Воскресенье, 28 апреля, 2024

Какая власть – такие и выборы, какие выборы – такая и власть

Пространственная стратегия преемника
разу после наступления нового 2008 г. Дмитрий Медведев начал свои поездки по стране в новом качестве – не столько кандидата в президенты на предстоящих в марте выборах, сколько в качестве преемника, инспектирующего передаваемое ему хозяйство и выстраивающего отношения с региональными элитами.
Начав 10 января (еще до окончания длинных новогодних праздников), Медведев объехал два десятка регионов – по четыре-пять в Приволжском и Южном федеральных округах, по два-три в Северо-Западном, Уральском, Сибирском и Дальневосточном и всего один регион в центре (впрочем, целый ряд важных для кампании Медведева мероприятий был проведен в Москве, что вполне компенсирует единственный заезд Медведева в регионы Центрального округа).
Программы визитов были однотипны: по дню на регион, внеочередные расширенные заседания советов при полпредах по выполнению какого-либо из национальных проектов (по обеспечению жильем, по здоровью), широко освещаемые прессой посещения отдельных объектов (заводов, больниц, строек, кораблей), беседы с рядовыми избирателями. Участие в визитах полпредов и всех губернаторов округа обеспечило полный охват чиновничества. Программа визитов Медведева была настолько концентрированной и жесткой, что времени на нормальное общение даже с региональными лидерами у него не оставалось. В ряде случаев, например, в Волгограде, он ломал график, чтобы содержательно пообщаться с местным руководством.
По ходу поездок, как правило, делались заявления общего плана, рассчитанные на всех избирателей: о реформировании пенсионной системы, о превращении России в великую продовольственную державу, об экологической безопасности, с ходу решались (по крайней мере, на словах) какие-то местные проблемы, отдавались поручения чиновникам относительно разработки нормативных актов и изменения законодательства – по рыболовству, по охране окружающей среды.
Общий настрой поездок и публичных заявлений Медведева был почти всецело позитивен, иногда звучала легкая и безадресная критика бюрократии. В ходе поездок прежде всего подчеркивались успехи: губернаторы демонстрировали их Медведеву, а Медведев – стране. Здесь и строительство жилья для военнослужащих (Калининград), и успехи в модернизации системы здравоохранения (Мурманск), и значительное улучшение экологической ситуации (Челябинск). Обращая внимание избирателей на успехи, Медведев подчеркивал, что сделано еще недостаточно, надо умножать усилия.
Две поездки – в Ростов-на-Дону и Пензу – Медведев совершил с Путиным. В уральской поездке Медведева сопровождали глава его избирательного штаба и одновременно президентской администрации Собянин и министр по региональному развитию Дмитрий Козак, иногда, например, в Мурманске, присутствовали и руководители профильных федеральных ведомств.
Публично подбор регионов для посещения Медведевым не комментировался. Во время кампании, с одной стороны, приводились соображения, согласно которым Медведев должен стараться увеличить свою поддержку по сравнению с той, что в декабре получила «Единая Россия» в регионах, где единороссы собрали голосов меньше среднего. И если, мол, Медведеву удастся добиться лучшего результата, это будет свидетельствовать о его аппаратной эффективности. Открывшие серию предвыборных поездок преемника Калининград и Мурманск в эту логику, казалось бы, вписываются. Как, впрочем, и весь северо-запад. С другой стороны, было очевидно, что без специальной подготовки и серьезного, а не на ходу обращения к волнующим население региона проблемам (а на это у Медведева просто не было времени и возможностей) добиться отклика в сердцах местных избирателей вряд ли возможно.
сли взглянуть на всю совокупность поездок Медведева в январе – феврале, можно высказать несколько соображений относительно логики, которой руководствовался Кремль, организуя их. Во-первых, это полнота территориального охвата: практически уже за первые четыре недели Медведев, посетив 14 регионов, охватил все федеральные округа. Во-вторых, это очевидное избегание проблемных регионов и приоритет регионам успешным, создающим хороший фон для появлений первого вице-премьера, занимающегося национальными проектами и делающего упор в кампании на усиление социальной составляющей в политике. Не случайно, скажем, посетив почти все русские регионы Южного федерального округа, Медведев не доехал там ни до одной национальной республики. Зато он посетил мощные Башкирию и Татарстан, а также Якутию, где стартует сразу несколько крупных инвестиционных проектов. В-третьих, предпочтение отдавалось крупным и сильным регионам, а также территориям с влиятельными губернаторами, что сейчас во многом совпадает. Наконец, похоже, что все региональное измерение в кампании Медведева было вторичным, а первичным было обращение ко всем крупным слоям и группам электората: ветеранам (Волгоградская область и Петербург), пенсионерам, бизнесу (Краснодар, Красноярск), работникам ВПК (Воронеж, Ижевск), аграрного комплекса (Алтайский край), рыбакам (Мурманская область). Регионы использовались скорее как трибуны, и реальным адресатом широко тиражировавшихся заявлений первого вице-премьера являлась вся страна. Этому способствовало и то, что его визиты подгадывались под крупные общенациональные или макрорегиональные мероприятия: Всероссийский форум промышленников и предпринимателей в Краснодаре, Всероссийский сельский сход в Барнауле, съезд Союза машиностроителей России в Ижевске, форум матерей Сибири в Новосибирске, совещание минздравсоцразвития по социальной политике в Уфе, совещание по вопросам производства отечественного медицинского оборудования (Свердловская область) и др. Интересно, что затрагиваемые Медведевым проблемы хотя иногда несколько выходили за пределы давно курируемых им национальных проектов, но совсем незначительно. Скажем, в Мурманске он обратился к проблемам делимитации российско-норвежской границы. Традиционно «президентских» сфер, прежде всего таких, как силовые структуры и внешняя политика, Медведев практически не касался. Исключением были отдельные аспекты безопасности: экологический (на эту тему он выступил на январском заседании совета безопасности) и продовольственный – впрочем, все это укладывается в образ скорее рачительного хозяйственника, чем защитника страны. Конкретные серьезные заявления, которые можно было бы считать приоритетами его программы, Медведев сделал на гражданском форуме в Москве и на экономическом форуме в Красноярске.
се это позволяет сделать вывод, что поездки Медведева по стране решали общие, а не частные, региональные задачи его кампании. Кстати, ни к каким существенным электоральным изменениям на региональном уровне кампания Медведева и не привела. Поездки во многом были смотринами, предъявлением преемника региональным административно-политическим элитам. Чрезвычайно интенсивный и жесткий, буквально на грани физических возможностей график поездок Медведева, не оставлявший ему времени ни на что другое, не может быть объяснен нуждами собственно избирательной кампании. По-видимому, решалась задача выключения Медведева из интенсивной аппаратной борьбы в центре и приготовлений к изменению общей конфигурации власти.
Н. ПЕТРОВ,
член научного совета Московского центра Карнеги, кандидат географических наук.
(Продолжение следует).

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ