Воскресенье, 28 апреля, 2024

Высшее образование: лучше меньше, да лучше

На минувшей неделе региональное министерство образования подвело итоги приемной кампании, в которой участвовало 10 учреждений высшей школы. Начальник отдела профессионального и дополнительного образования министерства Л. ВЛАСОВА дала эксклюзивное интервью нашему корреспонденту. – Лариса Егоровна, на ваш взгляд, какие особенности были у нынешней кампании? – Заметно снизились цифры приема в сахалинские вузы. Если в 2007 – 2008 годах в них поступило около 4 тыс. абитуриентов, то в 2010-м – всего 2850 человек. Как показывает анализ, за последние три года общая численность студентов островных вузов сократилась примерно на 3 тыс. человек. Остро ощущаются последствия демографического спада 90-х годов. Значительно уменьшилось число выпускников школ-2010. Почти половина из них уехала поступать в престижные российские вузы. Снижение же числа абитуриентов на Сахалине привело к некоторому сокращению бюджетных мест. Сейчас за государственный счет учатся 767 первокурсников (26 проц. от всех поступивших), причем 578 из них выбрали очную форму обучения, а 189 – вечернюю и заочную. 2083 первокурсника (74 проц.) приняты в вузы на условиях договорной платы, в их числе 1504 заочника. На мой взгляд, снижение численности абитуриентов произошло еще и в связи с возросшими требованиями к качеству образования. В этом плане ЕГЭ все расставил по своим местам. Выпускники, у которых общий балл по предметам, необходимым для зачисления, 100 и меньше, теперь не могут поступить в вузы. Зато на базе 11 классов их принимают в учреждения среднего профессионального образования. ЕГЭ становится барьером для выпускников со слабыми знаниями. Если они с трудом осваивали школьную программу, то вузовскую могут и вовсе не осилить. Стоит ли тратить на это силы, время и средства? Нынешнее отечественное профессиональное образование и так напоминает перевернутую пирамиду. В ее основании лежит не начальное, а высшее профессиональное образование. А все потому, что молодежь устремляется в вузы, порой не имея достаточных для этого знаний. Потом учится абы как и, получив дипломы, в итоге пополняет армию дилетантов. Пришло время возвращать «пирамиду» в исходное положение, ведь от качества знаний впрямую зависит качество жизни. – Какие вузы области вели набор абитуриентов на бюджетную форму обучения? – Сахалинский госуниверситет, южно-сахалинский институт Российского государственного торгово-экономического университета, филиал Морского государственного университета имени адмирала Г. Невельского и филиал Дальневосточного юридического института МВД РФ. – Повлияло ли сокращение бюджетных мест на увеличение числа абитуриентов, претендовавших на них на конкурсной основе? – Несомненно. В СахГУ конкурс на некоторые специальности достигал 18 – 20 человек на место. Для сравнения: желающих поступить на условиях договорной оплаты было в среднем чуть более двух человек на место. – Как сегодня выглядит региональный вузовский перечень специальностей и направлений подготовки? – В нем 66 профессий, которые можно получить по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры. В этом году СахГУ впервые вел набор на такие направления подготовки, как «автомобили и автомобильное хозяйство», «геология», «строительство», «защита окружающей среды». Абитуриентами были востребованы все эти бюджетные места. – Лариса Егоровна, обозначились ли в высшем образовании региона новые тенденции? – Несмотря на то, что для населения по-прежнему весьма привлекательны экономические специальности и юриспруденция, выпускники и их родители стали обращать больше внимания на инженерно-технические специальности. К сожалению, некоторые молодые люди в этом году не смогли поступить на них из-за того, что не сдавали единый госэкзамен по физике. На будущее абитуриентам стоит заранее ознакомиться с перечнем специальностей и предметов, по которым необходимо сдать ЕГЭ для поступления в высшую школу. – Островные вузы главным образом выпускают кадры для своей территории. Интересно, какие коррективы в программы подготовки специалистов внес госзаказ 2010 года? – Были сокращены контрольные цифры приема студентов на экономические специальности и гуманитарные направления подготовки. Зато в более полном объеме выделялись бюджетные места на специальности и направления технического профиля, поскольку наметилась тенденция к развитию инженерно-технического образования. В своей работе вузы и на этот раз руководствовались распоряжением администрации области «О прогнозе потребности в кадрах экономики Сахалинской области на 2008 – 2015 годы». – Можно ли сказать, на какие специальности был самый проблематичный набор? – На педагогические. Я считаю, что они, по большому счету, равнозначны актерским, театральным, творческим профессиям. Нужно ощущать в себе талант, творческие силы, любовь к детям, чтобы осознанно идти в педагогику. Таланты у нас, конечно, не перевелись, но их поубавилось. И все же такие специальности мы сохраняем, они востребованы. Школам нужны свежие, молодые силы, ведь многие учителя уже достигли преклонного возраста. В этом году трудно шел набор в негосударственные вузы, а также на платные места в государственные учреждения высшей школы. Надо пояснить, что образовательные услуги по экономическим и юридическим специальностям стоят сейчас от 60 до 80 тыс. рублей и более, а по техническим – от 80 тыс. рублей и более за год обучения. Не каждой семье под силу такие расходы. Есть примеры, когда дети, поступив в вуз на коммерческой основе, оставляют учебу, поскольку мест в общежитии нет и надо выкладывать кругленькую сумму еще и за съемное жилье. – Неужели строительство студенческих общежитий неподъемно для региона? – Вопрос здесь в другом. Высшее профессиональное образование находится в компетенции федерального правительства. Но средств на строительство общежитий у него все еще не находится, а у субъектов федерации нет законного права финансировать такие стройки. Нельзя «в складчину» построить студенческий городок и нескольким вузам – они принадлежат разным ведомствам и источники финансирования у них разные. К тому же подобная инициатива противоречит законодательству. Оттого проблема строительства общежитий не первый год остается открытой, хотя ректор СахГУ, председатель совета ректоров сахалинских вузов Б. Мисиков неоднократно вносил такие предложения в органы власти различного уровня. – Лариса Егоровна, были ли в этом году нарекания по технической стороне приема в вузы? – Нет. Приемные комиссии работали спокойно, в обычном режиме. Были четко оговорены порядок и сроки проведения кампании, они не нарушались. В какой-то мере упорядочили работу комиссий и ограничения, введенные профильным министерством РФ. Оно разрешило абитуриентам направлять копии свидетельства о сдаче ЕГЭ не более чем в пять вузов. Это избавило приемные комиссии от вала бесполезной работы. В нынешнем году вузы проводили и самостоятельные испытания для тех абитуриентов, которые, имея среднее специальное или высшее профессиональное образование, поступали на специальности с сокращенными сроками обучения. Не обойдена вниманием и молодежь с ограниченными возможностями. У нее было право поступать по результатам единого госэкзамена или (при их отсутствии) по итогам вступительных испытаний, организованных вузами самостоятельно. – Помнится, в прошлом году после первой же сессии ректорат СахГУ был удручен качеством знаний первокурсников. Шла речь даже о том, чтобы 2 – 3 месяца вузовских занятий посвятить закреплению школьной программы. А каков по качеству нынешний набор? – Пока ничего определенного по этому вопросу сказать нельзя. Перед первой сессией студенты пройдут текущую аттестацию. Она выявит уровень знаний школьной программы, а заодно и позволит судить о том, как первокурсники адаптируются к учебе в высшей школе. Реальную же картину покажут итоги первой сессии. – Спасибо за беседу. Л. СТЕПАНЕЦ.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ