Суббота, 27 апреля, 2024

Что делать, когда не ясно, кто виноват?

Шесть сахалинских стеркодеров получили право на российский флаг и на промысел в отечественных водах – этому событию была посвящена пресс-конференция заместителя председателя областного правительства С. Карепкина, в которой также приняли участие председатель ассоциации «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области» С. Сенько и вице-президент компании «Посейдон» Г. Бондаренко. Кому-то тема разговора может показаться мелкой, тем более, что речь идет о деятельности лишь нескольких рыбопромышленных компаний, однако в истории стеркодеров, как в капле воды, отражаются все парадоксы и странности нашей современной жизни. Напомним, в середине 90-х годов современные минтаеловы-стеркодеры были построены на немецких судоверфях под гарантию России на кредит немецкого банка KfW (400 млн. долларов) и переданы сахалинским рыболовецким колхозам. По требованию банка зарегистрированы они были на Кипре. Кредиты в связи с происходившими в стране экономическими пертурбациями возвращались непросто, однако банк входил в положение рыбаков, и до 2000 года, по словам Сенько, было выплачено 100 млн. долларов кредита. А в 2001 году правительство ввело аукционы на приобретение квот. И до 2004 года владельцы стеркодеров выкупали возможность работать, заплатив при этом государству 100 млн. долларов – на выплату кредитов денег у них просто не оставалось. Естественно, начались судебные иски, аресты судов. Наконец наши государственные деятели сообразили, что сделали что-то не то – разоряется рыбная отрасль, и аукционы отменили. Но платность водно-биологических ресурсов осталась – за них в 2004 – 2008 годах было выплачено еще 90 млн. долларов. С возвратом кредитов опять начались сложности (хотя половину основного долга за это время удалось погасить). Но в 2009 году рыбакам был нанесен окончательный удар. После внесения поправок в законодательство был введен запрет на работу в наших экономических водах судов, собственником которых выступает иностранное юридическое лицо. А флаг у стеркодеров, напомним, был кипрский. Поменять его обремененные долгами суда не могли, но и гасить долги им не разрешали. В результате суда стали на прикол, множа убытки. Как известно, на сегодняшний день стеркодеры являются одними из самых эффективных промысловых судов среди среднетоннажных. Они строились для работы в суровых условиях Охотского и Берингова морей для промысла минтая, трески и палтуса. В год такое судно может добыть и переработать около 20 тыс. тонн рыбы, производя до 30 – 40 категорий филе минтая, рыбную муку и мороженую икру минтая. Каждый месяц простоя судна обходился рыбакам в 30 – 40 тыс. долларов. Без работы сидели примерно 1,5 тыс. специалистов. Если бы эти суда работали, они могли бы выпустить продукции на 1,5 – 2 млрд. рублей в год, выплатить зарплату в 250 – 300 млн. рублей и только налога на доходы физических лиц более 35 млн. рублей. Так что теряли не только рыбаки, теряло и государство – и именно из-за своих действий. Не помогло и то, что долг у банка KfW выкупил государственный Внешэкономбанк – его специалисты умудрились еще больше запутать дело. Свою лепту внесло и Росрыболовство, пытавшееся отобрать стеркодеры у их нынешних владельцев и перевести в фирму «Нацрыбресурсы». Борьба шла два года. Как сообщил С. Карепкин, руководители рыбопромышленных компаний не «вылезали из Москвы», губернатор А. Хорошавин неоднократно встречался как с банкирами, так и со столичными чиновниками. Дошло до того, что делом о стеркодерах занялись на самом верху – первый зампред правительства В. Зубков и сам премьер В. Путин! И вот, как констатировал С. Карепкин, – «первая ласточка». 31 декабря 2010 года в 16.00 В. Путин подписал соглашение о реструктуризации задолженности сроком на 5 лет в отношении 6 стеркодеров, принадлежащих компаниям «Посейдон», «Водолей», «Поронай» и «Сахалинрыбаксоюз». Они уже поменяли флаг на российский и намерены принять участие в нынешней минтаевой экспедиции. За годы простоя общая сумма задолженности выросла до 389 млн. долларов, из которых основная сумма невозвращенного кредита 200 млн. долларов, 56 млн. – проценты, а 133 млн. – «штрафные проценты», начисленные Внешэкономбанком за невыполнение условий по кредиту. «Штраф» рыбакам простят. Остальное надо будет выплачивать. Получится ли? Вопрос закономерен, потому что окончательно проблема со стеркодерами так и не решена. Для выпуска в море еще 9 судов, принадлежащих Сахалинлизингфлоту, которые в настоящее время стоят на приколе в китайском порту, требуются дополнительные поправки в закон о реструктуризации долга на 20 лет. Все необходимые решения должны быть приняты и оформлены 1 февраля, но срок прошел, а сдвигов пока нет. Да и у тех судов, что уже поменяли флаг, проблемы продолжаются. Стеркодер компании «Посейдон» «Мыс Курбатова» первым был приведен в полную готовность, и 30 января судно вошло на рейд близ порта Холмск для посадки экипажа. Но пограничники не разрешают судну зайти в порт для быстрого оформления всех допусков, поэтому 30 человек придется перевозить за пределы 12-мильной зоны на небольшом буксире, имеющем право пересечения границы. Это займет минимум двое суток. А путина не ждет – до 10 апреля «Мысу Курбатов» надо освоить квоту в 6 тыс. тонн минтая. А потому у рыбаков опять одна единственная просьба к российским чиновникам – не ставить палки в колеса и дать спокойно работать. В. ГОРБУНОВ.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ