Суббота, 4 мая, 2024

Автостоянка под окном

Призрачная парковка
Уже несколько лет в Южно-Сахалинске жители домов № 18, 16, 14 и 12а по проспекту Победы борются с одной-единственной автостоянкой, расположенной в центре их двора.
– Стоянка появилась давно, еще в начале перестройки, – рассказывает житель дома № 18 Николай Егорович Банин. – Тогда автомобили на ее территорию запускали в малом количестве и с оглядкой. После каждого закрывали ворота, стараясь лишний раз «не светиться». Понятно почему – территория принадлежала и сейчас принадлежит военным, официально никакой стоянки не было, так что, всплыви история наружу, у предприимчивых командиров могли возникнуть серьезные неприятности. Но ничего такого не произошло. А в 2000 году территория отошла к военторгу. Ее отдали под мастерские по пошиву и ремонту одежды. С этого момента и начались наши проблемы.
Стоянка разрослась в разы. Причем часть земли отвели под грузовой транспорт. Грузовики серьезно повредили дороги внутри двора. Перед домом № 18 просели канализационные колодцы. Нас возмущал шум от автомобилей, мы дышали пылью, отработанными газами. К счастью, в 2004 году на парковке грузового транспорта был поставлен крест. Но его место занял легковой. Тут уж наше терпение окончательно лопнуло…
Н. Банин лично обошел жильцов соседних домов, собирая подписи, и вскоре жалобы на автостоянку были отправлены в адрес депутатов, прокуроров, санитарных врачей, военного руководства и даже министра обороны РФ. Завязались, по определению Н. Банина, и некие «боевые» действия.
Во всяком случае, угрозы со стороны предпринимателей, арендовавших у военных землю, Николаю Егоровичу поступали неоднократно. В битве за общее благо пострадал и личный транспорт Н. Банина. Автомобиль царапали, били стекла. Но общественник лишь с большим пылом продолжал борьбу.
И побеждал. Раз за разом, от одного депутатского запроса к другому становилось все более и более понятно – автостоянка ДГУП № 641 по улице Комсомольской, 205а незаконна и обязана прекратить деятельность. Так считала и. о. начальника управления архитектуры и градостроительства г. Южно-Сахалинска Н.  Сорокумова, подписывая 22 декабря 2004 года предписание начальнику Южно-Сахалинской КЭЧ полковнику А. Чолаку принять до 25 января 2005 г. меры по ликвидации автостоянки. Так считали и депутаты областной Думы А. Лобкин, С. Пономарев и В. Варенников, отправляя свои депутатские запросы в различные инстанции. Так в конце концов стал считать и начальник государственного унитарного предприятия ДП ФКП «Управление торговли ДВО» (ДГУП № 641 – та самая стоянка!) г. Южно-Сахалинска В. Смирнов, когда 1 марта 2005 года подписал приказ о закрытии в течение месяца автопарковки. Аналогичное распоряжение сделал начальник управления торговли ДВО В. Никонов. Победа? Как бы не так!
Автостоянка продолжала функционировать. В ночное время на ее территории скапливалось до двухсот автомобилей!
Военный прокурор Южно-Сахалинского гарнизона К. Рожков внес представление в адрес начальника управления торговли ДВО привлечь В. Смирнова к дисциплинарной ответственности, а также принять все необходимые меры по прекращению деятельности автостоянки. В. Никонову пришлось объявить В. Смирнову выговор и снова потребовать закрыть стоянку.
Что же В. Смирнов? А ничего. Выговоры и предупреждения с него слетали как с гуся вода. Он привычно разводил руками: «Ничего не могу поделать – люди сами заезжают на территорию и оставляют здесь свои автомобили. А ворота закрыть не могу, так как они сломались». И такой вот цирк продолжался целый год, пока Н. Банин не достучался до министра обороны РФ. И с 1 марта 2006 года деятельность автостоянки была прекращена, территория очищена от посторонней техники.
На время автомобилей действительно поубавилось. Но лишь на время. Буквально через месяц машины вновь стояли под окнами возмущенных и недоумевающих жильцов.
Не мытьем,
так катаньем
Первым делом люди бросились узнавать, на каком основании стоянка заработала вновь. На письменные запросы из разных инстанций приходил один и тот же ответ:  разрешение на продолжение работы автостоянки никем не выдавалось.
Впрочем, в результате проверок, проводимых военной прокуратурой Южно-Сахалинского гарнизона, управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, департаментом архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г. Южно-Сахалинска выяснилось следующее. Земельный участок № 6, расположенный по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Комсомольская, 205а, принадлежащий министерству обороны РФ, руководителем территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Сахалинской области Р.  Яровиковой передан ДГУП № 641 ДП ФКП «Управление торговли ДВО» на основании договора аренды № 41 от 21 декабря 2006 года. А буквально на следующий день руководитель ДГУП № 641 в соответствии с договором субаренды передал данный земельный участок ООО «Бизнес Стайл» – для эксплуатации и оказания бытовых услуг населению сроком до 27 ноября 2007 года.
Согласно данному договору, руководством ООО «Бизнес Стайл», на основании экспертного заключения по отводу земельного участка под проектирование от 21 февраля 2007 года, которым на данном земельном участке разрешено размещение автостоянки с количеством автомобилей, не превышающем 50, была организована платная автостоянка. А так как руководство ДГУП № 641 отношения к организации автомобильной стоянки не имеет и ООО «Бизнес Стайл» не управляет, то и требовать от него что-либо бесполезно. Словом, отстаньте, уважаемые.
Однако Н. Банин продолжал осаждать военную прокуратуру Дальневосточного военного округа письменными запросами. И в конце концов вместо формальной отписки получил более обстоятельный документ. Оказалось, военная прокуратура Южно-Сахалинского гарнизона установила, что при передаче указанного земельного участка в аренду Южно-Сахалинской КЭЧ не согласованы с управлением федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Сахалинской области вопросы возможного ограничения использования земельного участка, а самим управлением не размещено сообщение в печатных СМИ о наличии данного участка.
Вот, собственно, и все. О закрытии стоянки, а тем более о каком бы то ни было благоустройстве участка и речи не идет.
– Вот бы на месте «военной» стоянки организовать спортивную площадку. Чтоб круглый год ребятишки играли в футбол, баскетбол, хоккей, на коньках катались, – мечтает вслух Н. Банин. – Тем более сейчас по всей армии вой идет: сокрушаются отцы-командиры – до чего призывник чахлый пошел.
С Н. Баниным согласен и депутат областной Думы А. Хапочкин. Какая земля пропадает! Но принадлежит она военным, и вот так просто, за здорово живешь, они ее не отдадут. Даже детям. Впрочем, попытки договориться продолжаются.
Напомню читателям, что ООО «Бизнес Стайл» занимается скандальным строительством автостоянки на месте ледового катка с южной стороны Дома офицеров.  Против строительства активно возражают экологи и жители близлежащих домов.
Что ж, судя по всему, спорт у городских и военных властей и нынче не в чести.
Впрочем, недавно Н. Банин позвонил в редакцию и рассказал, что в ликвидации стоянки вроде бы наметились подвижки – часть автомобилей со стоянки убрали. Помогло обращение непосредственно к полномочному представителю президента на Дальнем Востоке К. Исхакову.
– Но все это мы уже проходили, – говорит  Н. Банин. – Свято место пусто не бывает.
Поэтому никакой уверенности в том, что автомобили не появятся под нашими окнами вновь, у меня, как и у других жителей двора, нет. Сойдет шум, улягутся страсти, и стоянка заработает вновь. Быть может, принадлежать она будет уже другой фирме, но кого это волнует?
Не троньте!
С точностью о наоборот обстоят дела с другой автостоянкой в областном центре. Предприниматель Ю. Фридрих построил ее в 2006 году на месте гниющих остатков гаражей и мусорных куч. Очистив территорию от мусора, он занялся благоустройством окрестностей. Договорился с руководством детского сада № 20 о шефстве над дошкольным учреждением.
– Давно пора, – вздыхает заведующая детсадом С. Голынская. – Забор у нас весь в дырах, все кому не лень шатаются по территории взад-вперед. Компании молодежи пьют и курят. Постоянно бомжи околачиваются. Да и гаражи-развалюхи от детского сада убрать нужно. Они же сгнили практически все. В них бездомные собаки живут, мусор накапливается. У меня на руках заключение городских властей о том, что да, действительно гаражи должны быть убраны. Но сделать это невозможно, потому что у города нет места, куда их отвезти, нет денег и нет техники. То есть к исполнению своих обязательств город подходит спустя рукава. Зато от других требует неукоснительного соблюдения всех законов и правил.
31 мая  С. Голынская говорила приблизительно те же самые слова главному специалисту отдела земельных отношений ДАГУН г. Южно-Сахалинска Е. Коробовой и главному специалисту-консультанту горсосбрания Ж. Чернышевой. С утра пораньше две женщины пришли к Ю. Фридриху со следующей новостью – город расторгает договор аренды на землю и просит предпринимателя освободить место. Причина – несоблюдение бизнесменом санитарно-защитной зоны и расширение автостоянки более чем на 10 машино-мест.
Однако просто известить не вышло. Посетителей встретила группа местных жителей. Они прослышали о визите представителей законодательной и исполнительной власти и решили, что совсем не лишним городу будет узнать мнение своих горожан.  Состоялся весьма любопытный разговор.
– Кроме заполненной под завязку автостоянки у областной библиотеки в центре города мест для ночной парковки нет. Я по состоянию здоровья просто не в силах наматывать по нескольку километров каждый день, добираясь до своего автомобиля. Эта стоянка для меня идеальный выход, а вы ее пытаетесь прикрыть, – объяснял свою позицию В. Александровский. – Тогда я буду свой автомобиль на газоне оставлять во дворе. Кому это нужно? Вам? Мне?
Проживающий в доме № 13 (к нему примыкает автостоянка) по ул. Вокзальной И. Леготин заговорил о шуме и загазованности.
– У меня окна на стоянку выходят, и никаких проблем от такого соседства я не испытываю. А вот генератор, что находится на заднем дворе у почтамта, мне мешает. Когда он включается, в мою сторону летит черное облако дыма. Дышать невозможно. Куда я только не жаловался – никому дела нет. А котельная на железной дороге? В центре Южно-Сахалинска стоит, понимаешь, дымит и хоть бы хны. Вот у меня соседка говорит – от машин на стоянке газы идут, хотя у самой окна в другую сторону смотрят. Я ей отвечаю: кто замерял? Покажите результат экспертизы. И пусть будет указано, какая смесь откуда взялась. То же самое с шумом. Под боком ДК железнодорожников. Вечером и ночью – шум, ор, песни, пляски, драки. Я уснуть не могу. Зато на стоянке тихо и спокойно. Никто никого не бьет, не кричит. Ставить автомобили вечером и ночью запрещено. Собака гавкнуть могла, но и ее убрали.
– Человек пошел навстречу людям. По нашей просьбе расширил стоянку – кому от этого плохо стало? Алкоголикам, которых стали гонять охранники стоянки? Жителям ближайших домов, во дворы которых теперь не забредают ночью всякие отморозки? – вторил соседу Е. Соборницкий. – Я тоже местный житель, восемь лет здесь живу и вижу, что было до стоянки и как изменились дворы после ее появления. Вечером стало безопасно гулять. Раньше то и дело в гаражах у ДК находили избитых и ограбленных людей. Стоянка появилась – как отрезало. А уберут ее – все начнется заново. Вокзал же рядом, из него вся пена к нам идет. А еще я вижу, что за все восемь лет город не сделал здесь ничего. Мы лишь слышим постоянные отговорки – то денег нет, то места, то свободных рук. И сейчас вы убираете единственного человека, у которого все это нашлось. Разве это нормально?
– Но тогда почему не согласовали расширение автостоянки? – парировала чиновница из ДАГУНа.
– А я вам встречный вопрос задам. Какова судьба обращения в защиту автостоянки жителей окрестных домов к депутатам городского Собрания? – поинтересовался Ю. Фридрих.
– Среди подписей под обращением были жители не примыкающих к стоянке домов, поэтому обращение не рассматривалось, – ответила Ж. Чернышева. 
– То есть остальные подписи проигнорировали? Понятно. А теперь поясню, почему нет согласования на расширение автостоянки. Я попытался его сделать. Но чиновники ни о каком расширении слышать не хотели. Хотя намекали: за взятку все возможно. Но какой мне смысл рисковать? Я и так отдаю налоги городу, благоустраиваю его, а вместо «спасибо» слышу «пошел вон». Ладно, хорошо: уйду. Уберу забор и охранников. И что изменится? Машины как ставили, так и будут ставить, только уже не на специальной территории, а во дворах. Угонять и обдирать их будут чаще. А на месте стоянки снова появится свалка.
– Почему вам дела нет до стоянки служебного транспорта у почтамта? Там ведь не только служебные, но и частные авто оставляют, причем в большом количестве. И по ночам мы слушаем вой сигнализации. Надо и их прижать справедливости ради, – предложил чиновникам Е. Соборницкий.
– Вы не обращались, мы и не «прижимали». Что касается мусора и свалок – то, пожалуйста, берите метлу в руки и убирайтесь. Все в ваших силах, – ответила Ж. Чернышева. – И вообще, разговор этот можно продолжать до бесконечности, в то время как мы свое дело сделали, так что прощайте.
Но, судя по всему, отпускать представителей власти, защитники стоянки пока не собирались.
– Во-первых, я не намерен убирать мусор за всякой шантрапой, здесь к тому же не проживающей. А, во-вторых, ответьте мне, пожалуйста, что с закрытием стоянки власть намерена предложить горожанам? Куда нам парковаться? – заговорил солидный автовладелец, представившийся Аркадием. – Если предложить нечего, то простите, но я буду считать себя вправе приехать во двор господина Алборова или любого другого депутата или чиновника и оставить свою машину у них перед окнами. Еще сигнализацию включу. Думаю, моему примеру последуют многие жители этого района. Полагаю, тогда наши проблемы предстанут перед вами в несколько ином свете. И решать их вы будете более дипломатично.
На это замечание представители города не нашлись что ответить. «Мы уходим», – еще раз заявили они. Расступившись, жильцы выпустили женщин со стоянки и, свернув плакаты, разошлись по своим делам. Договорившись, впрочем, встретиться вновь и дело автостоянки на самотек не пускать.
Город, который нас выживает
С каждым годом все больше и больше землю в областном центре сдается в аренду. Согласно учетным данным ДАГУН г. Южно-Сахалинска по состоянию на 1 января 2006 года в составе земель муниципальной собственности числилось земли, сданной в аренду – 24 543 500 кв. м. Для сравнения: по состоянию на 1 января 2003 года из состава земель муниципальной собственности в аренде находилось – 19 070 000 кв. м. Количество земли, предоставленной в бессрочное пользование, также существенно возросло. При этом общая сумма только выявленных нарушений финансового и земельного законодательства по данным контрольно-счетной палаты городского Собрания с 2003 по 2006 составляет более 30 млн. рублей!
Выводы неутешительны: либо в городе практически все землевладельцы жулики и аферисты (в том числе и известные на весь мир организации), либо что-то неладно с земельным законодательством или с конторой, призванной следить за его соблюдением. В сущности, придраться сейчас без проблем можно практически к любому объекту недвижимости – обязательно вскроется какое-нибудь нарушение. И одно из наиболее часто встречающихся – вторжение в санитарно-защитную зону. В наше с вами жизненное пространство. Автостоянок в том числе.
Однако не всякое вмешательство несет вред. Например, больной с острым аппендицитом будет только рад вторжению скальпеля хирурга в свой организм. Так и в случае с автостоянками – иногда они приносят пользу. Проблема в том, что чиновники таких «мелочей» понимать не хотят и подчас одной росписью пера создают проблемы сотням людей.
Рассмотрим два наших случая. Автостоянка у ДК железнодорожников. Что происходит? Предприниматель ликвидирует многолетние свалки мусора, благоустраивает территорию, прислушивается к чужому мнению, в общем, ведет себя как приличный и вполне вменяемый человек, и тем не менее, город расторгает с ним арендный договор. При этом за более чем десятилетний период деятельность властей по улучшению благоустройства в этой части города свелась к бетонированию сквера, прилегающего к домам №№ 5, 7, 9 по улице Вокзальной. В свое время было решено перенести на Вокзальную часть рынков с улицы Сахалинской, вот и подготовила площадки под ларьки. Между прочим, грубо нарушив санитарно-защитную зону части жилых домов. К счастью, торговцы имели на сей счет свое мнение и оставлять обжитые и прибыльные места отказались. Понятно теперь возмущение и разочарование людей, у которых впервые за долгие годы появилась возможность реально улучшить условия жизни, и тут ее отбирают.
Второй случай – стоянка на проспекте Победы. Она не законна. В соответствии с рядом документов ее вообще не существует. Теперь, внимание, вопрос – как убрать то, чего нет? Напомню, начальник ДГУП № 641 В. Смирнов упирал на то, что автомобили их владельцами ставят на его территорию самовольно. Судя по всему, и деньги они местным охранникам в карманы силком засовывали. Тем не менее, факт есть факт. Раз официально стоянка не существует, то и прикрыть ее нет возможности. И только по очень высокому приказу дело может сдвинуться с мертвой точки.
А теперь задумаемся: что произойдет, когда официально стоянка у ДК железнодорожников прекратит свое существование, но место под автомобили останется? Думается мне, что очередной стоянкой-призраком в городе станет больше. Вроде есть она, а вроде – нет. И ведь не придерешься. Жители оставляют свои авто самовольно, и весь сказ. Но самое обидное не это, а другое. Кто будет заниматься благоустройством дворов? Увы, похоже, что никто.
Ведь запрещать куда проще, чем делать нечто конкретное.
П. РЯБЧИКОВ.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ