Воскресенье, 5 мая, 2024

Все флаги к нам – кто в гости, а кто на работу

А. Миронов.

В областном управлении федеральной миграционной службы подвели итоги работы за 2015 год, определили основные задачи, которые предстоит решить в ближайшее время. Журналист «Советского Сахалина» встретился с заместителем начальника управления – начальником отдела иммиграционного контроля А. Мироновым и попросил его ответить на ряд вопросов.

– Андрей Геннадьевич, каким выдался 2015 год для миграционной службы?

– Непростым. Международная обстановка, события вокруг Украины и Сирии, введение санкций против России, ответные меры – эти и другие обстоятельства отразились на миграционных потоках и соответственно в нашей ведомственной статистике. В общей сложности в 2015 году управлением предоставлено 537347 разных государственных услуг в сфере миграции, в том числе 270370 гражданам РФ, 244774 – организациям, 22203 – иностранным гражданам и лицам без гражданства. Набирает популярность такая форма работы, как предоставление госуслуг в сфере миграции через единый портал государственных и муниципальных услуг. В 2015 году в электронном виде поступило на рассмотрение 1831 заявление, в том числе о выдаче (замене) паспорта гражданина РФ (169), на оформление загранпаспорта (1330), на оформление регистрационного учета граждан РФ (283). Осуществлялась контрольно-надзорная деятельность, но мероприятий по выявлению фактов нарушений миграционного законодательства проведено немного меньше, чем в 2014 году – 1772 против 2591, однако при этом вынесено рекордное количество решений о выдворении нарушителей – 2242 против 1946 в 2014 году. К слову, это больше, чем у соседей по дальневосточному региону. Фактически выдворено 2126 человек. Кроме того, вынесено 9 решений о депортации и возбуждены 23 процедуры реадмиссии (принудительного возвращения в страну, из которой осуществлялось прибытие) иностранцев и лиц без гражданства за пределы РФ.

В результате разрешительно-визовой работы оформлено за год 7149 приглашений иностранным гражданам и 4057 виз, поставлено на миграционный учет 76722 иностранных граждан и лиц без гражданства.

Работодателями было оформлено 220 разрешений на привлечение и использование иностранной рабочей силы, что на 86 меньше, чем в 2014 году. Оформлено в общей сложности 4488 разрешений на работу иностранцам, что на 5857 меньше предыдущего года, а также 691 разрешение на работу квалифицированным специалистам, что меньше показателя 2014 года на 98. Зато на 78 больше выдано разрешений на работу высококвалифицированным специалистам, а именно 1219. Помимо этого оформлено 10399 патентов, в предыдущем году было 10562.

В паспортной работе ярко проявилась тенденция к уменьшению обращений за оформлением заграничных паспортов – 18921 против 35960 в 2014 году.

– С чем это связано?

– С проблемами в туризме. Нет спроса на выезд за пределы России – соответственно нет спроса и на оформление документов. Такая картина практически во всех регионах страны. До минимума сократились туристические потоки в Турцию, в Египет. Многие сахалинцы ездили по загранпаспортам зимой на отдых в теплые страны. Теперь, прежде всего из-за резкого подорожания билетов и разницы в курсах валют, желающих отдохнуть в Таиланде или даже в Китае заметно убавилось. К слову, гораздо меньше стало и туристов, прибывающих к нам из-за рубежа. На Сахалине действуют пункты пропуска через госграницу в порту Корсаков и в аэропорту Южно-Сахалинск. Судя по поступающим оттуда данным, в 2015 году на 10 – 15 проц. сократилось и количество рейсов, и число самих пассажиров-туристов. Есть еще внутренняя миграция, когда на Сахалин приезжают иностранцы, въехавшие на территорию РФ в других регионах. Но и этот поток значительно ослаблен – по всей России отмечается тенденция к снижению.

В государстве в целом, и в островном регионе в частности, сегодня сделана ставка на развитие внутреннего туризма, чтобы россияне имели возможность хорошо отдохнуть, попутешествовать, получить массу впечатлений от поездок в российские регионы.

– Помнится, в 1990-х годах, с началом масштабных работ на шельфовых проектах, на Сахалине работали представители многих народов мира. Какова картина сегодня?

– Она не сильно изменилась. Около трети всего миграционного потока составляют так называемые визовые работники, прибывающие из дальнего зарубежья. В основном это граждане КНДР, КНР, достаточно много граждан США, Великобритании, Малайзии, Индонезии. На Сахалине сегодня зарегистрированы представители не менее сорока национальностей. Как правило, граждане государств из дальнего зарубежья являются временными работниками компаний, в основном они задействованы на шельфовых нефтегазовых проектах.

– Чем особенным запомнился вам 2015 год?

– Пожалуй, самые яркие впечатления связаны с общением с гражданами Украины. Никого из сахалинцев не оставили равнодушными события 2014 – 2015 годов, когда в Россию стали прибывать беженцы с Украины. От Сахалинской области были организованы авиарейсы в Ростов-на-Дону, желающие, прежде всего жители Донецкой, Луганской областей, приехали на далекий остров. Для них были оперативно созданы условия для временного пребывания… Сегодня можно твердо сказать, что все эти люди устроены и надобность в местах временного пребывания отпала. Многие стали гражданами России, все самостоятельно определились с выбором своей дальнейшей судьбы, многие нашли на Сахалине и кров, и работу, и возможность растить и воспитывать своих детей. Вместе с тем пришлось столкнуться и с некоторыми сопряженными проблемами. Например, на Сахалине еще до известных событий в Киеве и на юго-востоке Украины образовалась внушительная диаспора украинцев, в том числе и тех, кто приехал в 2013 – 2014 годах. Часть этих граждан, в основном из-за собственной безответственности, ничего не предприняла, чтобы легализоваться, оформить свое пребывание как положено, чтобы впоследствии спокойно жить и работать в Сахалинской области. Приехал человек, нашел работу и – спокоен. В недавнем прошлом эти люди пользовались существенными преференциями, их особо никто не беспокоил, но ближе к концу 2015 года изменилась политическая ситуация, и процесс легализации для граждан Украины завершился (за исключением прибывших из Луганской и Донецкой областей, они на особом счету). Соответственно легализовавшиеся продолжают пребывать на Сахалине на общих основаниях, а нарушившие сроки пребывания подлежат безальтернативному выдворению. Никаких преференций, упрощений, все теперь наравне с другими иностранцами.

– До сей поры основную долю в общем потоке мигрантов, прибывающих в Сахалинскую область, составляли граждане государств ближнего зарубежья. Эта тенденция сохраняется?

– Действительно, до семидесяти процентов прибывающих – граждане СНГ, в основном из Средней Азии: Узбекистана, Киргизии. Эти государства граничат с миграционно опасными, подверженными влиянию исламского радикализма Афганистаном, Ираком, Пакистаном. Соответственно особое внимание уделяется работе по интеграции и адаптации мигрантов. С 2013 года в составе управления действует группа, которая занимается именно этим направлением. Налажены контакты с лидерами диаспор, с их общественными организациями. В 2015 году создана ассамблея народов Сахалина, в деятельности которой УФМС принимает активное участие. Важно, что взаимодействие с диаспорами помогает решать вполне определенные, практические задачи. Например, как-то раз возникла проблема с отсутствием финансирования, служба судебных приставов долгое время не имела возможности вывезти иностранцев-нарушителей за пределы области. Руководители, активисты диаспор обсудили эту проблему с земляками, и она была решена. Армяне, узбеки, киргизы через родственников либо на собственные средства приобрели билеты. Бывают случаи, когда приезжий человек умирает на Сахалине, на родину нужно доставить тело покойного – общественные организации, как правило, подключаются и берут на себя все необходимые хлопоты.

– Судя по телерепортажам из европейских стран, им приходится туго в связи с нахлынувшим потоком мигрантов. Другие традиции, другое отношение к женщине, другая культура…

– Безусловно, требуется кропотливая работа по адаптации. Сотрудники нашего управления на региональном уровне не понаслышке знают о разнице в менталитете. Мы принимаем поток трудовых мигрантов уже десяток лет, накоплен богатый опыт. Спасает то обстоятельство, что население Сахалина многонационально. До недавнего времени существовала проблема с мусульманами – не было на Сахалине постоянного духовного лидера, мечетей. Сейчас действуют молельные дома, есть и свой имам, представитель духовного управления мусульман Дальнего Востока – Джамаль хазрат Гарифуллин. Джамаль хазрат закончил в Татарстане духовное училище медресе и является компетентным и уважаемым священнослужителем, проповедующим классический ислам. Кстати, на Сахалине довольно многочисленная диаспора татар, многие из них являются мусульманами. В корейской диаспоре есть буддисты. Немало на Сахалине католиков. Словом, спектр широкий, и представители всех конфессий должны жить в мире и согласии, чему мы всячески способствуем.

– Как осуществляется взаимодействие с региональной властью?

– Правительство области определило приоритеты: по трудоустройству, по замещению вакантных должностей безусловным приоритетом пользуются граждане РФ. Привлечение иностранной рабочей силы должно быть минимальным, только в тех сферах, где это необходимо. Плюс высококвалифицированные специалисты из-за рубежа, каких нет в России или которые способны что-то инвестировать. При активном участии губернатора О. Кожемяко в октябре 2015 года открылся новый миграционный центр на ул. Крайней в Южно-Сахалинске. Центр позволил разгрузиться нашему управлению, избавиться от толп посетителей – теперь ими занимается уполномоченная организация, утвержденная постановлением правительства Сахалинской области. Современное здание, работают несколько окон, ведется прием посетителей, оформление патентов, оказывается множество других госуслуг, включая медицинские, а также оформляется страхование, проводится фотографирование на документы. Получилось что-то вроде МФЦ для иностранцев. Так что контакты с властью рабочие и плодотворные.

– Как ведется борьба с коррупцией в своих рядах?

– Как и любой орган власти, управление сталкивается с этим позорным явлением. Причем в силу специфики риски в нашей сфере наиболее высоки. Как правило, это связано с желанием наших подопечных поскорее исполнить все формальности и получить правовой статус, ведь у нас ограниченная штатная численность и установленные законом сроки предоставления госуслуги. Вот и предлагаются «ускорители» в виде подношений. Один наш сотрудник был привлечен в 2015 году за преступление коррупционного характера, совершенное в 2014 году, – брал взятки через посредника за постановку на учет в нарушение законодательства. Собственная контрразведка, служба безопасности, на сегодня создана при центральном аппарате миграционной службы, но в скором времени, очевидно, будут свои инспекторы-особисты и на региональном уровне. В любом случае без помощи общественности не обойтись, на официальном сайте УФМС http://65.fms.gov.ru/ имеется вся необходимая информация, действует круглосуточный телефон доверия 8 (4242) 780-546. Каждое обращение будет оперативно изучено и меры приняты незамедлительно. Добавлю, что свою деятельность миграционная служба осуществляет в плотном контакте со смежными структурами – прокуратурой, ФСБ, полицией, транспортной полицией и другими, так что всегда на виду. На мой взгляд, способствует коррупционным проявлениям небольшая зарплата сотрудников – наш инспектор получает зарплату в семнадцать – восемнадцать тысяч рублей. Увы, финансовое обеспечение оставляет желать лучшего.

 – Поделитесь планами на ближайшую перспективу.

– Будет продолжена работа по контролю и надзору за всеми миграционными процессами, в том числе за трудовой миграцией. Делаем упор на выявление работодателей, которые незаконно используют труд мигрантов. В связи с последними изменениями в законодательстве проводим разъяснительную работу, говорим, что для работодателей уже донельзя упрощены все процедуры, нужно только в трехдневный срок направить уведомление о принятии на работу людей и о заключении с ними договоров, за нарушение этих требований будет наложен штраф. Продолжится деятельность по выявлению нарушителей миграционного законодательства. Например, многие приезжие имеют транспортные средства, не обходится без нарушений правил дорожного движения. В таких случаях миграционная служба вправе закрыть въезд в РФ нарушителям, в 2015 году таких решений было принято около пятисот. Продолжится и практика выдворения злостных нарушителей. В 2015 году в Кодекс об административных правонарушениях была добавлена статья о безальтернативном выдворении, она предполагает такие меры, как добровольное выдворение с закрытием въезда на пять лет либо принудительное выдворение через действующий в Южно-Сахалинске центр временного содержания иностранцев-нарушителей. В 2015 году через центр прошло почти четыреста человек.

Я. САФОНОВ.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ