Пятница, 26 апреля, 2024

Арт-терапия для детей и взрослых

На занятии по арт-терапии.

В минувшем году в нашей области еще 262 семьи заменили кровных родителей мальчишкам и девчонкам, оказавшимся в непростых жизненных ситуациях. С января 2015 года все они получили сопровождение центра психолого-педагогической помощи семье и детям (это структура регионального министерства образования). 39 педагогов-психологов и социальных педагогов в районах дают консультации по вопросам права, детской психологии, медицины, проводят семинары-тренинги, приглашают на встречи с интересными людьми в «Родительские гостиные». Основная цель специалистов – помочь состояться и сохраниться замещающей семье, научить взрослых терпеливо и бесконфликтно выстраивать отношения с ребенком.

Первым делом новым приемам реабилитации и коррекции поведения детей в центре обучили своих педагогов-психологов, отправив их в Москву на курсы. А затем уже они учили коллег арт-терапевтическим технологиям семейного консультирования. Вот что рассказала начальник отдела сопровождения замещающих семей и постинтернатной адаптации сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Ф. Жемксимбаева:

– Если отношения с взрослыми не складываются, а ребенку сложно рассказать о проблемах, помогают специальные техники, например, песочная терапия. Песок ассоциируется с летом, отдыхом, морем, релаксацией. Мы закупили песочницы и комплекты игрушек к ним по определенным классификациям: семья, солдатики, дикие животные, домашние животные, мебель, посуда, птицы, рыбы.

Боковые стенки и дно песочниц голубого цвета. Предлагаем ребенку вообразить, что это небо и вода, и с помощью понравившихся игрушек построить в песочнице свой мир. Когда композиция готова, советуем рассмотреть ее с четырех сторон и, если захочется, усовершенствовать свою картину мира: убрать лишнее или добавить недостающее, заменить один предмет другим или просто переставить какие-то игрушки. Далее идет беседа.

– Это твой мир, я о нем ничего не знаю, – говорит психолог. – Расскажи, что для тебя значит каждая фигурка? (Иногда из-за отсутствия фигурок людей дети представляют ими деревца или кубики: «это мама, это папа»). Из детского рассказа видно, положительный этот мир или отрицательный. Оба ли родителя представлены, или кто-то отсутствует. Это гипотетически говорит о том, что ребенок может не принимать кого-то из родителей, а иногда он исключает из этой картины себя.

Интересуемся:

– Твой мир идеальный или тебе его хочется поменять? Покажи, как ты хочешь его исправить.

И ребенок, меняя фигурки в песке, на уровне подсознания перестраивает свой мир, стремясь к лучшему. Он испытывает душевный подъем оттого, что решается изменить некомфортные обстоятельства.

Песочная терапия эффективна в работе с агрессивными малышами и подростками. Такие дети, как правило, выбирают фигурки страшных тараканов, больших жуков, зубастых динозавров. Однако, чтобы не было ложной интерпретации события, психологу в беседе важно выяснить, не навеяна ли подобная картина мира просмотром такого рода мультфильмов. По фигурке динозавра, появившейся на песке, нельзя делать вывод, что ребенок агрессивный.

Тяжелее с некоторыми подростками. Они бравируют взрослостью, а сами не готовы быть ответственными за свои поступки. Из-за гормонального взрыва постоянно конфликтуют, проявляют агрессивность. Юноши сначала скептически смотрят на предложение построить свою условную картину мира. Можно услышать: «Я не псих, чтобы играть в песочнице». Но психолог начинает первым, и подросток включается в игру. По тому, какие фигурки он выбирает, специалисту видно, в чем приемному ребенку некомфортно, почему он протестует.

В игре нервное напряжение уходит, юноша начинает понимать, что есть другие методы достижения желаемого. К примеру, то же чувство взрослости можно проявить другим способом, взяв на себя ответственность за то или иное решение.

На таких сеансах, считает Ф. Жемксимбаева, желательно присутствие кого-то из родителей. Тогда взрослый увидит, что строит на песке его ребенок, и ему откроется некая скрытая истина. Песочная психотерапия помогает становлению своего «я», проясняет, за что и какими средствами борется ребенок, против чего настроен. Здесь его выслушают и предложат самому найти вариант, как достичь желаемой цели, минуя конфликтные ситуации.

По просьбе органов опеки центр проводит сеансы арт-терапии и для дошколят. Психологи предлагают им поиграть в песке, поменявшись ролями. К примеру, малышка изображает маму, а педагог – девочку, которая пришла из детсада. И малышка покажет, как мама реагирует, если ребенок, к примеру, опрокинул стульчик, уронил чашку или сделал что-то не так. Если эта реакция жесткая, маму приглашают в центр и деликатно вместе с ней разбирают поведенческие ситуации, снимают напряженность в отношениях.

Когда у психолога возникают неразрешимые проблемы в работе с клиентами, он обращается к супервизорам центра – специалистам с большим опытом работы. Они в деталях прорабатывают ситуацию и находят выход из тупика. Затем психолог подскажет родителям верный алгоритм действий.

Взрослые тоже приходят на песочную терапию. Сначала удивляются, смеются: а что, мы будем в игрушки играть? Их успокаивают: «Вас сейчас никто не видит, а играть в любом возрасте приятно, это релаксация». Психологическое состояние детей и взрослых в центре диагностируют и улучшают не только с помощью песка, но и рисования на влажной бумаге, лепки из глины или пластилина.

– Из пластилина интересно ваять страхи, – рассказывает Фарида. – Приходят мамы и говорят: ребенок спал нормально, потом вдруг стал бояться, а чего – объяснить не может. И тогда мы предлагаем малышам вылепить страх из пластилина. Обычно они выбирают брусок черного цвета и лепят нечто уродливое, наподобие круга или пятна, иногда приделывают рожки. Мы предлагаем детям подружиться со страхом, сделать его красивым. Добавляем желтые или розовые «волосы», делаем привлекательнее, а потом спрашиваем:

– Ты теперь его боишься?

И, как правило, слышим:

– Нет.

Со стороны это смешно выглядит, но такой прием успокаивает детскую душу. Несколько встреч в центре – и страхи проходят. Мамам советуем оставлять включенным ночник в детской комнате. Рекомендуем вместе с ребенком изобразить страх на бумаге, а потом разорвать ее в мелкие клочья или «окультурить» страшилку, превратив ее в нечто красивое и не страшное.

На семинарах с родителями анализируются такие отрицательные эмоции, как гнев, ощущение бессилия, беспомощность, злость, раздражение. Вместо обидных замечаний приемным детям («Ты опять не помыл посуду», «Ты опять опоздал!») предлагаются более деликатные варианты, так называемые «психологические бутерброды»: «Обычно ты поступаешь ответственно, но сегодня ты не помыл посуду, это меня расстроило. Рассчитываю, что ты это сейчас быстро сделаешь»; «Я так волновалась, не случилось ли чего с тобой в дороге? Расскажи, где задержался?».

Отзывы слушателей о семинарах самые добрые. Вот лишь некоторые из них: «Благодарю вас, ушли дурные мысли». «Нравится слушать специалистов, мне стало легко. Спасибо». «Все круто! Буря впечатлений. Удивление». «Тренинг понравился, коллектив хороший. Не впустую потратил время». «Полезные упражнения. Надеюсь, когда будет подходящая ситуация, я не забуду про них».

– Мы не контролирующий орган, а реально помогающий людям, – отмечает Фарида Жемксимбаева. – Наши услуги бесплатны. К нам могут обращаться кандидаты в усыновители, опекуны, приемные родители, педагоги образовательных учреждений и все, кому нужны юридические и психологические консультации. Адрес центра в Южно-Сахалинске: ул. Пограничная, 5, каб. 23, тел. 73-80-84 и 31-21-46.

Л. Степанец.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ