Понедельник, 20 мая, 2024

Юсуповы

Русские на Карафуто

Епископ Сергий в 1911-м в Оотани (ныне Сокол) остановился на ночлег в татарской семье Юсуповых.
«У дома – жена, дочь взрослая, дети. Все здороваются, целуя руку у батюшки. «Вот так мусульмане!» – думаю.
Отвели мне просторную чистую комнату. Чай, булки, в масле жаренные, молоко холодное, молоко парное, молоко топленое… Много молока! Словом, радушие без конца!
Дед Юсуп Сафы-юлла 30 лет на Сахалине. 20 уже «с правами», из саратовских татар. Состарился, а все мечтает о родине: там есть еще сестра…
Жена, старшая дочь – все они ушли в хозяйство. Ведь одних коров у Юсупа 36! Только подоить их сколько времени нужно!
Зять-татарин Гайнулла – деятельный хозяин, пашет, косит, на охоту по соболя ходит. А четыре мальчика Дзямальдин, Камальдин, Джалалдин, Шяряфдин – один красивее другого! Двое уже ходят в школу и по-японски знают куда лучше, чем по-русски…
Впрочем, старик просит букварей и сам, будучи грамотен по-русски и по-татарски, хочет учить по-русски деток. А что касается японского языка, то здраво он рассуждает: «Выучишь чужой язык – не за плечами его носить! Когда-нибудь, может, и пригодится!»…
Весь вечер прошел в беседах с милой семьей. «Сколько же вы запахиваете?» – «Трудно, батюшка, сказать, сколько сил хватает». – «А сена косите сколько?» – «Косим сколько хотим и где хотим, и всегда достает! Словом, и земли, и воли много! Были бы люди да силы».
В 1990-м, сделав запрос в адресном бюро, я встретился с двумя японками со знакомой татарской фамилией.
Мисса Юсупова (Танака), 1911 г. р.
Место рождения – Акита (о. Хонсю).
Проживала в Южно-Сахалинске.
Скончалась в 2002-м в Хакодате.
Семья переехала с Хонсю на Карафуто в 1925-м. Отец устроился лесорубом. Вначале жили в Сакаэхаме (ныне Стародубское), затем перебрались в Оотани. Здесь Мисса встретилась с Дзямальдином, старшим среди братьев. Сыграли свадьбу. Старик Юсуп с малолетства приучил детей к труду. У каждого сына был свой дом и хозяйство.
С молодой семьей жила свекровь Кайдзатай. Невестка называла ее мамой. (Юсуп Сафы-юлла скончался во второй половине 1910-х).
Перед войной Юсуповы перебрались в обустроенный для старопоселенцев Киминай. При новой власти переехали в Тоехару. Муж до окончания репатриации японского населения работал переводчиком. Мисса занималась хозяйством и воспитанием детей. Когда они подросли, пошла на мелькомбинат рабочей. Здесь же трудился супруг. Десять детей вырастили в семье. В 1954-м М. Юсупову наградили орденом «Материнская слава» I степени.
Тосико Юсупова (Араки), 1927 г. р.
Место рождения – Минакиси (Подорожная Корсаковского района). Проживает в Южно-Сахалинске.
В родной деревне не было школы, и девочка ходила на учебу в соседний Камикиминай (ныне Тамбовское). Шло время. Неподалеку выросла русская деревня. Братья Юсуповы любили охоту. Как-то в одном из домов попросили воды. Так встретились Тосико и Шяряфдин. Недолго думая, он заслал сватов, и родилась семья.
После войны переехали в Тоннай (ныне Охотское). Вначале муж работал переводчиком, а затем устроился мастером на рыбозавод. На Тосико было хозяйство и воспитание двоих детей.
Дзямальдин звал брата
в Южно-Сахалинск, и в 1950-е семья перебралась в областной центр. Работали на мелькомбинате.
В 1979-м Шяряфдин Сафиуллович умер, пережив старшего брата на два года.
Весной 1991-го исполнилась мечта Миссы-сан. По линии японского общества разрозненных семей на историческую родину отправилось более ста человек. Теплоход из Корсакова доставил их в Вакканай. Дальнейший путь сахалинцев проходил индивидуально. Юсуповой вручили билет на самолет до Токио. В столице ее встретила сестра. Но главный сюрприз ждал в родной Аките. Подходя к отчему дому, не могла понять, почему собралось так много народа. Оказалось, горожане пришли на встречу дочери с матерью.
Когда они остались наедине, Мисса-сан спросила:
– Мама, ты узнала меня?
– Вначале нет, а сейчас узнаю.
На следующий день в старом доме собрались родные, многочисленные гости. Еще бы, матери – Сато-сан исполнилось 100 лет! Все пели, танцевали. Пела и именинница и очень сожалела, что не может станцевать.
Когда Юсупова уезжала, родственники плакали. Катились слезы и по щекам дочери. Глаза матери были сухими, она еще надеялась на встречу…
Так сложилось, что последние несколько лет Мисса-сан провела в пансионате Хакодате.
Эпилог
Сколько русских проживало на Карафуто? В 1909-м – 165,  к  1920-м численность населения снизилась. Затем наблюдался прирост за счет высокой рождаемости и эмиграции из России (в 1935-м – 239). С середины 1930-х колония русских  вновь   уменьшилась. Часть семей перебралась на другие японские острова, в Маньчжурию, а  оттуда   разъехалась по всему свету.
С кем-то из  земляков я успел пообщаться лично, образ других воссоздан благодаря документам.
20 января 1997-го местные старопоселенцы собрались в Корсаковском краеведческом музее. Здесь в уютном зале они, смущенные, оказались в центре внимания родных и близких, краеведов-историков и журналистов. На встречу из Одессы прилетела Зинаида Ивановна Рудковская (Чернышева), более сорока лет назад уехавшая с острова. Поводом для вечера стал выход в свет «Русских на Карафуто» (1996).
Исследование этой темы привело меня в мир увлекательного краеведения, где я чувствую себя первопроходцем. Это ощущение, надеюсь, останется со мною навсегда.
С. Федорчук.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ