Воскресенье, 28 апреля, 2024

Летающая лодка с легендарной судьбой

Дальневосточники предлагают поставить памятник
самолету «Савойя С.55»

Как уже сообщал «Советский Сахалин», осенью этого года хабаровские поисковики обратились в Дальневосточную транспортную прокуратуру по факту обнаружения у поселка Лазарев Николаевского района Хабаровского края человеческих останков и обломков гидросамолета «Савойя С.55Х». Катастрофа случилась 26 июня 1935 года. Воздушное судно летело из Александровска-Сахалинского. Три члена экипажа и девять пассажиров-сахалинцев погибли. О последнем полете самолета, версиях его крушения газета рассказывала 29 сентября, 16 октября и 20 ноября.
За восемьдесят лет самолет почти весь растащили. Удалось спасти лишь две силовые установки «Isotta-Fraschini Asso 750», каждая по полтонны весом. Местный житель Иван Шило с сыновьями проделал целую операцию по эвакуации с горы из глухой тайги этих двигателей. Сейчас хранит их на огороде в одном из частных домов в Комсомольске-на-Амуре. На местный авиационный завод им. Ю. Гагарина – филиал холдинга компании «Сухой» – Иван Шило и обратился к авиационным специалистам – узнать, что за двигатели и с какого они самолета?
Инженеры посмотрели двигатели. Увидев «итальянский язык» на кожухе, отправили Шило к итальянским производителям авиационной техники, которые трудились на Комсомольском авиазаводе. Находкой заинтересовался Карло Бассани, вице-президент АО «Гражданские самолеты Сухого». Он попросил у Шило номер двигателя, сказав, что по нему в Италии расскажут все про самолет и подтвердят его подлинность. Оказывается, все эти годы никакого официального подтверждения о найденном в тайге гидроплане не было. Но было известно, что СССР закупал в Италии самолеты и они работали на пассажирских линиях в 30-х годах XX века на Дальнем Востоке России.
Номер двигателя был I-V AAB. В обществе гидросамолетов Верхней, т. е. Северной, Италии, которое строило гидросамолеты начиная с 20-х годов, сообщили, что это действительно «Савойя С.55Х» 1933 года постройки, самый первый самолет, купленный СССР за золото.
На этом самолете, пилотируемом советскими летчиками (командир А. Демченко – за сверхдальний, «ответственный перелет» награжден орденом Красной Звезды, второй пилот Конкин, штурман Петров и бортмеханик Эренпрейс), 8 июля 1933 года был совершен сверхдальний перелет из Сесто-Календе (Италия) во Владивосток через Стамбул (Турция), Одессу с остановкой на технические испытания в Севастополе (проверяли устойчивость машины в турбулентных потоках). В конце сентября 1933 года воздушное судно прилетело в оперативно-войсковой отдел на Камчатку – это 22 тыс. километров.
Самолет вообще-то был военный – дальний морской бомбардировщик или торпедоносец. Но вооружения на «Савойе С.55» самой современной тогда модификации «X» не предусматривалось, хотя в то время об этом знали лишь разработчики. Именно этот самолет при пересечении госграницы в Одессе в 1933 году, не зная, что он уже советский, обстреляли зенитчики Украинского военного округа, но промахнулись.
В 1935 году самолет получил бортовой номер «СССР Л 840», его перегнали в гидропорт – аэростанцию Хабаровска, и он стал работать на пассажирской авиалинии Хабаровск – Александровск-Сахалинский. Принадлежало судно Дальневосточному территориальному управлению Гражданского воздушного флота.
Летал на нем легендарный полярный летчик СССР, участник спасения челюскинцев на Чукотке в 1934 году Александр Павлович Светогоров. Именно его отправили в непогоду 26 июня 1935 года из Александровска-Сахалинского в Хабаровск с 9 пассажирами на борту. Самолет попал в туман, сбился с курса и залетел в горы. Как предполагают специалисты, ему не хватило каких-то 30 метров высоты, чтобы пролететь над макушками вековых лиственниц в распадке.
Между тем Карло Бассани заявил, что двигатели с итальянского самолета «Савойя С.55» уникальны. Они не сохранились ни в одном музее мира, даже в авиационном музее «Воландия» в Милане – макет.
Причем, как заверяет сам Иван Шило, спасший двигатели, а также авиаторы, установки в полном порядке, и одну можно хоть сейчас заводить.
Выяснилось также, что СССР в 1933 году купил в Италии 6 летающих лодок «Савойя С.55X» (всего в Италии их построено 243), пять из них – для Дальневосточного управления Гражданвоздухофлота (одна разбилась при перелете, командир Б. Бухгольц погиб), а головная, с полным зимним капотированием двигателей – для управления воздушной службы Главсевморпути.
В авиационном музее «Воландия» сообщили: один самолет «Савойя С.55» в 1933 году стоил 477 тыс. лир, что по тогдашнему курсу равнялось 1 млн. рублей золотом, а по нынешнему – примерно 1 млрд. лир, 530 тыс. евро или 37,3 млн. рублей.
Все «Савойи С.55» Дальневосточного управления Гражданвоздухофлота, впрочем, и по всему миру, списали к концу 30 – 40-х годов и разобрали на дрова: деревянная конструкция требовала ангарного хранения, не всегда возможного в тогдашних условиях.
Авиационный инженер Франко Бугада из Италии, сотрудничающий с авиационным музеем «Воландия», заявил о готовности купить спасенные двигатели. Хабаровчане пока согласны отдать один, а второй оставить для потомков в России. И предлагают поставить памятник первому пассажирскому гидросамолету, связавшему города и веси Дальнего Востока. Ведь тогда на востоке страны не было ни одного сухопутного аэродрома.
К. ПРОНЯКИН,
участник экспедиции.
г. Хабаровск.
(Специально для «Советского Сахалина»).
P. S.
В Холмске живет племянница летчика А. Светогорова.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ