Суббота, 27 апреля, 2024

Купленные «корочки», утраченная «Надежда»…

Илья Царьков.

Сахалинский следственный отдел на транспорте, входящий в состав Дальневосточного следственного управления на транспорте, 15 января отметил пять лет со дня создания. Не такой уж большой юбилей, но тем не менее за прошедшие годы сотрудникам отдела довелось принимать активное участие в расследовании ряда резонансных уголовных дел. Чего стоит одна лишь трагедия с гибелью буровой платформы «Кольская» в декабре 2011 года, когда из находившихся на ее борту 67 человек спастись удалось только 14-ти… Впрочем,  каждый год происходят какие-либо ЧП на транспорте, не обходится без проявлений коррупции, гибнут и травмируются люди на производстве, так что скромный юбилей отдела для самих его сотрудников вполне можно назвать в духе советских традиций «праздником в рабочей спецовке». Журналист встретился с руководителем отдела майором юстиции И. Царьковым и взял у него интервью.

– Илья Николаевич, чем закончилась история с «Кольской»?

– Сахалинский следственный отдел на транспорте, которым в то время руководил Д. Хайбриев, проводил первоначальные следственные действия, затем уголовное дело было передано для расследования Дальневосточному следственному управлению на транспорте. Была проведена масштабная работа, целый ряд разнообразных экспертиз, допросы и прочее. Платформа находилась на дне Охотского моря, на глубине 1055 метров, для ее детального осмотра было задействовано судно специального назначения «Кендрик» и глубоководный аппарат «Тритон»… По последней информации, это дело еще рассматривается в суде.

– Каким выдался 2015 год?

– Урожайным на резонансные дела, не обошлось без трагедий. Одна из них произошла 2 апреля 2015 года: в Охотском море перевернулось и затонуло рыболовное судно БАТМ «Дальний Восток». Погибли 62 члена экипажа, 7 пропали без вести, 63 рыбака были спасены, они получили переохлаждение организма разной степени… В настоящее время это уголовное дело находится в производстве главного следственного управления.

– Однако чрезвычайные происшествия, наверное, случались и на суше?

– 3 ноября 2014 года в условиях непогоды в половине седьмого вечера на 102-м километре железнодорожного перегона Чехов – Пионеры в районе с. Костромское Холмского района под откос ушел пригородный пассажирский поезд № 6019 из двух вагонов, двигавшийся со скоростью 39 километров в час. Погиб дорожный мастер Холмской дистанции пути. В медицинские учреждения с травмами разной степени тяжести обратились почти три десятка пассажиров, из них пятеро несовершеннолетних… У погибшего на иждивении были супруга и двое малолетних детей. 29 мая 2015 года по требованию транспортного прокурора решением суда с ОАО «Российские железные дороги» была взыскана компенсация морального вреда в пользу членов семьи погибшего. Расследование уголовного дела, возбужденного по признакам нарушения правил безопасности движения и эксплуа-тации железнодорожного транспорта, повлекшего по неосторожности смерть человека, – на завершающей стадии.

– Один из приоритетов в работе следственных органов – борьба с коррупцией во всех ее проявлениях. Можно ли привести свежий пример из практики отдела?

– Сотрудники нашего отдела расследуют, выявляют и устраняют причины и условия совершения преступлений на морском, железнодорожном, авиатранспорте. Анализ происшествий на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры побудил следственные и правоохранительные органы уделить особое внимание деятельности отдельных учебных заведений. Возникли основания для подозрений – некоторые моряки явно не имеют достаточной квалификации, не являются компетентными специалистами в своей области. Выяснилось, что подозрения не были напрасными. В 2015 году было расследовано и направлено в суд уголовное дело, возбужденное по ч. 3 ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп) в отношении директора некоммерческого образовательного учреждения «Холмский центр охраны труда и подготовки кадров». Руководитель решил обогатиться незаконным путем – договаривался с желающими получить удостоверение докера-механизатора не проходя при этом обучения, без экзаменов. То есть человек приходил к директору, платил 25 тыс. рублей и получал удостоверение, после чего устраивался на работу. Преступление выявилось в ходе оперативно-розыскных мероприятий, проведенных транспортной полицией. Кроме того, стали выявляться факты использования поддельных документов при трудоустройстве таких горе-специалистов. Возник вопрос «откуда дровишки», постепенно следователи стали распутывать этот клубок. При этом помогло примечание к упомянутой статье Уголовного кодекса, согласно которому лицо, заявившее о совершении коммерческого подкупа, освобождается от уголовной ответственности, если активно способствует раскрытию преступления. Это не значит, что гражданин совсем уходит от ответственности – он привлекается по менее «жесткой» статье за использование заведомо ложного документа… Короче говоря, была собрана достаточная доказательная база, директор, который долгое время не признавал своей вины, был вынужден признаться под тяжестью неопровержимых доказательств. Суд вынес приговор – четыре года лишения свободы условно плюс солидный штраф. Естественно, директору пришлось покинуть свой пост, он лишился работы. Доказано несколько эпизодов. В одном случае он фактически навязал свою незаконную платную «услугу» человеку, проходившему обучение по другой специальности и законно получившему по ней удостоверение. Просто предложил ему за 25 тысяч рублей получить еще одну дополнительную «корочку», чтобы тот смог устроиться в дальнейшем на более высокооплачиваемую работу… К слову, о борьбе с коррупцией и должностными преступлениями: с июля 2015 года действует законодательное нововведение. Теперь на предприятиях, контрольный пакет акций в которых принадлежит государству, сотрудники, в том числе руководители разного ранга, приравниваются по статусу к госслужащим. Это относится и к транспортным компаниям. Соответственно, если раньше сотрудники в таких компаниях могли привлекаться по статьям 201 (злоупотребление полномочиями), 204 (коммерческий подкуп), то теперь виновным может предъявляться обвинение, например, по ст. 290 УК РФ (получение взятки), подразумевающей гораздо более суровое наказание.

– Большой резонанс вызвало ЧП на море 28 ноября 2015 года, когда в акватории морского порта Невельск во время шторма на камни выбросило танкер «Надежда» с большим количеством топочного мазута и дизельного топлива на борту. Произошла большая утечка нефтепродуктов, была загрязнена значительная часть акватории и берег Татарского пролива… На какой стадии расследование по этому делу?

– Изначально уголовное дело было возбуждено по ч. 1 ст. 263 (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта). Позже по представлению прокуратуры было возбуждено еще одно уголовное дело по ст. 247 УК РФ (нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами). Много времени потребовалось для уточнения размеров ущерба. Сейчас уже можно начинать формулировать обвинительное заключение. Во всей этой эпопее выявляется множество грубых нарушений закона. Танкер не имел права выходить в море с тем составом экипажа, который указан в судовой роли. Количество людей формально соответствовало заявленному, но по составу – нет. Когда судно вышло из порта Ванино, в судовой роли был указан член экипажа, механик, которого на борту не было, он поднялся на борт только на Сахалине. На судне не хватало вахтенного, поэтому члены экипажа не могли нормально выспаться, отдохнуть, в итоге проспали момент, когда нужно было оперативно среагировать на ухудшение погоды. При заявленном водоизмещении нельзя было грузить «сборную солянку» из нефтепродуктов в таком большом количестве – почти 800 тонн. Бог миловал, никто из людей не пострадал в этой истории, но экологическая катастрофа налицо. С кого нужно спрашивать в данной ситуации? В первую очередь, конечно, с капитана – он не должен был выходить в море. Но, с другой стороны, есть много вопросов к сотрудникам государственного портового контроля по обеим сторонам Татарского пролива – в портах Ванино и Невельска, к капитанам этих портов, к руководителям предприятий – судовладельцу и фрахтователю судна. Возникает закономерный вопрос: для чего существуют все перечисленные службы? Зачем проводить разные освидетельствования, обучать специалистов, платить им зарплату? Уверен, в данном случае все стороны получат по заслугам… В настоящее время ведется предварительное следствие, направленное на установление всех обстоятельств произошедшей аварии.  Расследование может служить образцом оперативной и дружной работы в единой связке различных органов и подразделений. Это настоящая коллективная работа одной командой.

Я. САФОНОВ.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ