Пятница, 26 апреля, 2024

Газпромовский эксклюзив. В южно-сахалинском лицее № 1 работают два специализированных класса, аналогов которым нет на Дальнем Востоке

Мозговой штурм.

19 октября южно-сахалинский лицей № 1 отметит свое 25-летие. За эти годы тысячи его выпускников нашли себя в разных сферах деятельности. Они стали инженерами нефтегазовой и космической отраслей, кораблестроителями и конструкторами подводных лодок, комплексов «Рубин» и «Алмаз», профессионалами в медицине, морском бурении, авиации. Среди пилотов гражданской авиации выпускница лицея Александра Брайченко. После вуза она работала в одном из авиапредприятий Санкт-Петербурга, сейчас стажируется в Испании, после чего будет выполнять полеты в небе Сахалина.

Ежегодно практически 100 проц. выпускников лицея № 1 поступают в престижные вузы страны. Наибольшей популярностью пользуются санкт-петербургские университеты: телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича, горный, медицинский, электротехнический, политехнический. Немало желающих получить высшее образование по нефтегазовому профилю в Москве и Уфе.

На очереди выпуск лицеистов-2017. Он особенный. В нем 25 ребят, которые, изначально пройдя через конкурсный отбор, второй учебный год занимаются в специализированном «Газпром-классе». Он создан в рамках совместного проекта компании ООО «Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск», департамента образования областного центра, Сахалинского государственного университета и лицея № 1 для опережающей подготовки кадров по линии «школа – вуз – предприятие». Суть новации – целевая профильная подготовка учащихся для поступления в технические высшие учебные заведения и ранняя профориентация на востребованные в обществе инженерные профессии.

Компания оснастила уникальный класс интерактивной техникой, 19 компьютерами, автоматизированным рабочим местом учителя, в фирменном стиле оформила информационные стенды о своей деятельности в островном регионе. Над интерактивной доской вместо лозунга – ключевая цитата академика И. Губкина: «Недра не подведут, если не подведут люди». А последние, надо думать, не подведут, если станут хорошими специалистами, так что ясно, кому адресует компания крылатые слова академика и на кого возлагает надежды.

Открывая первый профильный класс, генеральный директор ООО «Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск» Владимир Кроха пояснил: «Наша компания занимается разработкой сложнейшего проекта подводной добычи углеводородов. Для успешного его развития требуются самые лучшие, высокопрофессиональные кадры. Для нас очень важно, что таких специалистов мы можем готовить на Сахалине начиная со школьного возраста».

И действительно, физика, химия, математика, информатика и черчение преподаются здесь в расширенном варианте. Занятия для большей их эффективности проходят по группам. Помимо основного расписания есть аналогичные спецкурсы. И вот что интересно: специалисты общества готовят и проводят Газпром-уроки в интерактивной форме, подход к изучению тем оригинальный, креативный, с упором на материалы, разработанные Российским государственным университетом им. И. Губкина для учебных программ всех уровней профессионального образования.

В практику работы с этим классом вошли деловые игры, виртуальные экскурсии (к примеру, на Киринское газоконденсатное месторождение), знакомство с историей формирования ООО «Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск», его деятельностью и проектами. Одиннадцатиклассники получили представление о том, что такое углеводороды, где они залегают, как их добывают и готовят к дальнейшей транспортировке потребителям.

При помощи газированной воды и подсолнечного масла ученикам продемонстрировали, что за скважинная продукция выходит из недр земли под большим давлением. Специалисты рассказали об особенностях прокладки газопроводов, работе изыскателей и проектировщиков, сметчиков, строителей. Для закрепления знаний лицеистам предложили изготовить макет газопровода Холмск – Южно-Сахалинск. Они справились с этой задачей и даже рассчитали стоимость его строительства.

На одном из занятий молодой специалист управления геологии и разработки месторождений компании ООО «Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск» Роман Шологин сообщил старшеклассникам много интересного про разработку морских месторождений и технологии подводной добычи газа и предложил интер-активную игру. С помощью бумаги и скотча ребята моделировали буровую платформу, придавая ей устойчивость в емкости с водой. Они проводили тестирование ее плавучести и даже для большего сходства с морской установкой с помощью свечи имитировали горящий газовый факел.

Запоминающимися были уроки экологической культуры, знакомство с экологи-ческой политикой ПАО «Газпром» и ООО «Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск». Во всемирный День охраны труда учредители класса провели открытый урок по охране труда и промышленной безопасности. Школьники прошли вводный инструктаж, ознакомились со средствами индивидуальной защиты, корпоративной культурой производственной безопасности, а также с мерами по предупреждению производственного травматизма.

Сотрудники филиала – Киринского газодобывающего управления – подготовили для «подшефных» презентационный фильм о системе управления технологическими процессами на одноименном месторождении, а также о том, как газовики работают на промысле и как проводят свободное время. Вся эта разноплановая познавательная информация, несомненно, повышает интерес лицеистов к выбору инженерных специальностей в этой перспективной отрасли.

К тому же сотрудники ООО «Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск», заинтересованные в подготовке квалифицированных кадров, не забывают о стимулах для ребят. Самая успешная ученица класса, победитель в номинации «Ученик года», отличница Полина Толстова получила благодарственное письмо и денежное поощрение от генерального директора ООО «Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск» Владимира Крохи.

Эта старшеклассница отличилась в олимпиадах по физике, химии, математике в летней физико-математической школе при МГУ им. М. Ломоносова. Как победитель регионального тура конференции старшеклассников ездила в «Артек» и в международный детский центр «Океан» (Владивосток), где встречалась с учеными. Они пригласили П. Толстову продолжить образование в новосибирской физико-математической школе, выпускница приняла это предложение.

И. о. директора лицея Елена Александровна Алиниченко и учитель физики Тамара Георгиевна Воронина отмечают: в «Газпром-классе» каждый второй ученик из двадцати пяти имеет реальные шансы окончить школу с золотой медалью. У ребят очень высокая мотивация к обучению. На спецкурсе по физике большинство из них решает нестандартные задачи, расширяющие теоретическую и практическую базу знаний по этой дисциплине. Такая форма учебы позволяет лучше готовиться к олимпиадам и конференциям различного уровня. К примеру, в интернет-олимпиадах Санкт-Петербургского государственного университета ребята участвуют с восьмого класса. У них множество грамот за участие в заочных турах, но и на очном туре эрудиты выступили достойно.

Т. Воронина рассказала еще об одном уникуме из «Газ-пром-класса». Это Руслан Хохлов. По физике учится только на пятерки. Четвертый год выступает на конференциях старшеклассников и никому не уступает первенства в муниципальном и региональном этапах предметных олимпиад. Руслан заочно учится в физико-математической школе при МГУ, трижды в год выезжает туда на весеннюю, летнюю и зимнюю сессии. Еще в восьмом классе он занялся усовершенствованием радиотехнической аппаратуры. Сделанные его руками колонки-усилители по техническим характеристикам являются эксклюзивными. Юноша всерьез увлекается техническим творчеством, через интернет выписывает необходимые для конструирования запчасти и детали. Исследовательская работа Хохлова опубликована в одном из центральных журналов. А еще Руслан – хороший спортсмен и организатор, он увлек лицеистов воркаутом. Теперь в свободное время школяры бегут на спортивную площадку, чтобы потренировать мышцы и показать свою ловкость в гимнастических упражнениях.

– Ребята из «Газпром-класса» увлекаются не только точными науками, – рассказывает завуч Т. Воронина. – Про каждого из них можно сказать: успешный, хорошо воспитанный, деликатный, внимательный. Ребята очень бережно, терпимо, корректно относятся друг к другу и ко всему педагогическому коллективу.

Они разносторонние, талантливые и инициативные. Полина Журлова в прошлом году в интернет-конкурсе по биологии выиграла поездку в Испанию и с группой ребят из России училась там две недели. Как победитель регионального тура олимпиад Полина побывала в международном детском центре «Океан» (Владивосток). Воспитанница одной из художественных школ областного центра, она хорошо рисует. Разработанный ею социальный проект «Школьный двор» победил на городском конкурсе, благодаря чему возле лицея появилась площадка с воркаутом.

Именную стипендию губернатора по результатам прошлого учебного года получает Даша Ковалева. Она также учится в художественной школе. В прошлом году проехала по Золотому кольцу России, во Владимире и Суздале выполняла работы на пленэре. Кроме того, старшеклассница, увлеченная ирландскими танцами, в течение нескольких лет выступает на конкурсах в Санкт-Петербурге. Однажды для сверстников она приготовила хореографический мастер-класс. Под музыкальные видеозаписи так ярко продемонстрировала ритмичные танцевальные фрагменты, что даже мальчишки с удовольствием стали их осваивать.

В этом же классе Руслан Гильманов занимается бальными танцами, Михаил Воробец – спортивными, а Лиза Шамбаева около десяти лет исполняет народные танцы. Филипп Сирый увлечен восточным единоборством – кендо.

Тамара Георгиевна Воронина призналась, что когда в восьмом классе стала классным руководителем у этих ребят, то тревожилась: хватит ли ей эмоций и энергии, чтобы заинтересовать собой этих активных детей, увлеченных творчеством, спортом, интеллектуальными играми? Первым делом предложила им ответить на вопросы анкеты. А когда проанализировала ответы, поняла: за пределами школы интересы детей широки.

Поскольку ребята были собраны из разных классных коллективов и школ, то ей захотелось, чтобы они подружились. На большом классном часе ребята больше узнали друг о друге. Оказалось, что Афанасий Шишебаров приехал из Архангельска, другие ребята – из Новороссийска и других городов страны. Среди новичков оказалось немало юных художников, и они откликнулись на просьбу Тамары Георгиевны принести в лицей свои творческие работы.

– Когда я увидела рисунки, пришла в восторг, – вспоминала завуч. – Тогда же на классном часе в кабинете физики мы устроили вернисаж. Потом стали его обновлять авторскими работами Лизы Шамбаевой, Алины Золотухиной, Полины Журловой, Афанасия Шишебарова. На выставке декоративно-прикладного искусства демонстрировались куклы ручной работы и поделки из природного материала.

Алексей Шиликовский учится в лицее второй год. По словам педагогов, ему сначала было сложно адаптироваться к программам расширенного и углубленного уровня усвоения. Но он старался, успешно окончил учебный год и проявил интерес к роли ведущего. Теперь Алексей проводит вечера, торжественные линейки, праздники. Сейчас группа из шести ребят, которую возглавляет Алексей, готовится к поездке в Нижний Новгород, где примет участие в первом слете учащихся «Газпром-классов». Форум проводится по инициативе ПАО «Газпром» в целях подготовки перспективного кадрового резерва для дочерних обществ и организаций, а также для повышения качества подготовки учащихся. Лицеистам предстоит выступить в творческих конкурсах и по итогам деловых игр защитить свой проект.

Если вспомнить историю этой общеобразовательной организации, то было время, когда она работала в тесном контакте с космическим центром им. Хруничева и Московским авиационно-техническим институтом. Потом приоритеты выпускников изменились, больший интерес у них стали вызывать вузы Санкт-Петербурга. Так появились лицейские классы, которые работали по программе углубленного изучения физики и математики.

Следующий профиль, которому стали отдавать предпочтение старшеклассники, был химико-биологический, поскольку возникла потребность в освоении медицинских специальностей. Если в первых выпусках лицея было очень мало ребят, интересовавшихся медициной, то в последние годы наблюдается бум. В 2014 году семнадцать ребят поступили в медицинские вузы, в 2015-м – восемнадцать. И до сих пор учащиеся города просятся в химико-биологический класс лицея № 1. Однако он укомплектован, и количество мест в нем, к сожалению, ограничено.

Несмотря на то, что среди выпускников «Газпром-класса» есть желающие получить гуманитарное или медицинское образование, большинство все же ориентируется на технические, инженерные специальности, нефтегазовое дело. В прошлом году учащиеся этого класса побывали на экскурсиях на предприятиях топливно-энергетического комплекса. Специалисты ООО «Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск» в тандеме с педагогами проводят мастер-классы, конференции, интерактивные игры для выпускников. Уже сейчас учителя грустят, что будущей весной им придется расстаться с этим сплоченным и самобытным коллективом учащихся – опорой и надеждой образовательной организации.

Хорошо, что подрастает смена – в этом году в лицее № 1 открылся второй на Дальнем Востоке аналогичный специализированный класс (10-й Г). Все 25 его учеников прошли рейтинговый конкурсный отбор и выбрали программу обучения с упором на углубленное изучение математики, физики, химии, информатики и черчения. Семинары у них также будут вести специалисты компании. В планах – посещение производственных объектов компании, участие в ярмарках вакансий в СахГУ и другие мероприятия, которые помогут школьникам определиться с выбором будущей профессии.

Интересная деталь: спецкурсы в «Газпром-классе» могут посещать ученики разных классов – вход свободный. Это тоже своего рода профориентация, которая со временем, вероятно, даст желаемый результат.

Л. Степанец..

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ