Пятница, 10 мая, 2024

Два кармашка с деньгами

Неоднозначную реакцию у сахалинских педагогов вызвало последнее повышение заработной платы. В редакцию поступают звонки и письма, суть которых сводится к следующему: глава правительства России объявил, что прибавка к жалованью составит 30 проц. Однако в островной области учителям добавили значительно меньше, да и то не всем. «Что же получается? – вопрошал автор одного из писем. – Добился педагог хороших результатов по единому госэкзамену, победили его ученики на предметной олимпиаде – пусть получит за труды аж 6,5 проц., раз на 30 «путинских» даже самые успешные не тянут?».
Редакция попросила регионального министра образования Е. Сафонова и начальника отдела экономического анализа, планирования и финансирования министерства Г. Пивень прояснить ситуацию.
– Давайте разберемся, из чего исходило правительство РФ, когда заявляло о повышении средней зарплаты на 30 проц., – предложила Галина Витальевна. – Оно сравнило среднюю зарплату учителей по России со средней зарплатой в целом по всем отраслям экономики. Разрыв составил 30 проц. Вот почему уже в мае 2011 года была поставлена задача повсеместно к 2013 году ликвидировать такое отставание и сделать профессию учителя конкурентоспособной на рынке труда.
Однако в стране есть регионы с развитой и неразвитой экономикой. В одних учительские заработки приближаются к среднему заработку в производственной сфере, а в других, к примеру аграрных, значительно отстают. Не случайно, заключая соглашения с органами управления образованием на местах, правительство РФ предложило два варианта повышения зарплат с учетом местных особенностей.
Составлен список из 44 экономически развитых регионов России, где невелика разница в средней заработной плате учителей и трудящихся в сфере экономики. Такие субъекты федерации, доплатив учителям недостающие проценты, уже в этом году выполнят задачу правительства.
– В этом списке и Сахалинская область, которой следовало погасить отставание в 14,7 проц., – вступил в разговор Е. Сафонов. – В этом случае средняя зарплата островных учителей будет эквивалентна средней зарплате в экономике области (по данным на 1 сентября 2011 года, это 35650 рублей). В остальных же регионах России, где слабо развита экономика, прибавка составит 30 проц. Тем не менее некоторые из них смогут наверстать отставание лишь к 2013 году.
– Хочу обратить внимание на следующее, – сказал министр. – Путин подчеркнул, что доплата – это не механическая раздача денег всем педагогам в равных долях. Идеология этого повышения зарплаты – деньги в обмен на качество знаний и инновации. Право на такой дополнительный стимул получат лишь те учителя, которые дают качественное образование, внедряют инновационные и информационные технологии, постоянно повышают свое педагогическое мастерство.
Как разъяснили в министерстве, из областного бюджета муниципальным образованиям на эти цели выделено 62 млн. рублей. Распределялись они согласно нормативу – в зависимости от численности учащихся. (Учителям полагается одинаковая зарплата в расчете на одного ученика). Это вливание позволило уже к 1 сентября выровнять уровни средних зарплат учителей и тружеников, занятых в экономике.
Г. Пивень для наглядности назвала несколько цифр. Так, средняя зарплата учителей в этом году ориентировочно составит: в Северо-Курильске – 48720, в Южно-Курильске – 42560, в Курильске – 46560, в Охе – 38060, в Тымовском – 30077, Долинске – 28370 рублей. Размер зарплаты зависит и от количества учащихся, и от нагрузки педагогов (на сколько ставок он работает), и от численности административно-управленческого и вспомогательного персонала школы.
Фонд оплаты труда в каждом общеобразовательном учреждении свой. Вот почему в школах повсеместно вносили коррективы в положения о стимулирующих доплатах, разрабатывали систему индикаторов, по которым будут определять величину стимулирующих выплат.
Теперь ежемесячно на заседаниях советов школ (в их состав вошли представители профсоюза, руководители методических объединений, руководство учреждений) всесторонне рассматриваются результаты работы каждого учителя и согласно индикаторам определяется сумма материального поощрения. К примеру, в сентябре учительница русского языка и литературы невельской средней школы № 2, выполнив все условия стимулирования, получила прибавку к жалованью в размере 10 тыс. рублей. В южно-сахалинской гимназии № 1 им. А. Пушкина коллектив принял решение, что новую доплату станут получать только молодые специалисты. Пусть для них это будет стимулом к профессиональному становлению и закреплению в сфере образования.
Г. Пивень пояснила, что новация дала возможность школам иметь два стимулирующих фонда, как два кармашка с деньгами. Но доплаты из второго «кармашка» получат только те учителя, которые участвуют в модернизации образования, добиваются повышения качества знаний, имеют хорошие результаты по итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ, повышают педагогическое мастерство до уровня первой и высшей категорий, имеют авторские методические разработки.
Что касается индикаторов, то у каждого общеобразовательного учреждения они свои. К примеру, если в школе повышенного уровня отмечаются достижения педагогов при подготовке ребят к предметным олимпиадам и конкурсам, активное внедрение новых федеральных стандартов, то в школе, где учится немало детей из социально неблагополучных семей, индикаторами являются не только успеваемость, но и хорошая посещаемость занятий, отсутствие правонарушений.
По словам Е. Сафонова и
Г. Пивень, они уже побывали в шести муниципальных образованиях, встречались с педагогами, проверяли, как на местах работает новая система поощрений учителей, отвечали на вопросы. В частности, на типичный: правомерно ли сравнивать среднюю зарплату учителя, работающего не на одну ставку, со средней зарплатой в экономике? «Быть может, стоит сделать расчет применительно к одной ставке?» – предлагали педагоги. Но ведь во многих отраслях экономики люди тоже работают не на одну ставку. Так что оба показателя совместимы.
Зная, что у некоторых специалистов даже после разъяснений остаются неясности, региональное министерство образования обязало муниципалитеты открыть 14 октября «прямые линии» и сообщить о времени их проведения в районных СМИ.
Л. СТЕПАНЕЦ.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ