Четверг, 9 мая, 2024

Второе дыхание

Социальное партнерство

Директор горнозаводского профессионального училища № 5 Н. Макарова очень рада тому обстоятельству, что два десятилетия спустя училище возвращается к своим истокам. Ведь 60 лет назад оно создавалось как горное образовательное учреждение и обеспечивало рабочими кадрами шахты Невельского района.
Горняк с высшим образованием, инженер-геолог, причастный к открытию крупнейшего на Сахалине открытого месторождения угля «Солнцевское», Нина Максимовна и сама преподавала здесь горное дело. Но в 90-е годы угледобывающие предприятия стали закрываться, и училищу пришлось перепрофилироваться на подготовку других, востребованных в экономике региона рабочих профессий – автомехаников, поваров, операторов ЭВМ.
Сегодня добычу угля на открытых разрезах Невельского района активно ведет ООО «Горняк». Предприятие испытывает острую потребность в кадрах, и предложение его руководства – на условиях социального партнерства открыть в училище новую профессию «машинист на открытых горных работах» – нашло отклик в педагогическом коллективе.
Да и в новых федеральных образовательных стандартах впервые откровенно сказано: система профессионального образования не выполнит свою миссию без социального партнерства. Такова реальность. Несколько лет назад центр передал на региональный уровень всю заботу о профессиональном образовании, мотивировав это тем, что субъекты федерации готовят рабочие кадры для своих территорий и конкретных отраслей промышленности. А раз так, то в интересах местных госпредприятий и частного бизнеса вкладывать ресурсы в развитие профтеха.
В общем, не случайно в прошлом году при поддержке областного правительства, регионального министерства образования, администрации Невельского городского округа ООО «Горняк» и ПУ-5 заключили договор о социальном партнерстве.
– Он отличался от предыдущих тем, что в нем официально были закреплены важные моменты, – рассказывает Н. Макарова. – Во-первых, наши учащиеся будут не только проходить практику в ООО «Горняк», но и впоследствии там работать. Во-вторых, мастера производственного обучения станут стажироваться на этом предприятии. В-третьих, общество с ограниченной ответственностью поможет училищу создать новую материально-техническую базу по новой профессии.
Минувшей осенью училище приняло от партнеров две единицы техники: экскаватор и бульдозер в хорошем рабочем состоянии. Положительно решился вопрос об оснащении учебно-производственной мастерской наглядными пособиями в виде узлов и механизмов горных машин.
А образовательное учреждение, в свою очередь, организовало первый набор из 24 учащихся, окончивших 9 классов и изъявивших желание освоить профессию машиниста на открытых горных работах. Среди первокурсников оказались не только невельчане и горнозаводцы, но и юноши из Поронайска и Южно-Сахалинска. Сейчас они изучают теорию и общеобразовательные дисциплины и готовятся к первым практическим занятиям.
Предметом особой гордости ребят и педагогов является новенький бульдозер «Комацу», приобретенный на сертификат в 5800 тыс. рублей. В ноябре прошлого года он стал подарком правительства области к 60-летию училища. Мастер производственного обучения с высшим образованием и богатой практикой работы на бульдозерах и экскаваторах Сергей Акиншин присмотрел в интернете эту новую техническую разработку японской фирмы «Каомацу». Но до последнего не верил, что столь совершенная машина (на Сахалине таких – единицы) поступит в распоряжение училища.
Подарок доставили в Горнозаводск в заводской упаковке, и каждый мастер производственного обучения оценил и преимущества кругового обзора кабины, и самый мощный в своем классе двигатель бульдозера, и мощный отвал, меняющий геометрию скоса. В машине есть обогреватель, кондиционер, шумоизоляция, магнитофон.
 Управляется «Комацу» одним-единственным джойстиком, а на электронном табло высвечиваются все необходимые параметры и возможные неполадки. Работать на мощной (в 125 лошадиных сил!) современной технике, которая в недалеком будущем придет на предприятия области, комфортно и интересно. Кое-кто из первокурсников уже посидел в кабине за пультом управления и оценил преимущества цифрового бульдозера.
 Педагоги отмечают, что у ребят повысилось стремление к учебе. Учащийся Вячеслав Юрловский, который по примеру своего дяди решил стать механизатором и приехал сюда из Поронайска, мечтает теперь не только освоить эту умную машину, но и после окончания училища получить инженерное образование.
Сегодня в системе профтехобразования области в рамках областной целевой программы развития, рассчитанной до 2018 года, происходят большие изменения.
И прежде всего обновляется учебная база 12 училищ и лицеев. Происходит это за счет средств областного бюджета, а также финансовой и технической помощи социальных партнеров профтеха. Без такой поддержки новой рабочей смене будет сложно выйти на уровень современных требований.
Л. Степанец.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ