Воскресенье, 28 апреля, 2024

Кто был за штурвалом «Савойи»?

Новая версия последнего полета героя спасения челюскинцев

«Советский Сахалин» уже сообщал, что на востоке Хабаровского края в труднодоступной местности в 60 километрах севернее поселка Лазарев Николаевского района найдены обломки гидросамолета «Савойя C.55X», а также останки экипажа и пассажиров (последняя публикация была 16 октября с. г.). Катастрофа случилась 26 июня 1935 года. Воздушное судно летело из Александровска-Сахалинского. Разбившийся самолет нашли через несколько месяцев охотники, потом к месту падения было несколько экспедиций. Но общественности об этом стало известно только осенью этого года, когда хабаровские поисковики обратились с заявлением в Дальневосточное следственное управление на транспорте по факту обнаружения человеческих останков и обломков самолета. Состоялась совместная поездка криминалистов и общественников в точку крушения. Останки людей доставили в Хабаровское краевое бюро судмедэкспертизы. Предстоит долгая генетическая идентификация.
Но что же произошло с гидросамолетом?
«Савойя», принадлежавшая 13-му гидроотряду Дальневосточного территориального управления гражданского воздушного флота (базировался в гидропорте Хабаровска), вылетела из Александровска-Сахалинского в 10 часов 40 минут. Пункт назначения – Хабаровск. За штурвалом был герой спасения челюскинцев 33-летний летчик Александр Светогоров. Члены экипажа – радист Ефремов и бортмеханик Стыченко.
На борту были не обычные пассажиры. В Хабаровск летел директор Тымовской (Рыковской) машинно-тракторной станции на Сахалине Антон Шереметьев. При нем был наградной пистолет Коровина, он вез под миллион рублей – выручка МТС – вместе с главбухом Степаном Щетининым. Среди пассажиров – механик МТС Бараксин, его жена Ильинская с ребенком, бухгалтер «Сахлестреста» Грановский, супруга сотрудника областного земельного управления Докучаева и два инструктора НКВД.
Самолет должен был следовать по установленному маршруту: от Александровска-Сахалинского через Татарский пролив с заходом на материк (ворота материка) в районе оз. Большие Кизи, и далее, оставляя слева п. Де-Кастри, поворачивая курсом к п. Софийск, с выходом на Амур. И по реке, как по путеводной нити, в Хабаровск.
В тот день был туман, плохая видимость. Самолет пролетел заход в «ворота на материк» у п. Де-Кастри, затем еще 87 км на север, оказавшись за п. Лазарев, где попал в «каменную ловушку» Чертова хребта. Там его и нашли разбившимся. Но мог ли командир корабля Светогоров так ошибиться с заходом на материк?
Зная биографию летчика Александра Светогорова, нельзя пройти мимо его подвига в 1934 году, когда, будучи командиром звена
2-й отдельной Камчатской морской авиаэскадрильи 11-го авиаотряда войск ОГПУ СССР,  он участвовал в спасении челюскинцев. Взлетев на самолете «Савойя С.62bis» со льда на лыжах в районе мыса Олюторского, он перебросил группу челюскинцев (всего 29 человек) от с. Уэлена до п. Провидения – точки сбора зимовщиков. И был представлен командованием погранвойск управления Краснознаменной пограничной и внутренней охраны к ордену Красной Звезды.
С врачом Старокадомским пограничный летчик в начале мая 1934 г. совершил полет на мыс Шмидта, откуда эвакуировал шесть больных цингой моряков с парохода «Хабаровск», также зимовавшего во льдах Чукотского моря. Челюскинскую летную эпопею Александр Светогоров завершил без единой поломки.
Так вот, летал он на севере в условиях высшей категории трудности, где сплошной лед и нет никаких визуальных ориентиров, а все полеты проходят только по компасу. Как же он мог пролететь заход на материк 26 июня 1935 года? А если и был туман, то почему не дождался погоды?
Известно, что вынужденные посадки обычно делались в затоне у села Виахту в Александровск-Сахалинском районе Сахалинской области, в 77 км от районного центра – Александровска-Сахалинского (тогдашнего областного центра). Этот затон как раз напротив «ворот на материк» – оз. Большие Кизи у п. Де-Кастри.
Водный путь с острова на материк напрямую составлял 70 км. Здесь ждали погоды при полете в Хабаровск и обратно – до Александровска-Сахалинского.
Именно здесь и приводнился (называется «сидел на трассе») рано утром 25 июня 1935 года на «Савойе C.55X» Александр Светогоров, когда летел на Сахалин. Отправляясь в обратный и, как оказалось, в последний путь, Светогоров не сел в затоне у Виахту при плохой погоде, а пролетел дальше.
Загадка «пролета» гидросамолета в тот день, похоже, лежит на поверхности. Если внимательно читать протокол заседания бюро Даль-крайкома ВКП(б) № 121 от 31 августа 1935 года, где озвучено заключение комиссии Дальневосточного краевого комитета ВКП(б) по материалам обследования Дальневосточного территориального управления Гражданвоздухофлота, то там приведен пример, как «Светогоров уже оставлял управление самолетом во время полета на Сахалин». Машину вел бортмеханик/бортинженер, ответственный за состояние и работу двигателей, аппаратуры и оборудования; он мог разбираться в управлении самолетом (на «Савойе C.55X» был двойной штурвал – командир за левым, бортмеханик – за правым).
С чем связаны такие действия, в протоколе не указано. Можно только предположить, что вымотавшийся от бесконечных полетов (путь от Хабаровска до Сахалина и обратно занимал в одну сторону 5 часов 20 минут, а в июне 1935 года за 15 дней Светогоров налетал 75 часов, выполнив месячную норму) с отдыхом в 2 – 3 часа, Светогоров поднимал и садил самолет, а уже в полете его вел бортмеханик.
Если учесть все эти факты и опять же лишь предполагая, по одной из версий, – самолет «Савойя C.55X» 26 июня 1935 года вел бортмеханик Стыченко. Он мог пролететь «ворота на материк», а пролетев по прямой на север, до п. Лазарев, забеспокоившись, что местность другая, передал управление Светогорову. А Светогоров, считая, что они у Де-Кастри, стал заходить по утвержденному маршруту и столкнулся с горой Медвежьей Чертова хребта в Николаевском районе Хабаровского края.
К. Пронякин,
участник поисковой экспедиции.
P. S.
Все это время общественность не знала о причинах катастрофы.
В государственном архиве Хабаровского края поисковики недавно нашли протокол
№ 121 заседания бюро Далькрайкома ВКП(б) от 31.08.1935 г. по материалам обследования Дальневосточного территориального управления Гражданвоздухофлота, в чьем ведомстве и была «Савойя С.55», где записано: «основной и главной причиной гибели самолета является вылет в нелетную погоду».
Исполнительный директор межгосударственного авиационного комитета Виктор Сороченко в начале ноября сообщил, что МАК «не видит оснований сомневаться в выводах о причинах катастрофы самолета «Савойя С.55» в Хабаровском крае 26 июня 1935 года, сделанных комиссией Гражданвоздухофлота».
Как указал Сороченко, «происшествия по такой причине (нелетная погода) происходили со времен зарождения авиации». Также он написал, что «пути предотвращения подобного типа происшествий носят организационный характер и хорошо теперь известны».
Удалось выяснить, что с Сахалина самолет Светогорова был вызван срочной «диспетчерской телеграммой о возвращении в Хабаровск» диспетчером Бураго. Начальник Александровск-Сахалинского гидропорта Моничев за выпуск самолета 26 июня 1935 года в нелетную погоду отдан под суд и расстрелян.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ