревнованиях. Она убеждена: юным интеллектуалам, как и спортсменам, нужна системная подготовка. В  институте развития образования намерены разработать такой механизм.

Сегодня на изучение биологии и химии в школах отводится всего час в неделю. Однако есть дети, увлеченные этими науками. На олимпиадах они показывают неплохие результаты. Сессии в «Эврике» им в помощь. Здесь старшеклассники много часов посвятили этим дисциплинам. К тому же педагоги, помимо намеченных программ, смогли творчески реализовать и свои идеи. Так, одному из них, Денису Морозову, помимо химических реактивов понадобились для исследования лепестки роз, мандарины и киви. «Дети не знали, что в них содержатся эфирные масла, – пояснил преподаватель. – Мы выделяли их в лабораторных условиях».

Кандидат биологических наук из СахГУ Ольга Цырендоржиева знакомила юных биологов с особенностями местной флоры и природными сообществами. С девятиклассниками на морском побережье собирала образцы водорослей для изучения их разновидностей, а в окрестностях школы – растительный материал для ботанических опытов. Надо было видеть, с каким интересом старшеклассники рассматривали под микроскопом срезы листьев различных растений, разбирались в их морфологии и типах, выявляли различия. Кстати, микроскопы здесь были с 400- и 800-кратным разрешением, так что при желании биологам можно было хорошо рассмотреть, как, к примеру, выглядит челюсть блохи или хоботок комара.

– Целый год мы, педагоги, мечтаем о летнем отпуске и практически каникулярный месяц посвящаем учебе повышенного уровня, – рассказала О. Цырендоржиева. – Но нисколько об этом не жалеем. Любознательные дети любят учиться, все схватывают на лету, и это радует. Наши ребята на всероссийских олимпиадах по биологии и экологии стали занимать призовые и первые места.

В перерыве между опытами десятиклассница Арина Куканова из шахтерской школы № 2 (она тоже победитель олимпиад естественнонаучного цикла) рассказала, что хочет стать учителем химии. Говорит, на преподавателей в «Эврике» можно равняться. Они понятно объясняли, ставили интересные опыты, отлично общались.

Для победителя областной и участника всероссийской олимпиад Степана Дьячкова из средней школы с. Правда Холмского района это была уже четвертая сессия. В будущем парень видит себя врачом. Понимает, что ему нужно хорошо знать биохимию и органическую химию. В школе по профильным дисциплинам учится на пятерки. Качеством преподавания в «Эврике» остался доволен: «Преподаватели на уровне!».

Десятиклассника южно-сахалинской гимназии им. А. Пушкина Дениса Леера больше интересует биология.

– В «Эврике» весело, – отметил он. – Учителя с юморком. Жду следующей сессии.

По наблюдениям педагогов, одаренные дети отличаются нестандартным мышлением, иногда заниженной самооценкой. К ним надо бережно относиться, чтобы вовремя разглядеть скрытые таланты. Опытным преподавателям «Эврики» это удается в отличие от учителей общеобразовательных школ и родителей. Ребятам становится интересно среди сильных преподавателей и сверстников. К тому же классы здесь небольшие, и педагоги имели возможность индивидуально работать с каждым учеником.

Учеба на каникулах юным дарованиям была в удовольствие еще и потому, что летнюю сессию в «Эврике» гармонично спланировали, отмечает С. Петрова. При интеллектуальных нагрузках важны паузы, энергию детей здесь умело направляли на творческие дела, проектную деятельность, физкультуру и спорт. У ребят азартно проходили соревнования по футболу, стрельбе, волейболу, баскетболу, теннису, шахматам. Главным организатором всех дел и мероприятий была заместитель директора по воспитательной работе, выпускница института востоковедения, сервиса и туризма СахГУ Анастасия Шашкова. Ей помогали пять воспитателей и преподаватель физкультуры из числа выпускников и студентов СахГУ, имеющих опыт работы в «Эврике», «Океане», детских лагерях Сахалина.

Еще за три месяца до открытия школы воспитатели и педагоги-организаторы составили тематический календарь сессии, где были День кино, День здоровья, День профессии, дни конкурсов «Миссис и мистер «Эврика», «Голос «Эврики», и следовали ему. А каждый вечер завершался «Кругом дружбы», где мальчишки и девчонки делились впечатлениями о главных событиях дня. Таким образом, педагогам-организаторам удалось сплотить детский коллектив в дружную команду. А новички, которые впервые три недели провели без родительской опеки, научились самостоятельности.

Учитель математики гимназии п. Ноглики, она же заместитель директора по учебной работе «Эврики» Людмила Алехина провела в Томари три летние сессии.

– Мне здесь все нравится, особенно дети, они замечательные, – признается педагог. – Создатели этой школы сделали большое дело для развития региональной системы образования. В будущем году исполнится 20 лет, как «Эврика» работает в Томари. Хорошо бы местной школе № 2 придать статус областной базовой школы по физико-математическому и химико-биологическому направлениям, дооснастить кабинеты необходимым оборудованием, чтобы каждый раз не везти его из областного центра. Условия для занятий и отдыха здесь отличные: море, чистый воздух, замечательная природа, стадион, спортзал…

Не исключено, что это предложение, которое поддерживает весь профессорско-преподавательский состав, будет рассмотрено в региональном министерстве образования и в ИРОСО, где уже готовятся к 30-летнему юбилею «Эврики». В планах института – создание информационной базы о воспитанниках школы за всю ее историю. Педагогам интересно узнать, как бывшие выпускники устроились в жизни после окончания престижных вузов, где живут, чем увлекаются, общаются ли друг с другом, помогла ли им «Эврика» в профессиональном становлении? Наверное, и тем, кому предстоит учиться в этой очно-заочной школе, интересны будут такие подробности – хорошие примеры вдохновляют.

Л. Степанец.

Фото автора.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ