Воскресенье, 28 апреля, 2024

Я б в рабочие пошел. Кто меня научит?

Вопрос, внесенный в повестку дня одного из заседаний областной Думы, звучал традиционно и ничего необычного не предвещал. Предполагалось заслушать отчет контрольно-счетной палаты (КСП) области о результатах проверки материально-технической обеспеченности и организации питания в учреждениях профобразования. Но в ходе обсуждения вопрос «оброс» такими нюансами, что стал едва ли не главным в повестке дня.
Итак, каковы же результаты проверки КСП области? Один, думается, из самых значимых выводов: в области отсутствует четко сформулированный государственный региональный заказ и порядок определения потребностей в подготовке профессиональных специалистов – квалифицированных рабочих. А в этом процессе должны быть задействованы, помимо департамента образования, управление государственной службы занятости населения, комитет экономики области и ряд отраслевых ведомств – в конечном итоге кадры-то готовятся для них.
Всего в подчинении департамента образования (на 1 января прошлого года) находилось 13 государственных образовательных учреждений начального профобразования, но во втором полугодии 2007 года было принято решение о ликвидации двух из них – в Корсакове и Невельске.
Главная (и общая) беда всех оставшихся – низкая (менее 70 проц.) укомплектованность кадрами. Острая нехватка педагогов и мастеров производственного обучения в училищах № 1, 2, 6, 17, 20. Образовательный процесс обеспечен за счет совмещения должностей и увеличения учебной нагрузки на имеющихся педагогов. Средний возраст педагогического состава – 55 лет и старше. Еще один заслуживающий внимания нюанс: в некоторых учреждениях количество обучающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет по численности полноценный детский дом! Таковых детей до 80 человек и более… Однако штатные расписания утверждены без учета того, что учреждение обязано выполнять и функции по реализации прав и законных интересов данной категории учащихся.
Неутешителен анализ состояния зданий, оборудования учреждений. Да и то, что имеется, используется зачастую неэффективно. Возьмем для примера учреждение начального профессионального образования № 1 (г. Южно-Сахалинск). Из шести жилых зданий, расположенных на его территории, в удовлетворительном состоянии находится лишь половина. Износ общежития (ул. Восточная, 11) 1932 года постройки составляет 100 проц.; общежитие (ул. Восточная, 18) не используется более 15 лет; к общежитию (ул. Восточная, 22) по проекту пристроено помещение площадью более 200 кв. м, которое не используется. Все жилые здания требуют капитального ремонта фасадов, замены оконных и дверных блоков, систем отопления, водоснабжения…
Руководством учреждения, отмечают проверяющие, в течение последних трех лет предпринимались попытки по передаче на баланс города трех общежитий, где проживают бывшие и работающие сотрудники училища. Письма направлялись (неоднократно) мэру областного центра, в ДАГУН горадминистрации, комитет по управлению госсобственностью области, губернатору, но вопрос решен.
Общежитие на 115 мест, в котором проживают дети, по состоянию на 1 декабря 2007 года имело 26 свободных мест, хотя обеспеченность иногородних местами составляла 60 проц. Кроме того, на первом этаже расположена комната (около 40 кв. м), которая используется для хранения списанных товарно-материальных ценностей. Оборудовано общежитие ненадлежащим образом, здесь недостает душевых мест, гладильных досок, утюгов, электроплит, холодильников, стиральных машин. Практически все оборудование, мебель, инвентарь – со стопроцентным износом.
На территории учебного заведения также расположены еще 12 зданий и сооружений. Все они требуют капитального ремонта.
Помещения гаража, указывается в отчете КСП, сильно захламлены личными вещами сотрудников (легковые автомобили, запасные части к ним, бытовая техника, мебель, рыбацкие снасти, мешки с картофелем и т. д.). При этом более 40 единиц сельхозтехники находятся во дворе под открытым небом.
Четыре здания (школа шоферов, корпуса учебно-производственных мастерских и практических занятий, второй гараж) не используются более пяти лет, так как не отвечают санитарным нормам.
Сложно грызть гранит наук и в учебных кабинетах – большинство из них лишь минимально укомплектованы оборудованием и учебными пособиями. Нет ни глобусов, ни химических реактивов, а в кабинете информатики на всех обучающихся – два морально устаревших персональных компьютера со стопроцентным износом. В учебной лаборатории сельскохозяйственных машин 15 из 16 имеющихся тракторов и 6 из 7 автомобилей выработали свой ресурс. Часть технических средств используется неэффективно. Так, автомобиль ГАЗ (автобус) в рабочем состоянии «не при деле» более года.
Как установили проверяющие (и не только в училище № 1), учащиеся вынуждены приносить на занятия расходные материалы и необходимые инструменты, приобретенные за счет собственных средств или средств родителей. Несут горюче-смазочные материалы (все профессии, связанные с обучением практическому вождению тракторов и автомобилей), продукты питания (повар, кондитер), строительные материалы (мастер отделочных и строительных работ), ткань и фурнитуру (портной) и т. д. Тем временем закон РФ «Об образовании» гарантирует общедоступность и бесплатность начального профессионального образования.
В столовой практически все оборудование со стопроцентным износом, пищеблок в неудовлетворительном состоянии. Что касается непосредственно питания, то оно не разнообразное, в меню отсутствуют кисломолочная продукция, рыба, нерегулярно включаются в ежедневный рацион салаты, свежие овощи. Свежее мясо часто заменяется консервированным и т. д.
Аналогичная картина и по другим учреждениям начального профобразования.
Реакция департамента образования области была оперативной, с руководителями учреждений проведено совещание, утвержден план мероприятий по устранению нарушений, указанных в акте проверки КСП области, а руководитель профлицея № 1 и вовсе подвергнут дисциплинарному наказанию. Что, впрочем, не помешало депутатам в ходе заседания облдумы выйти на более высокий уровень обобщений.
Говорили горячо, долго и о многом. Например, о том, что необходимо иметь (хотя бы на 5 лет вперед) прогноз по востребованности квалифицированных рабочих в регионе. Такого прогноза нет, потому и получается, что на те же шельфовые проекты второпях «вербуются» люди с материка, а сахалинская молодежь остается «за бортом». Да, у них пока нет достаточного опыта, но где же они его приобретут, не работая?
Депутаты-хозяйственники говорили, что ряд предприятий готовы платить деньги за подготовку кадров. Скажем, сегодня нужны токари, мотористы, матросы… Почему бы не применять систему госзаказа: мы вам – финансы, вы нам – квалифицированного трудягу?
Ну, при такой-то устарелой материально-технической базе современного рабочего не вырастить, возражали оппоненты. Если, скажем, трактору «сто лет в обед» и подобная техника на производстве не используется, зачем тратить силы (время, средства) на подготовку того же механизатора? Опять же где взять мастеров производственного обучения? Кадры «стареют», молодежь их ряды не восполняет, поскольку зарплата низкая, жилье не предоставляется. Скоро на этой профессии можно будет ставить крест…
Приводились и такие цифры. Из опрошенных учащихся 9-х классов лишь 23 проц. изъявили желание обучаться в ПТУ. А выпускники 11-х классов практически все нацелены на получение высшего образования. Оно, может быть, и похвально, но ведь и полученный диплом – не гарантия, что молодой экономист или юрист будет принят на работу с распростертыми объятиями! Рынок труда ими перенасыщен. А вот профессия рабочего хорошей квалификации нынче редкость. И нужно думать, как «заманить» ребят в ПТУ, ведь молодых людей можно привлечь и перспективой заниматься спортом в стенах училища. И обустроенным, комфортным общежитием. Хорошим питанием в хорошей столовой, наконец…
А имеем-то мы сегодня абсолютно обратное, о чем и свидетельствуют итоги проверки КСП области. Учебные кабинеты во всех учреждениях к интернету не подключены, персональные компьютеры «пенсионного» возраста, тренажеры в спортзалах примитивны, а в столовой на обед каша да каша…
Словом, как отметили депутаты, профессионально-технического образования в области практически нет. С тех самих пор, когда центр «скинул» эту заботу со своих плеч на региональные. Ведь более 15 лет финансирование данных учреждений велось только в рамках образовательного процесса, средств в укрепление материально-технической базы фактически не вкладывалось. Необходимо, считают думцы, изменить подход к финансированию учреждений начального профессионального образования, выработать механизм, позволяющий работодателям на законных основаниях вкладывать средства в развитие училищ – с гарантией получить взамен высококвалифицированных рабочих. Видимо, нужна и региональная программа развития системы профобразования в области. А иначе нам рабочих-профессионалов не видать…
Л. ПУСТОВАЛОВА.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ